Суд признал историка Олега Соколова виновным в убийстве аспирантки Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Анастасии Ещенко, а также в незаконном хранении оружия. Ученый получил в совокупности 12 лет и 6 месяцев за убийство и незаконное хранение ружья и боеприпасов к нему. Соколов был очень спокоен на заседании и после оглашения приговора.
Все доводы защиты Соколова, которая, в частности, настаивала, что у Ещенко был сговор с критиком Соколова историком Евгением Понасенковым, были отклонены. Суд также отметил, что у Понасенкова не было оснований оговаривать Соколова.
«Учитывается, что Соколов склонен к браваде и риску, он самовлюбленный и эгоцентричный, при этом вспыльчивый, не терпит внешнего противодействия, склонен к манипулятивному поведению», — отметила судья Юлия Максименко.
Вместе с тем, суд учел и смягчающие обстоятельства: принесение извинений, возраст Соколова, его болезни, наличие «длительной психотравмирующей ситуации» (конфликт с Понасенковым), а также вклад в науку и положительные характеристики. Суд также учел, что у Соколова есть двое несовершеннолетних детей. Защита пообещала обжаловать приговор.
Накануне заседания по делу Соколова у здания горсуда Петербурга был замечен молодой человек, облачившийся в Наполеона. Устроивший перформанс парень рассказал журналисту «Петербургского дневника», что Наполеон Бонапарт «узнал» о проблемах его большого поклонника, историка Соколова. «Ему пришлось восстать из мертвых, чтобы заявить, что эта любовь не взаимна», — пояснил молодой человек.
Соколова подняли из реки Мойки в Санкт-Петербурге 9 ноября 2019 года. В рюкзаке ученого нашли две отрубленные женские руки и травматический пистолет. В квартире историка правоохранители обнаружили останки женщины и пилу. По версии следствия, в ночь на 8 ноября Соколов поссорился со своей аспиранткой — Анастасией Ещенко, с которой они вместе жили. После этого он застрелил возлюбленную из обреза и попытался утопить фрагменты ее тела в реке. После убийства аспирантки ученого уволили из СПбГУ за «аморальный проступок».
Близкий друг историка, капитан первого ранга в отставке признался журналистам, что на вечеринке после гибели Ещенко Соколов пил коньяк и шутил. Историк вел себя как обычно, обсуждал с гостями историю Франции, а следов крови в квартире не было. Отсутствие возлюбленной Соколов объяснил тем, что она уехала в столицу.
В ходе судебного разбирательства Соколов устраивал скандалы. В конце июня ученый потребовал в суде опубликовать его переписку с жертвой. По словам историка, девушка не была «невинной» и всячески оскорбляла его. Соколов пришел в ярость и начал кричать на судью.
На суде родители Соколова рассказывали, какой их сын одаренный ученый. Но оба признали, что он вспыльчивый и страдает от разлуки с детьми. Оба родителя также утверждают, что Соколов не употреблял спиртное в больших количествах, ограничиваясь бокалом вина, а водку «не пил вообще».
В январе 2020 года эксперты Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского признали вменяемым Соколова. Также они установили, что в момент убийства историку «было чуждо сильное душевное волнение, якобы вызванное оскорбительным поведением аспирантки».
Ученый признал вину в убийстве, раскаявшись в содеянном. Соколов также признался, что после трагедии он потерял не только любимую, но и друзей, и свою «военно-историческую армию». Историк отмечал, что страдает не от условий в СИЗО, а от невозможности заниматься любимым делом: историей и литературой.