Как стало известно Forbes, госкомпания «Роснано» готовится к реструктуризации своего бизнеса. Компания хочет выбрать для работы с плохими активами одну из консалтинговых компаний, об этом Forbes сообщили два источника, близких к компании. По словам одного из них, для этой цели рассматривается компания Roland Berger Strategy Consultants, но этот вопрос еще не утвержден окончательно.
Roland Berger Strategy Consultants основана в 1967 году в Мюнхене. И, согласно материалам на ее сайте, является единственным серьезным игроком из Европы на международном рынке управленческого консалтинга. В 50 офисах компании работают 2400 сотрудников Roland Berger. Компания занимается консультациями, в том числе и по вопросам слияний и поглощений и реструктуризации проектов. В Roland Berger не ответили на вопрос Forbes.
По словам источника, близкого к «Роснано», речь идет об активах, которые Счетная палата (СП) посчитала неэффективными в период своих проверок. По данным отчета Счетной палаты на 30 сентября прошлого года, к блоку антикризисного управления «Роснано» относится 21 инвестпроект с объемом финансирования 60,53 млрд рублей.
Из них 20 проектов финансировались за счет средств, обеспеченных госгарантийной поддержкой на 25,88 млрд рублей. Крупнейшие среди этих проектов — производитель поликристаллического кремния и моносилана «Поликремний», который получил 9,4 млрд рублей, производитель тонкопленочных фотопреобразовательных модулей «Хевел« — 2,3 млрд рублей, производитель литий-ионных аккумуляторов «Лиотех« — 3 млрд рублей, а также проект «Проволока: создание в России производства режущей проволоки на основе технологии плазменной модификации поверхности« — 2,6 млрд рублей. Вдобавок за 2014-2015 годы Счетная палата называла среди вложений «Роснано» с отрицательным доходами (общие инвестиции значительно больше справедливой стоимости проекта и поступлений от него) помимо «Поликремния» производства защитных нанокерамических покрытий ITN nanovation и автономных топливных ячеек Liliputian.
«Кризисные проекты с объемом государственной гарантийной поддержки, выведенные в блок антикризисного управления, являются неэффективными проектами, финансовые вложения в проектные компании по указанным проектам являются убыточными и неэффективными активами», — подвела итог проверки аудитор Счетной палаты Татьяна Мануйлова.
По данным Счетной палаты, справедливая стоимость проектов, которые относятся к блоку антикризисного управления «Роснано», меньше средств, которые были на них потрачены, а сами проекты являются неэффективными. Справедливая стоимость кризисных проектов по МСФО составила 13,93 млрд рублей (23% от объема их финансирования «Роснано»). Даже оптимистичный прогноз развития этих проектов с 2017 по 2020 год компенсирует первоначальные инвестиции лишь на 50%. По итогам проверки СП предложила изменить правила предоставления «Роснано» госгарантий и запретить выплаты руководству госкомпании вознаграждений по убыточным проектам за счет кредитов и займов по госгарантиям.
Тем не менее в 2015 году госкомпания стала прибыльной второй год подряд: чистая прибыль группы «Роснано» (АО «Роснано» и УК «Роснано») выросла с 8,2 млрд рублей до 16,82 млрд рублей. Выручка компании по итогам 2015 года составила 7,2 млрд рублей, что на 6% больше, чем годом ранее. Хотя основной доход принесли операции по размещению временных свободных денежных средств компании, сообщали в «Роснано».
Управляющий директор по корпоративным коммуникациям УК «Роснано» Александр Бархатов не стал подтверждать или опровергать информацию о реструктуризации. По его словам, это может быть «слухами рынка, которые трудно комментировать». «Над инвестиционными проектами, которые мы относим к кризисным, в том числе отмеченным в отчете СП, УК «Роснано» продолжает работать. Большинство уже удалось вывести на траекторию положительного развития с расчетом на реальную рыночную перспективу, — говорит Бархатов. — Что касается взаимоотношений с Roland Berger, то консультационные контакты мы ведем постоянно с немалым числом авторитетных экспертов мирового уровня, но далеко не всегда это влечет за собой заключение каких-либо коммерческих договоров».
Управляющий партнер RMG partners Арсений Даббах говорит, что реструктуризация нужна в следующих случаях: когда нужно разделить хорошие активы и плохие для сделки — продажи или привлечения финансирования, либо улучшения отчетности. По его словам, обычно этим процессом занимаются инвестбанки, консультанты из big4 или стратегические консультанты, такие как Roland Berger. «Это статусные стратегические консультанты уровня чуть ниже BostonConsulting Group и McKinsey», — считает Даббах.
По словам управляющего партнера консалтинговой компании «Европа Финанс» Евгении Случак, реструктуризацию активов проводят для изменения структуры собственности либо изменения структуры портфеля. У «Роснано» явно вторая причина, и вызвана она скорее последними проверками и ситуацией с их банкротящейся американской компанией. «Они вкладываются в инновационные проекты, которые могут как выстрелить, так и принести убыток. Нормальная история для таких вложений, но их проблема в том, что там госгарантии. И никто не смотрит на портфель в целом, все смотрят только на убытки», — считает Случак. По ее мнению, на руководство компании может оказываться давление, чтобы они скорее избавились от убыточных проектов и не дожидались результатов.