За несколько дней до наступления нового, 2017 года губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко пригласил в Смольный директора музея «Исаакиевский собор» Николая Бурова. Губернатор сообщил: один из самых известных в стране соборов передается РПЦ.
Решение удивило музейщиков: до последнего момента городские власти упорно сопротивлялись попыткам церкви получить Исаакий. Сначала против выступил вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов, а потом в довольно жесткой форме и сам Полтавченко.
Решение передать Исаакий вызвало в городе бурю эмоций. Противники инициативы начали устраивать акции протеста, не оставшиеся в долгу сторонники — крестные ходы; а у самого Полтавченко резко упал рейтинг, поделился в беседе с РБК данными закрытых соцопросов федеральный чиновник.
«А мне нашего губернатора даже жалко. Не мог он принять это решение самостоятельно. Все решили за него», — уверен бывший чиновник Смольного.
Кто и как повлиял на Полтавченко и что предшествовало передаче Исаакия?
Приезд Варсонофия
Притязания на Исаакиевский собор Русская Православная Церковь впервые публично выказала в середине июля 2015 года. Тогда митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков) написал губернатору Георгию Полтавченко письмо, в котором попросил передать собор церкви. Варсонофий был для города человеком новым: управляющий делами Московской патриархии и глава Мордовской митрополии, в Санкт-Петербург решением Священного синода он был переведен в марте 2014 года. Отправив митрополита в Петербург, синод временно сохранил за ним престижный статус управляющего делами.
Считается, что одновременно управлять делами церкви и такой епархией, как Санкт-Петербургская, очень сложно, поэтому и должность управделами за митрополитом оставили временно, рассказывает РБК источник в РПЦ. Но в этом статусе он пребывает уже четыре года. Это потому, что Варсонофий один из наиболее близких патриарху Кириллу людей, поясняет собеседник РБК.
Служившего в ГДР в танковых войсках Варсонофия отправили в Санкт-Петербург не случайно: была конкретная задача — получить имущество, которое церковь считает своим, добавляет близкий к администрации города источник РБК.
Первая попытка
«Своим имуществом» Санкт-Петербургская митрополия считает Исаакиевский собор, который входит в состав одноименного государственного музея. Право претендовать на получение в собственность или безвозмездное пользование федерального и муниципального имущества РПЦ получила в 2010 году, когда был принят одноименный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».
Но в случае с Исаакием власти Петербурга Варсонофию отказали. Команду готовить обоснование, почему собор не может быть передан РПЦ, чиновникам дали после поступления письма от митрополита, рассказывают два близких к администрации города собеседника РБК.
В ответе (есть у РБК, датирован 2 сентября 2015 года), подписанном вице-губернатором Говоруновым, который заменял тогда улетевшего в Китай Полтавченко, говорилось, что музей «Исаакиевский собор» один из самых посещаемых в городе и на его текущее содержание и реставрацию каждый год тратится до 200 млн руб. В городской бюджет он отчисляет ежегодно до 70 млн руб. В случае передачи собора в пользование епархии все расходы по его содержанию, реставрации и охране лягут на собственника — администрацию Санкт-Петербурга. Дополнительная статья расходов, объяснял Говорунов, повлечет сокращение финансирования «других социально значимых проектов и программ», а это «в условиях сложной экономической ситуации недопустимо».
Полтавченко не горел желанием передавать Исаакий РПЦ, подтверждают два собеседника, близких к администрации Петербурга и руководству заксобрания. Во-первых, посещение собора туристами дает серьезные поступления в бюджет, во-вторых, руководство города прекрасно понимало, что общественность будет против передачи.
К тому же письмо митрополита свалилось на власти как снег на голову: Варсонофий не предупредил о намерении отправить запрос и это возмутило губернатора, рассказывают два бывших сотрудника администрации Петербурга.
У митрополита просто не было возможности посоветоваться с властями, возражает близкий к епархии источник РБК, а Полтавченко демонстративно игнорировал иерарха, хотя Варсонофий несколько раз пытался встретиться с ним.
