Как стало известно "Ъ", по делу об организации экстремистского сообщества, фигурантами которого стали бывшие члены запрещенной "Армии воли народа", в том числе журналист РБК Александр Соколов, выступающие за проведение референдума об ответственности власти, предъявлены официальные обвинения. Журналисту вменяется тяжкое обвинение — в организации деятельности сообщества. При этом одним из ключевых доказательств по делу могут стать итоги экспертизы самиздатовской газеты "Слово и дело", в которой обвиняемые якобы призывали к изменению конституционного строя.
В распоряжении "Ъ" оказались материалы дела бывших активистов запрещенной "Армии воли народа" (АВН). Среди фигурантов — публицист и бывший главред ныне запрещенной газеты "Дуэль" Юрий Мухин, его соратник Евгений Парфенов и журналист РБК Александр Соколов. Как говорится в постановлении о привлечении господина Соколова в качестве обвиняемого, датированном 8 сентября, журналист и двое других фигурантов, "действуя от имени и в интересах" незарегистрированной инициативной группы по проведению референдума "За ответственную власть" (ИГПР ЗОВ), нарушили ч. 1 ст. 282.2 (организация деятельности сообщества, чья деятельность запрещена судом) УК РФ. Максимальная санкция — восемь лет лишения свободы. Как сообщал "Ъ" 31 июля, всех троих сначала задержали и отправили в СИЗО, но впоследствии Юрию Мухину удалось добиться изменения меры пресечения на домашний арест.
В Следственном комитете (СК) считают, что ИГПР ЗОВ фактически продолжила деятельность запрещенной 19 октября 2010 года АВН, которую также возглавлял господин Мухин. Основной задачей для себя активисты АВН ставили проведение референдума, по итогам которого в Конституции РФ должна появиться статья, предусматривающая оценку деятельности Совфеда, Госдумы, президента и премьер-министра народом. Идея, которую на протяжении долгих лет продвигал Юрий Мухин, заключалась в том, что у общественности будет два варианта на выбор: положительно оценить заслуги руководителей страны или негативно, выбрав для них меру наказания за невыполненные предвыборные обещания и т. д. По мнению следователей, цели и задачи ИГПР ЗОВ ничем не отличались от тех, которые имела запрещенная АВН. В частности, следствие считает, что истинной задачей принятия закона об ответственности власти было "расшатывание политической обстановки в РФ".
В случае с Александром Соколовым основным доказательством его причастности к деятельности ИГПР ЗОВ стал домен igpr.ru, на котором публиковались новости незарегистрированной организации,— он был зарегистрирован на его домашний адрес. "Таким образом, Соколов организовал в интернете деятельность по пропаганде идей ИГПР ЗОВ и привлечению новых сторонников",— говорится в постановлении.
Чтобы доказать, что истинными целями референдума было именно свержение власти, следствие намерено провести несколько экспертиз. Постановление о проведении комплексной психолого-лингвистической экспертизы уже подписано следователем. По данным "Ъ", ее будет проводить ГБУ "Московский исследовательский центр", проводящее такие исследования регулярно. Экспертам предстоит проанализировать несколько выпусков газеты "Слово и дело". По данным СК, ее выпускали сторонники движения для агитации.
Адвокат господина Соколова Ольга Чавдар заявила "Ъ", что считает проведение экспертизы нелогичным: "Есть сомнения в ее объективности, поскольку на экспертов может оказываться давление. Кроме того, не очень понятно, при чем тут газета и как это доказывает, что референдум — это экстремизм". По словам адвоката, тот факт, что доменное имя сайта ИГПР ЗОВ зарегистрировано на журналиста РБК, еще не говорит, что он делал на нем какие-либо публикации. "Доступ к администрированию сайта был у многих, а Александр последние два года писал диссертацию о коррупции в госкорпорациях и вел журналистские расследования",— сказала адвокат, добавив, что не исключает связи между публикациями своего клиента и его уголовным преследованием. В частности, Александр Соколов на страницах РБК опубликовал большое расследование о коррупции на космодроме Восточный. Ранее о возможной связи между профессиональной деятельностью господина Соколова и его уголовным преследованием высказывался и глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов, направив председателю СК Александру Бастрыкину обращение с требованием оценить обоснованность ареста журналиста.