Семеро сотрудников Саяно-Шушенской ГЭС признаны виновными в нарушениях правил безопасности (ч. 3 ст. 216 Уголовного кодекса), которые в августе 2009 г. привели к трагической аварии на гидроэлектростанции, следует из сообщения Саяногорского городского суда. Бывший главный инженер ГЭС Андрей Митрофанов, экс-директор электростанции Николай Неволько и бывшие заместители главного инженера ГЭС — Геннадий Никитенко и Евгений Шерварли получили сроки от 5,5 до 6 лет лишения свободы, бывшие сотрудники службы мониторинга оборудования Александр Клюкач и Александр Матвиенко — 4,5 года условно, их коллега Владимир Белобородов — 4,5 года лишения свободы, но был амнистирован.
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС случилась 17 августа 2009 г. Шпильки, которые держали крышку гидроагрегата № 2, не выдержали давления, крышку сорвало, а сам он вылетел на бьющей струе воды, которая затопила машинный зал и подсобные помещения. Погибли 75 человек, были повреждены все 10 гидроагрегатов.
Следствие и суд установили, что Неволько не выполнил современный и качественный монтаж оборудования и утвердил план действий в случае чрезвычайных ситуаций, где не было рекомендаций на случай затопления ГЭС, говорится в официальном сообщении СКР. Главный инженер Митрофанов знал, что гидроагрегат № 2 работает с повышенной вибрацией, но продолжал его эксплуатацию. Шерварли и Никитенко не обеспечили постоянного контроля за состоянием крышки гидротурбины. Белобородов и Клюкач намеренно завышали оценки вибрационного состояния гидроагрегата № 2, а их начальник Матвиенко игнорировал рост не менее чем в 3 раза уровня вибрации указанного гидроагрегата.
Суд проходил со значительными нарушениями, а решение было вынесено на основании заключения российского экологического фонда «Техэко», эксперты которого не являлись гидротехниками, рассказывает адвокат Неволько Александр Кочубин. По его словам, защита неоднократно ходатайствовала о привлечении компетентных экспертов, но суд всегда отказывал. В выводы экспертизы не верят и сотрудники ГЭС. Они написали письмо президенту Владимиру Путину
, в котором просят провести новое расследование причин аварии (письмо подписало более 2000 человек, копия есть у «Ведомостей»). Ведущие специалисты по вибромониторингу сообщили суду, что никакой длительной вибрации гидроагрегата перед аварией не было, не чувствовали ее и работавшие в здании перед аварией сотрудники, говорится в письме. Вибрацию зафиксировал только один из 10 датчиков экспериментальной измерительной системы, которая не была введена в эксплуатацию, этот датчик показывал повышенную вибрацию и на остановленном гидроагрегате, рассказывает руководитель Саяно-Шушенского учебного центра Вадим Затеев. Особенность работы эксплуатирующих ГЭС специалистов состоит в том, что они работают только по инструкциям завода-изготовителя, или генпроектировщика, рассказывает он. По регламенту завода шпильки, из-за обрыва которых произошла авария, должны были работать 30 лет без замены, отмечает Затеев.
Среди специалистов и ученых в области гидроэнергетики нет единого мнения о причинах аварии, научная дискуссия продолжается, признает представитель «Русгидро» Елена Вишнякова. В то же время реализованные после аварии мероприятия исключают повторение подобной аварии, указывает она. Компания заплатила 11,7 млрд руб. (без НДС) за новые гидроагрегаты «Силовых машин» (в них входит и Ленинградский металлический завод — поставщик аварийного агрегата № 2), с улучшенными характеристиками. Представитель «Силовых машин» на вопросы не ответил.