Вторая попытка
Отказ чиновников возмутил РПЦ. «Мы сказали, что церковь не может согласиться с подобным ответом, потому что в законе нет такого основания для отказа, как экономическая нецелесообразность», — говорит собеседник в епархии.
Основания для отказа передавать религиозный объект*
— Цель использования объекта, заявленная религиозной организацией, не соответствует ее деятельности или закону
— Заявление на передачу имущества подано иностранной религиозной организацией
— Есть вступившее в силу решение суда, которое предусматривает иной порядок распоряжения объектом
— Имущество находится в пользовании другой религиозной организации
* Согласно закону «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности»
Церковь пригрозила властям судом, но в итоге пошла по другому пути.
На какое-то время епархия сконцентрировалась на менее статусных храмах, которые входили в состав одного с Исаакием музея, — Смольном и Сампсониевском соборах. Тут серьезных проблем не возникло: в конце января 2016 года РПЦ получила ключи от Смольного собора, а в феврале 2017-го состоялась официальная церемония передачи Сампсониевского собора.
К вопросу передачи Исаакия епархия вернулась весной 2016 года. В конце марта Варсонофий принял решение апеллировать к федеральным властям: он направил письмо (копия есть у РБК) премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой «оказать содействие» в передаче Исаакия в пользование РПЦ.
Собор митрополит называл «исторически главным храмом Российской империи», который имеет «огромную духовную ценность» и «считается духовным символом нашего города». У церкви, заверял Варсонофий, большой опыт «создания при храмах с особым историко-культурным статусом церковных музеев и паломнических служб, на которые возлагаются экскурсионно-просветительские функции». Средства от экскурсий епархия планировала направить на содержание и реставрацию Исаакия.
«Церковь обратилась к премьер-министру, чтобы надавить на Полтавченко, — уверен источник, близкий к администрации города. — Закон [о передаче имущества религиозного назначения] федеральный, поэтому и решили привлечь федеральный центр».
Спустя две с небольшим недели после обращения митрополита, 10 апреля 2016 года, Медведев поручил Минэкономразвития, Минкультуры и правительству Санкт-Петербурга рассмотреть обращение и «доложить согласованную позицию» (копия документа есть в распоряжении РБК).
Полтавченко не стал затягивать с ответом. В распоряжении РБК оказалось его письмо на имя главы Минэкономразвития Алексея Улюкаева от 18 мая 2016 года, в котором губернатор занял жесткую позицию. «Передача соборов в безвозмездное пользование епархии приведет к фактической ликвидации одного из самых востребованных и посещаемых музеев Санкт-Петербурга», — пишет губернатор.
Заявка Варсонофия «вызвала широкое общественное обсуждение», большинство граждан высказались категорически против передачи соборов епархии, сообщил Полтавченко. Если решение передать соборы церкви будет принято, это станет «прямым нарушением установленных законом прав граждан» и «приоритета прав человека по отношению к правам религиозной организации», настаивал он.
Исаакиевский собор губернатор называл единственным музеем страны, полностью существующим за счет собственной деятельности, без дотаций из госбюджета. В случае же передачи Исаакия обязательство по финансированию его содержания, охраны и реставрации будет возложено на правительство Санкт-Петербурга, а это «в условиях дефицита городского бюджета» не обосновано, подчеркивал Полтавченко. К вопросу передачи Исаакия он предложил вернуться после того, как будут определены постоянные источники финансирования собора.
В аппарате правительства РБК подтвердили, что губернатор тогда посчитал передачу преждевременной. В Минэкономразвития, которое собирало Медведеву отзывы с ведомств и готовило «согласованную позицию», указывали, что вопрос о передаче собора в ведении городских властей, потому что храмы находятся в собственности Санкт-Петербурга.
Запросы Варсонофия
Вместе с письмом об Исаакии митрополит направил премьеру и два других (есть в распоряжении РБК): «оказать содействие» в передаче Спаса на Крови — последнего, четвертого храма из состава музея и части помещений бывшего Смольного монастыря, где располагаются факультеты политологии, социологии и международных отношений Санкт-Петербургского университета.
