Российским металлургам некуда инвестировать лишние деньги

Источник
Все свободные деньги компании направляют на выплату дивидендов.
Большинство компаний черной металлургии чувствуют себя отлично, потому что успели завершить дорогостоящие проекты до обвала цен, говорит директор Центра экономического прогнозирования Газпромбанка Айрат Халиков: «Небольшие сталелитейные заводы обанкротились еще в 2013–2015 гг., выжили только гиганты». До конца 2015 г. цены на сталь снижались, падение в сравнении с началом 2012 г. достигло 56% (с $577,5 до $252,5 за тонну горячекатаного проката, FOB, Черное море), по данным Bloomberg. С тех пор сталь снова подорожала до $557,5 за тонну (-3,5% в сравнении с 2012 г.). Но угроза падения цен из-за профицита сталеплавильных мощностей в Китае сохраняется, указывает Халиков. Несколько лет назад почти все российские металлурги взяли курс на снижение долговой нагрузки и капитальных затрат, так как увеличение производства не имело смысла – глобальная загрузка мощностей упала ниже 70%, говорит аналитик «Атона» Андрей Лобазов. «Более понятная и предсказуемая дивидендная политика стала одним из самых простых способов повысить инвестиционную привлекательность компаний», – подчеркивает он.

Все – акционерам

Крупнейшие металлургические компании за последние два года изменили подход к выплате дивидендов, отказавшись от привязки размера платежа к чистой прибыли или поставив его в зависимость от долговой нагрузки. Это слишком неустойчивый показатель, на который могут влиять различные неденежные статьи, объясняет финансист одной из компаний. А задача была сделать политику более предсказуемой.

Так, «Северсталь» по дивидендной политике платит не менее половины скорректированной чистой прибыли, если долговая нагрузка меньше 1 EBITDA (долговая нагрузка компании – 0,4 EBITDA). Но цель компании – направлять на дивиденды весь свободный денежный поток, пишут аналитики «Атона» в своем обзоре. «Ориентиром для инвесторов компании являются дивиденды на уровне 100% свободного денежного потока», – подтверждает представитель компании. Так, за 2016 г. компания вернула акционерам $1,089 млрд в виде дивидендов, при этом ее денежный поток после капитальных затрат был $1,021 млрд. За 2015 г. на дивиденды пришлась почти половина свободного денежного потока.

ММК изменил дивидендную политику в апреле – компания будет направлять на выплаты половину денег, остающихся после капрасходов и затрат на поддержание, если ее долговая нагрузка ниже 1 EBITDA. Если выше, на дивиденды уйдет не менее 30% свободного денежного потока. Но зато компания будет стремиться перейти на ежеквартальные выплаты.

Изменить дивидендную политику планирует и Evraz, который до сих пор платил, если долговая нагрузка ниже 3 EBITDA и есть чистая прибыль, раскрыла компания на недавнем дне инвестора. Размер выплат тоже будет зависеть от отношения чистого долга к EBITDA и свободного денежного потока. Регулярные выплаты дивидендов предполагаются при долговой нагрузке не выше 2 EBITDA (этот уровень достигнут по итогам первого полугодия). В 2017 г. компания рассчитывает направить на дивиденды до $429,6 млн.

Дивидендная политика НЛМК не менялась с 2015 г. – выплаты квартальные, составляют 30–50% от чистой прибыли или денежного потока в зависимости от долговой нагрузки (0,4 EBITDA по итогам первого полугодия). «По факту текущие выплаты превышают минимальный уровень», – подчеркнул представитель НЛМК. Так, в первые два квартала дивидендные платежи превышали свободный денежный поток.

Не до крупных проектов

Крупные проекты в отрасли (заводы строительного проката «НЛМК-Калуга», «Северсталь-Балаково») были запущены в 2013 г., а год назад на Стойленском ГОКе НЛМК заработала фабрика окомкования. «Сейчас пройдены почти все основные инвестиционные циклы у металлургов, снижать административные расходы уже больше невозможно, активизировать M&A-политику российские металлурги не хотят, памятуя кризисы 2008 и 2014 гг. Единственное, что остается, – платить дивиденды», – говорит директор по инвестициям TKC Partners Андрей Третельников.

Впрочем, «Северсталь», например, рассчитывает в 2018 г. направить на дивиденды больше, чем в 2017 г. (за полгода выплачено $680 млн), пишут аналитики «Атона». «Северсталь» не нацелена на увеличение мощностей в текущей рыночной ситуации, а на объявленные проекты компании хватает средств из текущего денежного потока, поясняет представитель: «Обеспечение возврата средств для акционеров – наш приоритет. Кроме того, у компании около $1 млрд свободных денежных средств на балансе и она может себе позволить большие дивидендные выплаты».

