В конце прошлого месяца в прессе стала распространяться информация о том, что глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин покинет нынешнюю должность и займет пост в руководстве «Яндекса». В обмен на это экономисту будто бы должны были передать долю в компании. А вскоре в составе топ-менеджмента «Яндекса» появился Павел Демидов, долгое время работавший вместе с Кудриным и не скрывавший своей западноцентристской позиции.
Фактически Павел Демидов взял на себя роль комиссара Алексея Кудрина в «Яндексе». Не стоит забывать, что это основная отечественная интернет-платформа, которая во многом определяет российскую информационную повестку. Должность Демидова носит отнюдь не технический характер, поэтому биография данного персонажа заслуживает отдельного внимания, как и мировоззрение новоиспеченного топ-менеджера: не принимать их в расчет при нынешних обстоятельствах было бы, как минимум, нелогично.
Основные вехи жизни Демидова представляют определенный интерес. Он стажировался в Лондонской школе экономики, прошел курс обучения в Бельгии, а потом стал выпускником сообщества Global Shapers Community, основанного Клаусом Швабом – тем самым знаменитым глобалистом и создателем Всемирного экономического форума (ВЭФ). Возможно, все это повлияло на взгляды Демидова, и он отчасти проникся некоторыми идеями, продвигаемыми Западом.
Демидов вел плотное сотрудничество с Московским центром Карнеги, который закрылся в апреле 2022 года в соответствии с распоряжением Минюста РФ. Организация представляла в России Фонд Карнеги за международный мир. Также Демидов участвовал в работе экспертной группы Трехсторонней комиссии – авторов доклада «Взаимодействие с Россией: возвращение к сдерживанию», вероятно, приложив руку к подготовке последнего.
Политическая карьера этого человека в РФ полностью связана с именем Алексея Кудрина. В 2012 году Демидов стал его советником в Фонде по поддержке гражданских инициатив и курировал международные и политические отношения. В 2016 году он вслед за Кудриным оказался в Центре стратегических разработок (ЦСР), заняв должность его помощника и руководителя департамента коммуникационной политики. В 2018 году Кудрин возглавил Счетную палату РФ, а Демидов вновь сделался его помощником, а потом стал директором департамента внешних коммуникаций СП РФ.
Активный критик
Демидов не раз выступал с неоднозначными заявлениями. Еще на раннем этапе своей карьеры Демидов в ходе выступления перед участниками «Школы гражданских лидеров» упоминал о больших проблемах с «репутацией» и «легитимностью», которые, по его словам, имеются у России.
Павел Демидов: «С уходом Лихачева, Сахарова, Солженицына, Ростроповича и Вишневской людей с незапятнанной репутацией в стране осталось очень мало. Одним из очевидных источников новой экспертной гражданской легитимности может стать международное сообщество. Мы должны зарабатывать себе репутацию и легитимность на международном уровне. А потому что больше негде!».
Говорил он и о санкциях, которые были введены в отношении России со стороны западных государств в 2014 году. По его словам, виновато в этом руководство страны, избравшее определенный внешнеполитический вектор. Демидов отмечал, что «Россия сделала некоторые поступки, которые привели к введению санкций и теперь должна заплатить за это высокую цену». При этом такой аспект как конкурентная война глобального масштаба вовсе не при чем.
Рассуждения, принижающие Россию и оправдывающие санкции против нее, и лейтмотив, согласно которому «мы являемся частью Запада» – еще не все. Некоторые заявления Демидова затрагивали историческую память страны и представления о «народе-освободителе» в Великой Отечественной войне.
Павел Демидов: «Война – это наше все. Победа в войне – это все. И тут вдруг признание такого факта, что советские войска по указанию руководства расстреляли тысячи человек, военнопленных, без суда и следствия».
Данные нараспашку
В ходе своей работы в Счетной палате Демидов активно выступал за открытость государственных органов РФ. В частности, именно его можно поблагодарить за то, что в такой тяжелый момент, в условиях конфронтации с Западом, вся информация о перемещениях российских судов, объеме и особенностях груза, ключевых механизмов функционирования стратегически важных отраслей попадает в глобальную сеть. Интересно, что многие шаги, касающиеся беспрецедентной открытости, были приняты поспешно – незадолго до февральских событий 2022 года.
Еще в 2017 году Демидов высказывался по поводу того, что значительная часть информации окажется в открытом доступе. Он отмечал, что придется «научиться жить» с этим и «получать удовольствие и выгоду».
Кульминационным явлением здесь стал подготовленный Счетной палатой доклад «Открытость государства в России – 2021», одним из авторов которого стал Демидов. Последний отмечал, что «вряд ли стоит останавливаться на достигнутом», хотя уже удалось прийти к определенному уровню открытости ведомств. По его словам, первоначально это исследование задумывалось для оценки первого этапа развития государственной открытости. Динамика, как заметил Демидов, оказалась хорошей, и это означает, что можно двигаться дальше.
А что дальше? Ответ прост: «Яндекс». Данная платформа открывает беспрецедентные возможности для достижения глобальной «информационной открытости». Это крупнейший отечественный агрегатор данных, который выступает как важное оружие информационной борьбы – борьбы, в которой российская сторона и без того уступает. Какова вероятность, что Демидов не использует свою новую должность для дальнейшего раскрытия данных?