Это одна из крупнейших в мире компаний, которая специализируется на регистрации офшоров. Утечка документов Appleby стала самой крупной после «панамского архива».
Над изучением офшорых компаний работали 382 журналиста из 67 стран мира. Проект расследователей назвали «Райское досье» (Paradise Papers). От России в нем принимала участие «Новая газета». Russiangate коротко рассказывает о том, компании каких российских чиновников и связанных с ними лиц удалось найти журналистам.
Бывшая жена Сечина и торговые центры
Руководитель «Роснефти» Игорь Сечин в 2011 году развелся со своей женой Мариной. Согласно декларациям за 2008-2010 годы, супруга чиновника не получала какого-либо дохода. Однако в год развода Марина Сечина заработала сразу 9 млн рублей. В 2012 году при помощи Appleby она зарегистрировала S Holdings Ltd. Компания создавалась для инвестиций в девелоперские проекты Юлиуса Майнла (владельца австрийской компании Julius Meinl и Gray Jackal Limited).
Планировалось, что Сечина вложит деньги через Gray Jackal Limited, в другую компанию – Fulcrum. Ей, в свою очередь, принадлежат недостроенный торговый центр в Перми и ТРЦ в Уфе. Сумма инвестиций Марины Сечиной в компанию неизвестны, но в презентации Fulcrum в октябре 2011 года шла речь о €40–80 млн. В Appleby никто не задавался вопросом о происхождении денег. Однако через какое-то время выяснилось, что Сечина – «политически значимое лицо», и ее компанию заменили на другую в цепочке финансирования проектов Юлиуса Майнла.
Мильнер, Усманов и Facebook
Мильнер и Усманов купили долю в Facebook через офшоры. При покупке акций использовались средства государственной компании. Алишер Усманов, возглавлявший «Газпром инвестхолдинг», выдал кредит на $920 млн компании Kanton Services. В 2009 году она вложилась в фонд Юрия Мильнера, который купил 10% акций Facebook. Через три года, когда социальная сеть выставила акции на открытые торги, бизнесмены продали пакет акций за $1,6 млрд. Чистая прибыль составила более $500 млн.
После выхода расследования пресс-служба Усманова заявила, что при покупке акций не использовались государственные средства.
Офшорные самолеты
Как выяснили журналисты, несколько состоятельных российских предпринимателей и чиновников предпочитают регистрировать свои частные самолеты в офшорах. Это делается для того, чтобы не платить НДС при их импорте в Европу. Такой схемой воспользовались Аркадий и Борис Ротенберги, Олег Тиньков, Олег Дерипаска
, Ольга Шувалова (самолет для перевозки корги – прим. ред.). Бывшие сенаторы Вадим Мошкович, Виталий Малкин; экс-депутат Александр Скоробогатько, подрядчик РЖД Юрий Коротченко, владелец «дворца Путина» Александр Понамаренко.
Для покупки используется цепочка фирм. Компания на Британских Виргинских островах становится официальным владельцем самолета. Она же открывает филиал на Острове Мэн. Этот филиал официально регистрируется как налогоплательщик на острове, а затем импортирует самолет в Европу. Сам самолет арендуется другой компанией на Кипре – получается, что самолетом собственник официально не владеет.
Остров Мэн – популярное звено цепи из-за лазейки в налоговом законодательстве, позволяющей вывозить самолет в Европу, не выплачивая налог на добавленную стоимость.
Всего журналисты нашли 17 чартеров российских клиентов общей стоимостью 25 млрд рублей. Владельцы самолетов при помощи офшоров не заплатили 4,5 млрд рублей налогов.
Роман Абрамович, депутат КПРФ и однокурсник Путина
Российский бизнесмен Роман Абрамович фигурирует в расследовании «райского досье» как «неудачный покупатель». В 2008 году олигарх пытался купить треть бермудской компании Russia Forest Products. Однако сделать это ему сперва не удалось. В специальной регистрационной анкете, которую необходимо заполнить при покупке, Абромович утверждал, что никогда не являлся фигурантом уголовного дела. Тогда как по информации того же «Коммерсанта», бизнесмен в 1992 году был фигурантом уголовного дела о хищении железнодорожного состава с соляркой. В связи с этим сделку с Абромовичем заблокировали. После этого бизнесмен все же купил активы, но через офшоры Британских Вергинских Островов.
Депутат Госдумы от фракции КПРФ Владимир Блоцкий, оказался директором уругвайской компании Blackfil S.A, а его родственники – связными с ней лицами. Компания с таким же названием работает в Чехии, с 2006 года принадлежала самому Блоцкому. За неделю до выборов в Госдуму будущий депутат переписал компанию на своего отца. В предвыборной декларации Блоцкого нет упоминания зарубежных компаний, зато есть годовой доход в 329 млн рублей.
Николай Егоров учился вместе с Владимиром Путиным. В 2015 году однокурсник президента купил 20% Антипинского НПЗ (АНПЗ) — крупнейшего частного нефтеперерабатывающего предприятия в стране. Для покупки Егоров так же пользовался услугами Appleby, которые провели сделку через офшоры.
Министр торговли США и «зять» Путина
Соратник Трампа, министр торговли США Уилбур Росс имеет состояние в $2,5 млрд. Международный консорциум журналистов-расследователей выяснил, что он через офшоры владеет 31,5% судоходной компании Navigator Holdings Ltd.
Как оказалось, один из крупнейших клиентов этой компании – российский нефтехимический холдинг «Сибур». Он, в свою очередь, принадлежит Кириллу Шамалову – мужу Катерины Тихоновой, предполагаемой дочери президента России. В число акционеров входит и друг Путина, бизнесмен Геннадий Тимченко. Оба предпринимателя – находятся под санкциями США. Представители министра США заявили, что Росс вложился в компанию до того как она начала работать с российскими партнерами, а сам он никогда не встречался с владельцами «Сибура».