Инвестиции ММК до 2025 г. в модернизацию существующих мощностей и строительство новых составят $400–600 млн ежегодно. «ММК делает упор на первый передел – новая аглофабрика, новая коксовая батарея, новая домна – и на модернизацию существующих мощностей», – говорит представитель компании. «Ключевыми направлениями развития НЛМК будут инвестиции в развитие, консервативная финансовая политика и высокий уровень доходности для акционеров», – отметил представитель НЛМК.

Цены волатильны, макропрогноз неясен, страновые риски обострились – конечно, металлурги предпочитают платить дивиденды, а не вкладываться в новые проекты, говорит директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский. «Поэтому металлурги пока откладывают проекты до лучших времен и платят большие дивиденды», – добавляет он. Зато это позитивно скажется на капитализации компаний и позволит владельцам в среднесрочной перспективе снижать доли владения, чтобы инвестировать в более быстро растущие бизнесы, допускает Третельников.
Персоны Компании
Стальной сговор: Европейская экономическая комиссия оштрафовала НЛМК
После наказания НЛМК и ВИЗ-стали на рынке стали Европейская экономическая комиссия начала расследование по признакам возможных нарушений на рынках автошин, легковых и грузовых автомобилей, колес для железнодорожного транспорта и рынке станкостроения.
Пошла плясать губерния
Зачем понадобилось массово менять глав регионов накануне президентских выборов?
Мурманскй губернатор Марина Ковтун оказалась во главе мафии
Многочисленные поборы с местного бизнеса для руководства Мурманской области могут обернуться новым «делом Гайзера».
«Северсталь» арестовала счета компании сына Виктора Черномырдина
Конфликт за Яковлевский рудник напоминает передел собственности конца 1990-х – начала 2000-х годов.
Эльвира Набиуллина нашла черного трейдера в банке «Ак Барс»
ЦБ уличил экс-трейдера банка «Ак Барс» Артема Люлинского в манипулировании акциями крупнейших компаний России, в числе которых «Роснефть», «Газпром» и Сбербанк. За пять лет трейдер заработал на этом 77 млн рублей.
Евросоюз наказал российских металлургов за демпинг
Продукция Северстали, ММК и НЛМК в России стоила дороже, чем в Европе. Вопросов у российских органов это не вызывало, но европейцев заставило насторожиться.
«Абсолютный варяг»: зачем Кремль отправил мэра небольшого города в Сибирь
Президент принял отставку главы Новосибирской области Владимира Городецкого. Уход Городецкого с поста был абсолютно ожидаем, заявили эксперты, чего нельзя сказать о назначении на его место мэра Вологды Андрея Травникова.
Не только Ротенберги: как миллиардеры зарабатывают на хоккее
Интерес к хоккею со стороны российских бизнесменов неудивителен, ведь им увлекается Владимир Путин. Но и в США немало поклонников этого вида спорта.
ММК прокатится до Перми
Группа Виктора Рашникова может купить Лысьвенский метзавод.
Налоговая беспечность обернулась для группы «Черкизово» уголовным делом
МВД возбудило уголовное дело по факту неправильного взимания налогов с выплачиваемых дивидендов.
Из "Райффайзен Банка" изгнали Джека Лондона
В "Райффайзен Банке" на Мойке полиция увидела вывод на Кипр 100 млн рублей.
Мусор нового поколения
Братья Дмитриевы и Олег Греф занялись «Чистой логистикой».
Преждевременные руды гигантизма
Недостроенная судоверфь «Звезда» требует сырьевую базу.
Дорогая сталь
Российские металлурги разбогатели больше чем на $1 млрд за полдня.
«Сибуглемет» перестроят на продажу
В холдинге началась серьезная реорганизация.
Канадские заводы компании Абрамовича собрались устроить забастовку
Рабочие двух канадских заводов Evraz не смогли договориться с руководством компании о повышении зарплаты и запланировали забастовку на начало сентября. Но компания все же пойдет на уступки, считает эксперт.
Состояние Абрамовича увеличится на $125 млн после выплаты дивидендов Evraz
В общей сложности членам российского списка Forbes дивиденды одной из крупнейших отечественных металлургических и горнодобывающих компаний принесут больше $300 млн.