"Киви-банк" ограничил до 1 тысячи рублей в месяц вывод средств и снятие наличных со счетов клиентов по требованию ЦБ. По информации СМИ, решение вызвано претензией Центробанка к ведению отчетности и документации.
Это уже не первый такой случай – в 2020 году ЦБ уже ограничивал ряд операций банка и штрафовал его на 11 млн рублей. Подробностей причины такого решения официально не приводили, но эксперты говорят, что претензии были связаны с платежами в адрес онлайн-казино.
Есть основания полагать, что "Киви-банк" что тогда, что сейчас, мог попасться на финансовых манипуляциях не совсем законного характера. Получится ли у вероятного покровителя структуры Германа Грефа "вытащить" своих коллег из очередной передряги?
Подробности – в материале корреспондента The Moscow Post.
Минус на минусе
"Киви-банк" – это часть "империи" Qiwi, основанной Сергеем Солониным, Борисом Кимом и Андреем Романенко в 2007 году после слияния двух платежных систем - e-port и "ОСМП". За годы существования структура обросла скандалами и слухами, о которых мы расскажем позднее, а сначала – сухая статистика.
По данным сервиса банковских аналитиков, всего за месяц (последние имеющиеся данные датируются февралем 2022 года) денежных средств в "Киви-банке" стало меньше на 57%, как минимум вполовину упал объем резервов на возможные потери, серьезно просели нормативы ликвидности.
Независимый финансовый отчет уже тогда гласил о наличии негативных тенденций, способных повлиять на финансовую устойчивость банка в перспективе. Было выявлено семь индикаторов неустойчивости. Вопрос – как банкиры довели свое детище до такого положения?
Щедрые комиссионные
Пользователи тоже были не в восторге от работы банка. На форумах то и дело появляются истории о том, как Qiwi "легально" списывают крупные суммы со счетов. Как утверждает автор Phantom на платформе VC.ru, якобы с него по истечении 30 дней после принятия решения о расторжении договора с платформой брали комиссию в 0,5% от остатка на счете за каждый день, когда деньги на нем оставались. Причем никто об этом не звонил, не уведомлял. На сайтах с отзывами полно и других отрицательных комментариев: пишут в основном про присвоение денежных средств и про игнорирование клиентов и их проблем.
При этом, сам метод ведения бизнеса может быть далек от законного. Сначала хочется сказать про IPO – перед тем, как акции "Киви" отправились туда, их "разогрели" до невозможности, зато впоследствии те начали неуклонно падать. Инвесторы вряд ли были в восторге, зато неплохо должны были заработать Романенко и сотоварищи. После же недавних новостей, акции "Киви" рухнули аж на 6,5%. Кто знает, может это очередная попытка бенефициаров структуры заработать? Но тогда придется признать, что ей помогает Центробанк. Конечно, в случае, если нынешние "нападки" на структуру вдруг ни с того ни с сего прекратятся.
Но есть и другая, более серьезная история, в которой "Киви-банк" играет одну из ведущих ролей.
Обнальная империя
Как рассказывал нашему изданию бывший партнер и соратник Андрея Романенко Ильдар Ахметшин, якобы "Киви" служила для Романенко площадкой по обналичиванию и продаже денежных средств. И делал он это якобы "в содружестве" с в 2017 году приговоренным к 22 годам колонии за создание ОПС бывшим начальником главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБиПК) МВД Денисом Сугробовым.
Подобной информацией с другими СМИ делился коммерсант Денис Душнов, бывший владелец платежных терминалов, которого Сугробов в свое время отправил за решетку.
По словам Душнова, весь рынок платежных терминалов курировался Сугробовым и его замом, ныне покойным генералом Борисом Колесниковым. А "Киви" во всей этой истории был, как говорил Душнов, той платформой, где в течение семи лет проводили "черные" схемы обнала. Сам Душнов тоже там работал, но в определенный момент решил отделиться и создать свою сеть терминалов, тогда-то за него, по его словам, и взялись силовики. Об этом рассказывал "МК".
Примерно в то же время за решетку угодили несколько других крупных обнальщиков, прикрыли засветившийся в схемах "Мастер банк". Это могло делаться с целью повышения процента на обналичку денег. Кому это было выгодно – очевидно. Судя по всему, Сугробов и КО перегнули палку, не учтя, что за каждым обнальщиком кто-то должен стоять, вот и начались посадки и аресты, а впоследствии и расформирование ГУ МВД по ЦФО. Романенко мог избежать этой участи благодаря серьезному покровителю, о котором мы еще поговорим.
Сначала только отметим, что в 2015 году в офисах "Киви" прошли обыски ФСБ, но делу тогда ход не дали. А уже в 2017, когда "посыпалась" империя Сугробова, Романенко формально вышел из управления группой, хотя, по слухам, фактически остался у руля.
Кстати, на него в разное время были оформлены десятки компаний, большая часть из которых ныне не существует. Выручка и прибыль многих из них за весь период существования была или на уровне нуля, или в минусе. Не через них ли выводились средства с обнала?
Именем Грефа
Коммерсант не долго сидел без дела и почти одновременно с выходом из "Киви" начал развивать компанию онлайн-касс и облачных сервисов для малого бизнеса "Эвотор": причем не один – его партнером стал могущественный государственный "Сбербанк" во главе с Германом Оскаровичем Грефом.
Последний стал частенько мелькать в расследованиях нашего издания в связи с весьма странными сделками "Сбербанка", которые косвенно указывают на то, что наш уважаемый банкир, возможно, избрал путь отнюдь не блюстителя интересов страны. Последнее время активы госбанка, купленные на госсредства, отходят частникам. "Сбер" вступает совершает странные покупки, будто бы в интересах третьих лиц. И так далее, и тому подобное. Подробно об этом можно почитать в нашем расследовании "Греф и Костин сошлись на Блажко?".
Возвращаясь к "Эвотору", отметим, что компания стала весьма успешна, отхватила и весомую долю рынка госзакупок – в том числе среди заказчиков образовался "Сбербанк". Уже в 2019 году на нее обратила внимание ФАС, которая вынесла фирме предупреждение из-за наличия в ее деятельности признаков нарушения закона о конкуренции.
Дело в том, что "Эвотор" установила на модели ККТ своего производства программное обновление, после которого сим-карты сторонних операторов подвижной радиотелефонной связи перестали работать на этих моделях техники.
Как и с "Киви", структура скоро стала на слуху у недовольных – в Сети можно найти массу жалоб.
Но "Эвотор" продолжает работать, а "Киви-банк", похоже, все более явно подает признаки скорой смерти. Есть вероятность, что структуру вообще решили аккуратно прикрыть, забрав при этом с собой средства клиентов, к которым те теперь не имеют доступа. Убрать "Киви-банк" – равно в какой-то мере очистить репутацию Романенко, как нового союзника Германа Грефа, и дать путь его новым начинаниям – только люди не меняются, так что история рискует повториться.