Назначенный в четверг временно исполняющим обязанности губернатора Калининградской области Евгений Зиничев ранее входил в ближний круг охраны президента Владимира Путина и был одним из его адъютантов, сообщил «Ведомостям» бывший сотрудник российских спецслужб.
В размещенной на сайте калининградской обладминистрации биографии Зиничева говорится, что в 1987–2015 гг. он служил на различных должностях в органах госбезопасности, в 2013 г. прошел переподготовку в Академии Генштаба, а в 2015 г. был назначен начальником управления ФСБ по Калининградской области. В распространенных ТАСС на прошлой неделе фотографиях визитов Путина в Ярославль в 2006 г. и Иваново в 2010 г. Зиничев стоит за спиной президента (как и положено адъютанту, говорит бывший сотрудник спецслужб) и обозначен как сотрудник ФСО. Факт работы Зиничева в службе безопасности президента (СБП, подразделение ФСО) подтвердил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, напомнила представитель обладминистрации. Телефоны пресс-служб ФСБ и ФСО вечером в пятницу не отвечали.
Зиничев стал уже третьим охранником Путина, назначенным в последнее время исполнять обязанности главы региона. В феврале врио губернатора Тульской области стал бывший офицер СБП, впоследствии командующий Силами специальных операций и замминистра обороны Алексей Дюмин. Одновременно с Зиничевым на пост врио главы Ярославской области был назначен замминистра внутренних дел Дмитрий Миронов, до 2013 г. проходивший службу в СБП.
Сотрудник спецслужб обращает внимание на то, что все трое перешли на новые должности не напрямую из СБП, а после переподготовки в различных учебных заведениях и работы в других силовых структурах. Дюмин и Миронов достигли в Минобороны и МВД позиций замминистра, полномочия которых были явно шире, чем у губернаторов не самых главных регионов.
Поскольку они могли расти в этих ведомствах и дальше, то их назначение в регионы можно даже расценивать как понижение. Теперь, очевидно, им предстоит испытание в сфере публичной политики: можно говорить, что все трое входят в подготовленный и пользующийся особым доверием кадровый резерв президента и в случае успеха на губернаторских должностях могут продолжить карьеру и на федеральном уровне, добавляет собеседник «Ведомостей».
Владимир Путин
произвел самые масштабные кадровые перестановки за все время своего президентства
В пятницу Зиничев провел встречу с правительством Калининградской области и депутатами. Представлявшая его руководитель управления внутренней политики президента Татьяна Воронова охарактеризовала его весьма многозначительно: «Президентом принято решение о назначении человека, который не только имеет опыт работы на федеральном уровне, но и хорошо знает регион. Хорошо знает каждого из вас» (цитата по сайту «Новый Калининград.ru»). Зиничев сообщил, что врио председателя правительства (ранее губернатор совмещал две должности) станет нынешний вице-премьер, 29-летний Антон Алиханов, назначенный в сентябре 2015 г., а ранее тоже работавший на федеральном уровне – в Минюсте и Минпромторге.
На встрече Зиничева с правительством выступил местный оппозиционер, зампред комитета облдумы по безопасности Соломон Гинзбург. Предложение поучаствовать во встрече и выступить он получил от представителей администрации президента, сказал «Ведомостям» депутат, выступающий за разделение должностей губернатора и премьера. «Губернатор не может одновременно отвечать за подготовку к отопительному сезону и в то же время продвигать законы в Москве. Мне в страшном сне не могло присниться, что либерал будет приветствовать приход чекиста к власти», – признается Гинзбург.
Силовиков из окружения Путина «обкатывают на будущее», считает политолог Евгений Минченко: «Это один из вариантов кадрового резерва. В дальнейшем они могут занять какие-то посты». До сих пор силовые структуры не брали на себя ответственность за устройство регионов, отмечает политолог Михаил Виноградов: «Пытаясь выстроить новый баланс сил в своем окружении, Путин возлагает ответственность на те ведомства, которые раньше подобную ответственность не брали. Так что подобные назначения – это, с одной стороны, усиление, а с другой – создание потенциально некомфортной ситуации и непростой управленческий вызов».