Необходимость передачи Спаса на Крови митрополит обосновывал тем, что из-за работы музея ограничены время и дни богослужений, а это мешает развивать здешний приход. Передать помещения бывшего Смольного монастыря нужно было потому, что епархии «для организации и развития полноценной деятельности» нужны «помещения небогослужебного назначения» рядом со Смольным собором, ранее переданным РПЦ.
Позиция Полтавченко касательно передачи Спаса на Крови была той же, что и по Исаакию: отдавать храм РПЦ преждевременно. В Минэкономразвития, как и в случае с Исаакием, посоветовали решать городским властям. Думать же, как распорядиться помещениями бывшего Смольного монастыря, которые находятся в федеральной собственности, Полтавченко предложил Москве. Но заявки от РПЦ в Росимущество не поступало, отмечали в Минэкономразвития.
Роль патриарха
Апелляция к Медведеву оказалась небессмысленной. После обращения Варсонофия в Московском патриархате стали всерьез обсуждать тему передачи Исаакия. Осенью 2016 года в процесс включился патриарх Кирилл и вопрос начал обсуждаться «на всех уровнях», подчеркивает собеседник РБК в церковных кругах.
Отголоски обсуждений доносились до Петербурга: «В кулуарах постоянно шли разговоры о том, что церковь не отказалась от желания получить собор и что идет поиск вариантов передачи», — рассказывает РБК один из депутатов заксобрания.
Еще в сентябре Полтавченко говорил, что Исаакий передавать не будут, вспоминает в беседе с РБК источник, близкий к городской администрации. Но в конце декабря 2016 года губернатор пригласил к себе директора музея «Исаакиевский собор» Николая Бурова и объявил о решении передать собор в пользование РПЦ, рассказывает РБК пресс-секретарь музея Мария Морозова.
Решение о передаче Полтавченко принял после встречи с патриархом в декабре 2016 года. Других значимых событий, которые могли бы повлиять на губернатора, не было, полагает источник РБК в музейных кругах Петербурга.
Патриарх посещал город с 17 по 19 декабря, сказано на сайте Санкт-Петербургской митрополии. В его честь состоялись два приема — церковный, в Санкт-Петербургской епархии, и светский, от имени Полтавченко, в государственной резиденции К-2 на берегу Малой Невки, рассказали РБК собеседник, близкий к епархии, и чиновник городской администрации.
Публично о передаче Исаакия на приеме в резиденции не говорилось ни слова, сказал РБК чиновник, присутствовавший на светском мероприятии, и подтвердил еще один приглашенный. Но в тот же вечер состоялась приватная встреча патриарха и Полтавченко, говорят два других собеседника из городской администрации. Тогда и договорились: Исаакий передадут РПЦ.
Вскоре о принятом решении узнали СМИ. О грядущей передаче со ссылкой на собственные источники 30 декабря сообщила «Фонтанка», а после Нового года сам Полтавченко подтвердил эту информацию ТАСС. «Вопрос решен», — заявил он. Музей будет работать, а содержать собор планирует церковь, подчеркнул губернатор.
Свое отношение к передаче собора губернатор начал менять после того, как к делу подключилась патриархия: он понял, что это не просто желание митрополита Варсонофия, рассказывает источник РБК в церковных кругах.
Источник РБК в РПЦ и два собеседника, близких к Кремлю, говорят, что патриарх согласовал передачу Исаакия с президентом. Высокопоставленные чиновники администрации президента, в частности первый замглавы администрации Сергей Кириенко, о принятом решении не знали, говорит один из собеседников РБК. По его словам, согласие главы государства было получено в декабре. Однако официально подтвердить эту информацию РБК не удалось.
Пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков заявил РБК, что согласовывать передачу религиозных объектов «не прерогатива президента». Последняя официальная встреча Путина с главой РПЦ в 2016 году была 22 ноября: президент поздравил его с 70-летием. Патриарх 1 декабря слушал послание Путина Федеральному собранию, а 28 декабря принял участие в торжественном новогоднем приеме в Кремле, где был и Путин.
