Российский автопром отработал под низкой загрузкой

Источник
Не помогли ни локализация производства, ни попытки нарастить экспорт.
Суммарная мощность российских автозаводов составляет более 3 млн автомобилей в год. Но загружены они были, по данным Минпромторга, в среднем лишь на 40%. На полную мощность работал только один завод – петербургский «Хендэ мотор мануфактуринг рус». Загрузить заводы мешает затяжное падение рынка: по сравнению с рекордным 2012 годом он просел вдвое. В 2015 г. производство снизилось на 27% до 1,38 млн машин разных категорий – от легковых до грузовиков и автобусов. В этом году производство может остаться на этом же уровне, прогнозирует консалтинговое агентство «АСМ-холдинг».

Низкий спрос не привел к остановке производств, как это было в 2015 г. Тогда, например, General Motors фактически ушла из России. Заводы сокращали штат, количество рабочих дней и смен. «АвтоВАЗ», к примеру, дважды на полгода вводил четырехдневную рабочую неделю.

Ситуация в текущем году была не такая драматическая, как в прошлом, из-за наметившейся стабилизации рынка: весной начался рост продаж грузовиков, а в ноябре впервые за два года вырос и рынок легковых автомобилей и LCV, гласят данные АЕБ. Но все было бы гораздо хуже, если бы не продолжившаяся в 2016 г. господдержка, замечает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. На различные программы стимулирования спроса правительство выделило более 50 млрд руб.

Заводы старались улучшить свою экономику и загрузку за счет повышения локализации машин, продолжает Удалов. Это снижает валютные риски и позволяет пользоваться положительным эффектом от девальвации рубля при экспорте, поясняет он. Для поддержки экспорта правительство начало субсидировать часть логистических расходов, затрат на адаптацию и сертификацию продукции автопрома для зарубежных рынков. Но эта программа была утверждена лишь во второй половине года и полноценно не успела заработать. Плюс ко всему российских производителей подкосил Казахстан, основной экспортный рынок: на фоне и без того низкого спроса в этой стране в начале 2016 г. здесь был введен утилизационный сбор на ввозимые автомобили. В итоге экспорт, например, «АвтоВАЗа» в 2016 г. упал на треть. Чтобы сохранить цены на приемлемом для казахстанского рынка уровне, автозаводы решили вместо поставок готовых машин переключиться на машинокомплекты (на них сбор не распространяется) с последующей сборкой автомобилей. Впрочем, спрос на автомобили в СНГ по-прежнему невысокий, больше перспектив у поставок в страны дальнего зарубежья, замечает Удалов. Автоконцерны также развивают экспорт узлов и компонентов. Например, Renault начала в 2016 г. поставки сваренных и окрашенных кузовов Logan, которые выпускает «АвтоВАЗ», в Алжир.

В 2017 г. государство продолжит поддержку автомобильного рынка, обещая выделить около 55 млрд руб. Будет продолжена и поддержка экспорта. При этом условии автопроизводители ожидают стабилизации рынка или роста до 5%. Такой же прогноз у Удалова. В дальнейшем рынок и производство продолжат расти, говорит эксперт.

В минусе только легковушки

В 2016 г. в России производство легковых автомобилей снизится на 9,6% до 1,1 млн шт. Производство коммерческого транспорта, наоборот, вырастет: грузовых автомобилей – на 6,5% до 134 040, легких коммерческих автомобилей – на 3,8% до 112 752, автобусов – на 9,8% до 40 152 шт., прогнозирует «АСМ-холдинг».
Персоны Компании
АвтоВАЗ привлек в Россию южнокорейского поставщика комплектующих
АвтоВАЗ привлекает иностранных поставщиков автокомпонентов на российские площадки, заявил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Так, автозаводу удалось убедить южнокорейскую Daewon, которая производит каркасы для автокресел, разместить производство в Ижевске.
«АвтоВАЗ» снизил численность работников на 7%
Динамика по сравнению с 2015 годом замедлилась на фоне стабилизации рынка, но проблема избыточной рабочей силы сохраняется.
«Ростех» в погоне за «мусорными» деньгами
Сергей Чемезов «подбирается» к Ленинградской области. После неудачи с федеральным оператором он пытается занять региональную нишу - 2 млрд рублей того стоят.
Тонущие банки Сергея Чемезова
Сергей Чемезов задумал спасти свой «Новикомбанк», влив в него 6,1 млрд. рублей. Какова цель данного вливания?
Чемезов спустил в трубу 45 миллиардов рублей на семейный Новикомбанк
Государственных денег «Ростеха» не хватает для ликвидации последствий управленческой беспомощности руководителей госкорпорации и их детей-бизнесменов.
Банда Чемезова штурмует бюджетные высоты
Клан Сергея Чемезова намерен оседлать все значимые государственные бюджетные потоки.
«АвтоВАЗ» в миниатюре
Как гендиректор «АвтоВАЗагрегата» Виктор Козлов хотел выйти на загрузку в две смены, а вышел под подписку.
Катастрофа имени Сергея Чемезова разразилась в Самарской области
Банкротство компании «АвтоВАЗагрегат» поставило Самарскую область на грань социального взрыва.
Вайно оказался близок к Чемезову и Мантурову
Глава Ростеха якобы пролоббировал карьеру Антона Вайно.
Лена-кредитка на Новикомбанке
Предправления «опорного банка» Ростеха Елена Георгиева довела его до санации.
Чемезов шикует за бюджет?
За бюджетные миллионы будет развлекаться руководство Рособоронэкспорта.
На чем зарабатывает жена Сергея Чемезова
Супруга гендиректора «Ростеха» Екатерина Игнатова регулярно попадает в списки самых богатых жен государственных менеджеров. Успешны ли ее бизнес-проекты?
Сел за баранку
Сможет ли «АвтоВАЗ» стать безубыточным.
Mercedes из Пешек: зачем Daimler открывает новый завод в России
Daimler планирует построить в Подмосковье новый завод для сборки Mercedes. Немецкий автоконцерн действует вопреки рынку — продажи автомобилей в России падают и конкуренты инвестиции сокращают.
Как друг Чемезова инвестировал в автопром
Виталий Мащицкий собирал для Renault-Nissan акции «АвтоВАЗа», а для Daimler – «Камаза».
Сушите шахту
Квартальные дивиденды Алексея Мордашова в 40 раз превышают выплаты всем родственникам погибших на «Северной».
Российские автозаводы вновь останавливают конвейеры
На майские каникулы уйдут «АвтоВАЗ» и завод Toyota, а «ПСМА рус» и «Рено Россия» и вовсе продлят их на неделю.
«Ростех»: успех за счет бюджета
Что может и чего не может государственная корпорация.