Продажа Eurasia Drilling: сделка против «силы»

Источник
Как выяснил Forbes, крупнейшей сделке в отечественном буровом бизнесе мешают интересы Игоря Сечина.
У сделки по продаже 45,65% Eurasia Drilling Company (EDC) нефтесервисной компании Schlumberger есть влиятельные противники, рассказали Forbes три человека, знакомых с ходом переговоров. По словам одного из них, это «силовики». Еще двое говорят о «структурах, действовавших в интересах «Роснефти»». С этим может быть, в том числе, связано затягивание утверждения сделки правительственной комиссией, отмечает один из собеседников.

Источник в «Роснефти» опроверг причастность компании к задержке, возникшей в процессе согласования сделки. «У нас никакой заинтересованности нет», — утверждает собеседник Forbes. По его словам, «Роснефти» очень важно развивать собственное направление — «РН-Бурение» и компания вкладывает в это большие силы. Генеральный директор и владелец 30,2% акций Eurasia Drilling Александр Джапаридзе сообщил только, что сделка отнесена к разряду стратегических для государства, ее рассматривает правительство, и от других комментариев отказался. Представители Schlumberger и «Роснефти» также отказались от комментариев.

«Роснефть» вела переговоры о покупке EDC, рассказали Forbes два человека, близких к «Роснефти». Но переговоры закончились ничем.

На пресс-конференции 4 февраля 2015 года президент «Роснефти» Игорь Сечин сказал, что «Роснефть» будет развивать собственный буровой бизнес. «Будем развивать этот бизнес, чтобы не зависеть от сговора на рынке, — заявил он. — Я говорю без критики, но мы разобьем этот сговор и будем договариваться с каждым отдельно» (его слова передавал ТАСС). Тогда же сообщалось, что «РН-Бурение» намерена в ближайшее время объявить о покупке крупной сервисной компании «с целью укрепления своих позиций на рынке сервисных услуг в России». Вскоре после этого дочерняя компания «Роснефти» — «РН-Бурение» — приобрела Оренбургскую буровую компанию.

О продаже 45,65% EDC нефтесервисной компании Schlumberger за $1,7 млрд стороны объявили 20 января. Сделку планировалось закрыть в первом квартале 2015 года, а еще через три года Schlumberger собиралась довести свою долю в EDC до 100%. Рассмотрение сделки на правительственной комиссии было запланировано на первую половину 2015 года, но затем перенесено на осень. «Документы в правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций внесены. На прошедшем недавно заседании комиссии этот вопрос не рассматривался. Он не был внесен в повестку дня. Мы надеемся, что на следующем заседании этот вопрос будет рассмотрен и решен окончательно», — отмечает заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Цыганов. Но на данный момент повестка на осень еще не сформирована.

«Этот вид деятельности является стратегическим, и, если иностранная компания приобретает «контроль» над российской компанией, такая сделка подлежит согласованию. У EDC серьезная доля рынка. Есть опасения, что получив ее, компания (Schlumberger. — Forbes) получит возможность диктовать цены», — поясняет Цыганов. Тем не менее, по его словам, жалоб от нефтегазовых компаний относительно проблем с заключением контрактов по бурению ФАС не получала.

Еще один чиновник указывает, что «непонятно, каким образом будет разделена деятельность этих двух компаний в случае усиления санкций». Впрочем, в феврале, когда ФАС выдвинула ряд условий к сделке (в частности, обязательную продажу доли в EDC российскому инвестору в случае новых санкций), Джапаридзе уверял, что все условия ФАС будут выполнены.

Группа компаний Eurasia Drilling Company Limited — крупнейший игрок на российском рынке нефтесервисных и буровых услуг. Второй после Джапаридзе крупный владелец компании — Александр Путилов, у него 22,4% Eurasia Drilling, примерно 30% акций находятся в свободном обращении. В 2014 году, по подсчетам Deloitte & Tuche CIS, рынок нефтесервисных услуг в России достиг $25,9 млрд, из них $15,4 млрд приходится на услуги по бурению. Доля Eurasia Drilling на рынке бурения составила 28% и в 2015 году может вырасти до 29%. Среди клиентов EDC — «ЛУКОЙЛ», «Роснефть», «Газпром нефть», «Русвьетпетро». Компания ведет работы в Западной и Восточной Сибири, Волго-Уральском и Тимано-Печорском регионах. Кроме того, EDC работает в каспийском регионе и на севере Ирака. Schlumberger зарегистрирована на Нидерландских Антильских островах. Это одна из крупнейших нефтесервисных компаний мира со штаб-квартирами в Хьюстоне и Париже. 