Ошибка губернатора
Как о решении передать Исаакий сообщили Полтавченко и кто это сделал, неизвестно. Непосредственно с губернатором президент передачу Исаакия не обсуждал, говорил РБК в феврале федеральный чиновник.
Несмотря на согласование, публичное заявление главы Санкт-Петербурга о передаче собора стало для всех полной неожиданностью. «Полтавченко не согласовал свое заявление ни с кем. Предполагалось, что официально о передаче Исаакия будет объявлено позже», — утверждает собеседник в церковных кругах. Когда именно планировалось объявить о передаче, он не сказал. Но патриархия хотела, чтобы эта история «до последнего не выходила в публичное пространство», утверждает источник, близкий к РПЦ.
Полтавченко, соглашаясь на передачу собора, принял решение, которое ему посоветовали принять, говорит собеседник, близкий к Кремлю. Другое дело, что губернатор должен был его грамотно представить: провести общественные слушания или организовать обращение к нему уважаемых людей города. «В общем, создать хотя бы видимость обсуждения с людьми. Но он этого не сделал», — констатирует собеседник РБК.
Против решения передать Исаакий выступили представители оппозиции и деятели культуры. В Санкт-Петербурге состоялось несколько акций протеста, в некоторых приняли участие и депутаты городского заксобрания. В состав коалиции против передачи вошли «Яблоко», «Справедливая Россия», ПАРНАС, «Открытая Россия» и Партия роста. Президент Союза музеев России и генеральный директор Эрмитажа Михаил Пиотровский попросил патриарха отозвать ходатайство о передаче. Рейтинг самого Полтавченко рухнул: падение составило 5–7% в зависимости от районов города, сообщил РБК федеральный чиновник.
Патриарший собор
Исаакиевский собор после передачи Русской Православной Церкви будет иметь статус патриаршего, придать ему особый статус церковь хотела изначально, рассказала РБК глава юридического отдела Московской патриархии игуменья Ксения (Чернега). «[Поэтому] неслучайным было участие святейшего [в процессе передачи собора]. Вполне естественно, что он обратился к губернатору, поддержав инициативу владыки Варсонофия», — рассуждает она.
О том, что патриарх Кирилл обратился к губернатору Санкт-Петербурга Георгию Полтавченко с просьбой передать собор церкви, говорили на пресс-конференции 12 января вице-губернатор города Михаил Мокрецов и епископ Тихон (Шевкунов). Патриарх направил письмо губернатору в декабре 2016 года, сообщили РБК в пресс-службе Полтавченко.
Соборов, имеющих статус патриарших, в России несколько, например Морской собор в Кронштадте, рассказывает Чернега. К их числу относятся еще Богоявленский (Елоховский) собор в Москве, Успенский собор в Московском Кремле, Вознесенский войсковой собор в Новочеркасске (Ростовская область) и другие.
Полномочия по управлению патриаршим собором принадлежат предстоятелю РПЦ, объяснил РБК источник в церковных кругах, хотя у такого собора есть ключарь, или настоятель, который «осуществляет текущее руководство богослужебной и иной деятельностью». В управлении патриаршими соборами участвуют и местные архиереи.
Исаакиевский собор, скорее всего, будет иметь двойное подчинение, сказал РБК настоятель храма Святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский. «Патриарх является настоятелем многих ставропигиальных [независимых от епархий] монастырей, к примеру на Соловках и Валааме. И такими же, ставропигиальными, могут быть храмы в других регионах», — подчеркнул Вигилянский.
Патриарший храм отличается от других храмов тем, что при нем нет приходского совета, пояснил РБК протодиакон Андрей Кураев. «Взять, к примеру, храм патриарха в Геленджике. Этот храм не имеет приходской служебной нагрузки. Если патриарх приезжает, то он там служит», — рассказал он.
В вопросах финансирования патриарших храмов «никаких правил у Московского патриархата нет». «Как пожелает патриарх, так и будет. Но в целом с точки зрения финансирования не бывает так, чтобы из центрального патриаршего бюджета шли деньги на содержание какого-либо храма. Оттуда деньги могут идти только на содержание патриарших дворцов-резиденций», — сообщил Кураев.
