Издательство АСТ прекратило все выплаты Людмиле Улицкой из-за заявления о переводе гонораров от продаж книг «на Украину». У ритейлеров произведения пока есть, но их перестали выдавать в библиотеках. Ранее сети снимали с продажи книги авторов, признанных иноагентами или экстремистами, но у госпожи Улицкой таких статусов пока нет. Эксперты говорят, что в результате происходит обеднение ассортимента, хотя на доходы сетей ограничение продаж книг серьезно не повлияет. Действия же АСТ юристы не считают легитимными: вознаграждения авторов — их личное имущество, лишить которого может только суд, а издательства «не должны подменять государственные органы».
АСТ прекратило выплату всех отчислений Людмиле Улицкой, после того как пранкеры Вован и Лексус (Владимир Кузнецов и Алексей Столяров) опубликовали 31 января в Telegram-канале запись разговора с писательницей. Пранкер позвонил Улицкой от имени главы офиса президента Украины Андрея Ермака. В разговоре писатель призналась, что гонорары за ее книги «идут на Украину».
«В связи с заявлением автора о переводе авторских отчислений на Украину издательство АСТ приняло решение о приостановке любых выплат по всем договорам с Улицкой до прояснения ситуации и возможных официальных разъяснений со стороны автора относительно адресатов денежных отчислений с проданных книг»,— заявили “Ъ” в пресс-службе АСТ. Там добавили, что книги Людмилы Улицкой выходят в издательстве с 2011 года. Сама она не ответила на сообщения корреспондента “Ъ” в соцсетях.
На следующий день после публикации видео разговора книги Улицкой перестали выдавать в столичных библиотеках. «Все, нет больше этих книг»,— сказал сотрудник одной из них “Ъ”.
Однако произведения писательницы все еще присутствуют на полках книжных. В магазинах сетей «Читай-город—Буквоед» и «Книжный лабиринт» “Ъ” сказали, что сотрудникам «пока никаких указаний на счет Улицкой не поступало». В сети «Читай-город—Буквоед» от официальных комментариев отказались. В «Книжном лабиринте» не ответили за запрос “Ъ”.
В декабре 2023 года АСТ заявляло, что выпуск и продажа книг Бориса Акунина и Дмитрия Быкова (признаны в РФ иноагентами; господин Акунин также включен в реестр террористов и экстремистов Росфинмониторинга) приостановлены из-за политических высказываний авторов (см. “Ъ” от 15 декабря 2023 года).
Книги писателей стали недоступными и в книжных сетях «Читай-город—Буквоед», «Книжный лабиринт», на онлайн-площадках «Литрес» (аффилирован с «Эксмо-АСТ»), Ozon и Wildberries (от официального поставщика).
Владимир Путин, президент РФ, в ходе совещания с правительством 2 августа 2023 года:
Все мы видим попытки нынешних украинских властей запретить книги русских классиков и современников, изъять их из продажи, из библиотек и даже уничтожить. У подобной политики нет и никогда не будет никакого будущего.
В «Литресе» “Ъ“ заявили, что книги Людмилы Улицкой по-прежнему представлены в сервисе «с указанием всех необходимых возрастных маркировок». На вопрос о том, будут ли убирать произведения, как это произошло с книгами господ Быкова и Акунина, в сервисе отвечать отказались. «Если издатель, выступающий нашим поставщиком, примет решение снять с продажи книги этого автора на площадке, то мы проинформируем и порекомендуем это сделать дистрибуторам»,— рассказали “Ъ“ в Wildberries. В «Букмейте» не ответили на запрос. В Ozon и книжном сервисе «Строки» (принадлежит МТС) от комментариев отказались.
По данным Российской государственной библиотеки (РГБ), за 2023 год в России вышло одно издание Людмилы Улицкой тиражом 3 тыс. экземпляров. В 2022 и 2021 годах — 15 и 14 изданий общим тиражом 55 тыс. и 45 тыс. экземпляров соответственно. В целом, по данным РГБ, за январь—сентябрь 2023 года в России вышло более 62 тыс. книг общим тиражом более 207 млн экземпляров.
Технический директор Freedom Letters Владимир Харитонов объясняет, что исчезновение из продажи Улицкой серьезного влияния на выручку сетей не окажет. «Тут вопрос не столько коммерческий, хотя общие тиражи иноагентов и прочих — это миллионы экземпляров, сколько качественный — происходит обеднение ассортимента. Этих авторов некем заменить». Он добавляет, что в договорах с авторами часто записывается возможность расторжения из-за действий писателя, если они привели к убыткам издателя.
«Однако доказывать факт причинения убытков издательство должно в судебном порядке»,— подчеркивает исполнительный директор юридической компании в сфере интеллектуальной собственности «Медиа-НН» Георгий Давидьян. Он поясняет, что вознаграждение автора является его личным имуществом, лишить имущества может только суд. Издательство, уверен юрист, «не должно подменять государственные органы, в компетенцию которых входит установление состава преступления».