Schlumberger специализируется на геофизическом исследовании скважин (ГИС), в России этот рынок достигает $2,4 млрд, и доля Schlumberger на нем составляет 12,7%. 

Вероятность того, что сделка будет закрыта в ближайшее время, остается относительно низкой, считает аналитик «ВТБ Капитал» Екатерина Родина. При этом в долгосрочной перспективе основной риск для стоимости акции состоит в постоянных колебаниях мировых ценах на нефть. Риск того, что Schlumberger сможет диктовать цены на рынке после завершения сделки, существует, признает Родина. «Но и у ЕDC доля на рынке была большой, тем не менее своим весомым положением компания не злоупотребляла», — отмечает она.
Персоны Компании
Модус операнди капитана Роснефти
Президент Роснефти Игорь Сечин теряет лояльных подчиненных.
Достижения выставки народного хозяйства
Кто и как развивает ВДНХ.
ЛУКОЙЛ задержали в Румынии
Местная прокуратура арестовала активы компании на €2 млрд.
Глава Башкирии — РБК: «Мы даже не думали о приватизации «Башнефти»
Владимир Путин подписал указ о передаче Башкирии блокпакета акций национализированной в прошлом году компании «Башнефть». За несколько дней до этого события РБК поговорил с главой республики Рустэмом Хамитовым.
Танцы на полях
Светская повестка экономического форума в Петербурге.
Обзор 15-19 июня: знать, неверные книжки ты в детстве читал
Напрасно считается, что у России только две беды: дураки и дороги. На самом деле не они мешают нам двигаться вперед, а избыток свободы на местах и сомнительные пьески в театральных афишах.
Процесс пошел: какое имущество России за рубежом получат акционеры ЮКОСа
Позиционная война акционеров ЮКОСа, отсудивших у России $50 млрд, за российское госимущество перешла в активную фазу: начались аресты российских активов. Но шансы ЮКОСа на окончательную победу по-прежнему призрачны.
«Финансовая подтасовка» от «Роснефти»?
«Роснефть», которая должна наполнять российский бюджет, снова просит деньги из Фонда национального благосостояния (ФНБ). 
Сахалин звонит дважды
На этот раз может ответить ExxonMobil.
Чиновники и бизнес меньше потратят на вечеринки на Петербургском форуме
Оргкомитет Петербургского экономического форума и администрация города сократили бюджеты на развлечения для участников. Сами компании тоже намерены сэкономить, а некоторые вообще отказались от традиционных приемов.
С кем приходилось вести дела Владимиру Путину
«Ведомости» изучили героев истории Максима Фрейдзона: кто остался не у дел, кто добился карьерного роста и при чем здесь российский президент.
«Мне всегда хотелось чего-то большого, капитального»
Как школьная «тройка» по химии помогла Михаилу Сутягинскому построить большой нефтехимический холдинг.
Аркадий Ротенберг и Геннадий Тимченко рискуют уйти в минус на стройке
Крупнейших строителей нефтегазовой инфраструктуры ждут плохие времена — «Газпром» и «Роснефть» заставят их работать в минус. Такой прогноз делает один из лидеров рынка — «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга
С риском для нефти: совладельцы «Лукойла» вкладывают в добычу в Африке
Как выяснил Forbes, Вагит Алекперов и Леонид Федун владеют американской компанией, которая занимается глубоководной разведкой нефти в странах третьего мира.
Российских брендов не оказалось в сотне самых дорогих впервые с 2008 года
Впервые с 2008 года ни один российский бренд не попал в рейтинг самых дорогих марок мира, который уже десять лет составляет исследовательская сеть Millward Brown. Виновата девальвация рубля.
Намагниченный
Как приходят деньги к владельцу крупнейшей ритейл-сети Сергею Галицкому.
«Если не разворовывать средства, что-то начнет расти»
Почему в России не может продолжаться нормальный бизнес, объясняет Сергей Дубинин.
Империя восходящего газа
Зачем «Роснефти» создавать конкурента «Газпрому».