Символичный год
Если дело о передаче собора РПЦ решено, то сроки передачи обсуждаются до сих пор.
РПЦ с самого начала рассчитывала, что Исаакиевский собор передадут ей в пользование уже в 2017 году, рассказывает источник в церковных кругах.
В 2017-м отмечается не только столетие двух революций, это еще и годовщина начала гонений на церковь, объясняет значение нынешнего года другой источник в церковных кругах. Именно в октябре 1917-го (в ноябре по новому стилю) большевики убили в Царском селе первого священника — Иоанна Кочурова. «2017-й особый для церкви, и святейший совершенно справедливо обратил на это внимание. Было бы замечательно, если бы Исаакий был передан РПЦ, конечно, при соблюдении всех условий, именно в 2017 году», — говорит собеседник РБК.
Патриарх упоминал 2017-й как символический год для передачи Исаакия на заседании Высшего церковного совета 17 февраля этого года. «Передача Исаакиевского собора Санкт-Петербурга в год столетия революционных событий призвана стать символом примирения нашего народа», — заявил предстоятель. О необходимости передать собор в 2017-м говорил Николаю Бурову и губернатор Полтавченко, рассказывает близкий к городской администрации источник РБК. Сам Буров, по его словам, предложил первый квартал 2019-го: «Это наиболее реальный срок, чтобы спокойно разобраться со всеми музейными объектами».
Формально пожелания директора музея были учтены. В конце декабря прошлого года городской комитет имущественных отношений (КИО) после встречи с ним составил план-график передачи собора церкви, рассчитывая, что процесс завершится в 2019 году. С РПЦ этот документ не согласовывали, ее представители узнали о бумаге из СМИ, сказали два источника в РПЦ. Тогда же, в конце декабря, директор подписал согласие на отказ от оперативного управления музеем, рассказал близкий к администрации города собеседник РБК.
В РПЦ же хотели видеть собор у себя уже к Пасхе, которая в этом году выпала на 16 апреля, рассказал РБК высокопоставленный федеральный чиновник. Передача к празднованию главного православного праздника согласовывалась на уровне патриархии, подтверждает источник в церковных кругах, это было бы символично, добавляет он. Идею, говорит собеседник, поддержал и губернатор.
После возвращения Полтавченко из отпуска, 5 марта, администрация губернатора попросила Бурова подготовиться к перевозке музейных объектов из храма до середины апреля. Экспонаты решили переместить в запасники Государственного музея истории Петербурга, а музеи — объединить. Музейщики были против, поскольку сроки нереальные, и доложили об этом в марте на одном из совещаний в городской администрации, рассказывал РБК хранитель музея «Исаакиевский собор» Домин Мансуров.
После публикации РБК о том, что Исаакий могут передать к Пасхе, торопить руководство музея перестали, сообщили три источника в заксобрании и собеседник, близкий к городской администрации. К тому времени в последней уже начинали понимать, что не успеют организовать передачу к этому сроку, уточняет федеральный чиновник в беседе с РБК.
РПЦ продолжает рассчитывать получить собор в этом году, говорит источник РБК в церковных кругах. Власти Петербурга обсуждают передачу Исаакия к 12 июля, Дню святых Петра и Павла, рассказал РБК источник, близкий к Минкультуры, и подтвердил собеседник из РПЦ. В этот день в Петербург всегда приезжает патриарх, чтобы возглавить службу в соборе Святых Петра и Павла в Петропавловской крепости.
Передача может быть приурочена и к церковно-государственному празднику День семьи, любви и верности (День памяти святых Петра и Февронии в Русской Православной Церкви), который отмечается 8 июля, сказал близкий к Минкультуры источник РБК. Если летом передать не удастся, это может произойти и осенью, допускает собеседник. Затормозить процесс могут бюрократия и президентские выборы.
