В Главное правовое управление (ГПУ) президента поступил разработанный Минобороны проект президентского указа о предоставлении военным права продавать металлолом без торгов компании «Транслом». Минэкономики, Минюст и ФАС высказали замечания, устранение которых фактически блокирует этот проект. Против монополизации рынка выступили также конкуренты «Транслома» и аккредитованные Минюстом эксперты.
Проект поправок к указу №775 «Об изменении порядка реализации высвобождаемого военного имущества, акционирования и приватизации предприятий военной торговли» поступил из аппарата правительства в ГПУ. Об этом “Ъ” рассказали отраслевые источники, уточнив, что документ переправлен в экспертное управление президента, Совет федерации и коллегию ВПК. В Белый дом, по их словам, проект поступил 30 декабря 2017 года за подписью начальника Генштаба ВС РФ Валерия Герасимова, исполнявшего в тот день обязанности министра обороны. Документ разработан по поручению Владимира Путина
, согласившегося в феврале 2017 года с предложением министра обороны Сергея Шойгу об эксклюзивной продаже лома черных и цветных металлов ООО «Транслом» по рыночной стоимости без проведения торгов (см. “Ъ” от 31 марта 2017 года).
Проект монополизации этого сегмента вызвал возражения. Минэкономики потребовало расчетов «эффективности и финансово-экономических последствий» этого решения и обоснования критериев выбора именно «Транслома». Проект, по мнению ведомства, должен содержать порядок реализации имущества, а утверждать его должно правительство. Минюст недоволен включением в перечень освобождаемых активов кроме черного и цветного металлолома «иных материальных средств», что фактически позволяет продавать без торгов «любое имущество». Возражает ведомство и против наделения Минобороны правом произвольного выбора: продавать ли лом «Транслому» без торгов или приватизировать.
ФАС и вовсе подчеркивает, что рыночную цену сформировать без открытого рынка и конкуренции невозможно: определение «Транслома» единственным исполнителем не соответствует поручению президента. Как объясняет ФАС, по представленным самими военными данным, кроме «Транслома» на рынке присутствует более десяти крупных игроков. ФАС предлагает наделить «Транслом» приоритетным правом приобретения лома «на условиях проведения торгов и по сформированной на них цене». Эта схема позволяет провести торги, предупредив участников о наличии «приоритетного» покупателя: если он в течение 30 дней не выкупит актив по итоговой цене, то его получит победитель.
Из переписки ведомств следует, что «Транслом» сможет приобретать и имущество Росгвардии, а также, если решение будет принято, МЧС. Проект идет вразрез с указом президента от 21 декабря 2017 года «Об основных направлениях госполитики по развитию конкуренции» и является коррупционноемким, считает аккредитованный Минюстом эксперт по проведению антикоррупционной экспертизы Евгения Данилова из организации «Гражданский контроль госзакупок». Она на прошлой неделе направила Сергею Шойгу обращение о возможном конфликте интересов в связи с участием в подготовке проекта референта главы департамента имущественных отношений Минобороны Олега Васенина (по данным «Картотеки.ру», возглавлял «Транслом» в 2010 году).
О «грубом нарушении антимонопольного законодательства» говорится также в письмах ООО «Компания “Звезда”», ООО «Вторичные металлы и сплавы» (ВМС) и ООО «ДВМ-Хабаровск» («дочка» ООО «Дальвтормет»). Глава ГПУ Лариса Брычева сообщила главе ВМС Михаилу Бурдакову, что его замечания переадресованы в Минобороны, уточнив, что «проект будет рассмотрен после согласования с заинтересованными ФОИВ». По словам источника “Ъ” в аппарате правительства, Минобороны выбрало «Транслом», поскольку компания обладает большой филиальной сетью и «собственными производственными мощностями», ее услугами уже пользуется Росгвардия. Впрочем, врио главы начальника главного автобронетанкового управления Минобороны Сергей Бибик в апреле 2017 года сообщал ведомству, что «Транслом» вопреки условиям контракта в течение месяца не начал вывоз приобретенного лома АО «560 БТРЗ». Глава «Транслома» Сергей Астахов на звонки “Ъ” не ответил.
Отметим, что в феврале 2017 года президент также поддержал совместное предложение господина Шойгу и главы «Ростеха» Сергея Чемезова о передаче списываемого имущества госкорпорации. Предполагалось, что черным и цветным ломом займется «Транслом», а драгметаллами и иными активами — «Ростех». Но в отличие от проекта по «Транслому» никаких распорядительных актов по «Ростеху» до сих пор не обнародовано. В «Ростехе» “Ъ” сообщили, что письмо господ Чемезова и Шойгу касалось утилизации вооружения, военной и специальной техники и «никакого пересечения с интересами “Транслома” у “Ростеха” нет».