В Курске правоохранители пришли с обысками в квартиру и офис местной активистки Татьяны Бондаренко, выступающей против строительства завода азотных удобрений в черте города. По ее словам, проверяющие и не скрывают, что их активность связана с ее позицией относительно этой стройки. Татьяна убеждена, что с появлением в Курске аммиачного завода город станет территорией экологической катастрофы. Однако губернатор Роман Старовойт и большинство местных депутатов ее тревогу явно не разделяют.
Химия и жизнь
В феврале стало известно, что тольяттинское ПАО «КуйбышевАзот» планирует построить на территории Курской области комплекс по производству минеральных удобрений из природного газа. Конкретно речь идет о площадке бывшего завода «Химволокно», принадлежащей инвестору ООО «Курскхимволокно» и находящейся в черте города.
«Стоимость проекта должна составить более 75 млрд рублей, что даст порядка 200 новых рабочих мест. Предприятие намерено производить аммиак в объеме 200 тыс. тонн в год, карбамид в объеме 800 тыс. тонн в год и карбамидно-аммиачную смесь в объеме 365 тыс. тонн в год», – сообщается в документе, который Татьяна Бондаренко опубликовала на своей странице ВКонтакте.
Для реализации данного проекта необходимо строительство магистрального газопровода высокого давления от точки врезки до границы участка, говорится далее в этом же документе. А учитывая, что по СНиП не допускается прокладка участков магистрального газопровода по территории населенных пунктов, курские власти, как мы видим, предложили решение изящное, как руки аристократа, и надежное, как швейцарские часы: изменить границы Курска, отрезав участок площадью 8,7 га, на котором располагается площадка бывшего завода «Химволокно», и таким образом вынести химпроизводство за пределы города. То, что опасное предприятие будет находиться буквально в считанных метрах от жилых домов, детских садиков и школ, депутатов КГС, похоже, не особенно волнует. Большинством голосов они одобрили предложенное им решение властей.
Этому проекту воспротивилась известная в Курске общественная деятельница Татьяна Бондаренко. Активистка развернула в соцсетях кампанию по привлечению внимания общественности и первых лиц администрации города и области к проблеме строительства аммиачного завода и призвала курян активно писать письма по этой теме на сайты госструктур и лицам, принимающим решения. 28 февраля Татьяна лично отнесла в администрацию Курска уведомление о проведении публичного мероприятия – митинга против строительства химзавода, планировавшегося на 11 марта. Однако городские власти проведение митинга запретили, сославшись на действующий в приграничном регионе высокий (желтый) уровень террористической опасности. По словам Татьяны, после прочтения документа, на который сослались в городской администрации, вопросов у нее стало еще больше. Например, «какой была правовая форма митинга у ворот Химволокно, на который Роман Старовойт, губернатор Курской области, приглашал всех желающих», задается она вопросом.
Нет? А если найду?
Однако простым запретом проведения митинга дело не закончилось. Накануне несостоявшегося мероприятия в офисе и квартире Татьяны Бондаренко прошли обыски.
«Придя в организацию, которой не существует, по совсем другому уголовному делу, никак не связанному с моей работой, без моего присутствия следователь с понятыми начал обыск. В офисе был человек, занимающийся горячей линией, подчеркну, не было ни меня, ни представителей фирмы, в таких условиях начинать обыск просто незаконно. Материалы, по которым обыск начат, скрыты и мне не дали ознакомиться с ними, даже прочитать. Хотя как минимум, обязаны предоставить постановление о проведении обыска. Запретили приглашать адвоката», – рассказала Татьяна в соцсетях.
На следующий день после обысков общественница позвонила следователю и поинтересовалась, когда ее пригласят на допрос. Однако следователь ответил Татьяне, что она не имеет никакого отношения к делу, по которому шли обыски, вопросов к ней нет и допрашивать ее никто не собирается. «Тогда что они устроили вчера?» - удивляется Татьяна.
«В Курской области расследуется уголовное дело, возбужденное в марте 2022 года, по признакам составов преступлений, предусмотренных статьями ч.2 п.б ст.173.1 (незаконное создание юрлица) и ч.2 ст. 172 (незаконная банковская деятельность) УК РФ. <…> 10 марта были проведены дополнительные 12 обысков в жилых и нежилых помещениях у лиц, входящих в близкое окружение организатора преступной группы. Полученные предметы и документы, имеющие значение в документировании преступной деятельности фигурантов, исследуются», – прокомментировали происходящее в пресс-службе местной полиции.
«За» и «против»
Но все-таки вернемся к самому аммиачному заводу. Стоит отметить, что в рядах депутатов КГС не было полного единодушия по вопросу его строительства и изменения границ города ради строительства газопровода к предприятию. Как сообщает местное издание «Секунда», на заседании КГС по этому вопросу разгорелся спор, и в итоге три депутата проголосовали против (один от СРЗП и двое от КПРФ), четверо воздержались (один от Новых людей, один от Партии пенсионеров и двое от ЛДПР). За скандальный проект голосовали представители «Единой России».
«Не надо излишне политизировать ситуацию. Мы не говорим о строительстве или не строительстве завода. Мы говорим о строительстве газопровода», – заявил на заседании председатель КГС Владимир Токарев.
Следует ли понимать это заявление так, что вопрос о строительстве завода азотных удобрений в непосредственной близости от жилых домов уже решен? И причем здесь политика, если речь идет об экологии города и безопасности его жителей? В пример можно привести столицу Ливана Бейрут, где летом 2020 года в порту произошел взрыв аммиачной селитры, унесший более 200 человеческих жизней и оставивший около 300 тысяч человек без жилья. Может, все же стоит учиться на чужих ошибках?
Татьяну Бондаренко же, судя по всему, не удалось запугать. Активистка не намерена останавливаться и продолжит отстаивать право жителей Курска дышать чистым воздухом, а также защищать и свои собственные права. На данный момент она направила жалобу о неправомерности обысков генеральному прокурору РФ Игорю Краснову и подала заявление в суд. Дата заседания пока не назначена.
«Есть вещи, о которых нельзя молчать. И ситуация вокруг «Химволокна» или «КурскАзота» в моих глазах именно такая. Чем больше погружаюсь в ситуацию, чем больше вокруг меня несправедливости, тем сильнее мне хочется добиться законности, причем по всем пунктам», – прокомментировала Татьяна на своей странице.