Пробелы с передачей
После решения отказаться от передачи к Пасхе и утечек в СМИ чиновники закрылись: музейщиков не приглашают на совещания о будущем собора, говорит источник в музее «Исаакиевский собор». Буров подтверждает, что о происходящем вокруг храма ему ничего не известно. Церковь к обсуждениям тоже не привлекают, утверждает собеседник, близкий к епархии.
Вокруг Исаакия переплелось много разных интересов: в окружении того же Полтавченко есть те, кто по-прежнему против передачи, процесс стопорится еще и поэтому, рассуждает собеседник в церковных кругах и подтверждают два близких к городским властям источника.
Против передачи собора, тем более в преддверии президентских выборов, выступают и некоторые лица в Кремле, например Сергей Кириенко, рассказывает федеральный чиновник. Протесты из-за передачи Исаакия ударили по рейтингу петербургского губернатора, и, если напряжение сохранится до выборов, это может сказаться на результатах Путина, объясняет недовольство Кириенко еще один федеральный чиновник.
«Знаете, как это бывает? Наверху тебе что-то пообещали, сказали, да, хорошо [получайте Исаакий в пользование]. А в детали не вникали. Когда же дело доходит до практики, возникают различные нюансы и процесс стопорится», — описал ситуацию источник в церковных кругах.
Таким нюансом можно назвать юридическое оформление передачи. Церковь пока не направила городским властям требуемую по закону заявку. Поскольку собор будет патриаршим, она поступит, скорее всего, от Московского патриархата, а не от местной епархии, рассказывает игуменья Ксения.
РПЦ оформила свои притязания на собор лишь в письме патриарха. О том, что оно было направлено Полтавченко, говорили на пресс-конференции 12 января вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Мокрецов и епископ Тихон (Шевкунов). Патриарх направил письмо губернатору в декабре 2016 года, сообщили РБК в пресс-службе Полтавченко, но представить копию или изложить его содержание отказались, сославшись на частный характер переписки. Аналогичный ответ РБК получил и от синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ.
В случае с Исаакием сначала должны быть описаны музейные объекты собора, а затем заключен договор на передачу в пользование церкви тех из них, которые невозможно вывезти, объясняет РБК игуменья Ксения. Таких объектов 62, уточнила она и подтвердил Буров. Договор между музеем и РПЦ должно утвердить Минкультуры. После того как он будет заключен, церковь подаст заявку на передачу ей в пользование собора. Эту процедуру — сначала музейные ценности, а потом здание — предложили чиновники: она изложена и в плане-графике КИО и РПЦ следует ему, сказала игуменья РБК.
Сведения, что сперва будут описаны музейные фонды и заключен утвержденный Минкультуры договор, приводил и курирующий КИО вице-губернатор Мокрецов на январской пресс-конференции. «Следующий шаг — это оформление документа, который будет являться договором на безвозмездное пользование [зданием собора]», — заключил он.
Но в марте этого года позиция чиновников изменилась: на заседании суда по иску противников передачи Исаакия в пользование РПЦ, который проходил 13 марта, они заговорили иначе. По словам представителя КИО, «заявление от религиозной организации [на передачу храма] в установленном федеральным законом порядке не было подано» и «решение не может быть принято в его отсутствие».
Подход, когда заявка на получение религиозного объекта подается в последнюю очередь, выгоден РПЦ, заявляет РБК глава отдела юридического сопровождения фирмы «ПетроЮСТ» (обслуживает организации культуры Санкт-Петербурга) Илья Елкин. Передача музейных ценностей на основании договора с Минкультуры дает РПЦ возможность утверждать, что ведомство согласовало весь процесс передачи, в том числе здания, раз уж переданы находящиеся в нем объекты: «Следовательно [церковь может утверждать], что процесс не может быть остановлен на уровне органов власти субъекта», — объясняет логику РПЦ юрист. Городские власти, продолжает он, могут использовать соглашение с Минкультуры как объяснение, что все уже решили за них и они лишь исполняют решение вышестоящих органов.
С правовой точки зрения правильно было бы одновременно подать заявки и на здание и на музейные ценности, но в случае с Исаакием это условие не соблюдается, констатирует юрист.
Финансовый вопрос
Как будет финансироваться Исаакий, тоже пока не понятно. Церковь обещает, что будет содержать собор за свой счет. «Заверяю вас, что средства у церкви будут», — пообещал патриарх в феврале. Вход в собор станет бесплатным, но сохранится плата за экскурсионное обслуживание и осмотр города с колоннады. Этих средств хватит «на обеспечение текущих ремонтно-реставрационных работ» в объемах десяти последних лет, заверил патриарх.
Однако до сих пор не ясно, действительно ли все расходы на содержание и реставрацию собора лягут на РПЦ.
Вице-губернатор Мокрецов в январе допустил, что часть финансирования может взять на себя город. «Исаакиевский собор, — напомнил тогда он, — объект федерального значения, поэтому город обязан нести ответственность по поддержанию его в надлежащем виде». Например, реставрация Троицкого собора и буддистского храма на Приморском проспекте финансируется за счет городского бюджета, уточнил вице-губернатор.
В том же духе высказался и епископ Тихон (Шевкунов). «Что касается глобальной реставрации, то какую-то часть [финансовой ответственности] будет нести государство, какую-то — община. Но текущая реставрация и содержание лягут на плечи общины», — пообещал он. Ответственность города и церкви будет зафиксирована в специальном договоре между РПЦ и городом, говорит источник РБК в церкви. Документ призван регулировать вопросы использования храма — сохранение музея, ремонт и т.д. «Правовая возможность участия города в эксплуатации собора имеется, ведь город остается собственником Исаакия. Он же не может абсолютно дистанцироваться», — рассуждает собеседник.
Но даже если церкви удастся хотя бы частично оставить финансирование Исаакия за городом, вопрос, откуда брать деньги на содержание собора, все равно остается.
Дело в том, что епархия живет на взносы со своих приходов, рассказывает РБК настоятель одного из храмов. Сумма взносов зависит от доходности храма, поясняет собеседник. Есть приходы, которые платят сотни тысяч рублей взносов в месяц, а есть те, что платят гораздо меньше: в первую очередь прибыль зависит от того, насколько проходное место занимает храм. Основной доход, по словам священника, составляют продажа свечей, плата за молебны, панихиды, отпевания, поминовения, обряды венчания и крещения. В целом по стране отчисление епархиям колеблется от 10 до 50% от доходов храмов, ранее выяснил РБК.
Сейчас расходы Санкт-Петербургской епархии идут на содержание городской Духовной академии, епархиальной больницы и общеепархиальные нужды. После передачи Исаакия появится новая статья расходов, которую нужно будет как-то покрывать, и взносы с приходов — один из потенциальных источников средств для епархии. В результате сумма взносов после передачи Исаакия может быть увеличена, опасается собеседник РБК. При этом он считает, что полноценный приход в Исаакии вряд ли сложится: храм расположен вдали от густонаселенных жилых кварталов.
Община сложится, как только появится опытный человек, который будет ее создавать, возражает другой собеседник РБК в церковных кругах: откроется воскресная школа, люди не будут лениться потратить полчаса или час на то, чтобы добраться до собора. «В храме мирового уровня не может не возникнуть общины», — считает он.
Другой вариант содержания — через специальный фонд. Такая схема управления у московского храма Христа Спасителя, поясняет источник, близкий к РПЦ. Сопредседатели фонда — патриарх Кирилл и мэр Москвы Сергей Собянин, а среди попечителей много статусных церковных деятелей, федеральные и столичные чиновники. Московские власти ежегодно выделяют средства на содержание храма: деньги идут на поддержание инженерных систем и на уход за территорией, сказано на сайте фонда.
Церковь будет стараться договориться с петербургскими меценатами, чтобы они финансово поддерживали содержание Исаакия, говорит собеседник РБК, близкий к РПЦ. Но пока желающих мало, сетует он: все понимают, что это дорогое удовольствие. По планам городских властей, на одну только реставрацию собора до 2028 года планировалось потратить 3,5 млрд руб.