Как стало известно "Ъ", высокопоставленный сотрудник "Роскосмоса" Владимир Евдокимов был убит в камере СИЗО через пару часов после разговора со своей супругой, во время которого он не высказывал никаких опасений. Для преступления использовался обычный нож — из тех, которые арестованным выдают для приема пищи. Лезвие его, правда, заточили и заострили. В обстоятельствах происшедшего помимо СКР разбираются прокуроры и правозащитники.
После гибели исполнительного директора по контролю за качеством и надежностью "Роскосмоса" Владимира Евдокимова в СИЗО-5 ("Водник") прокуратура Москвы провела в этом учреждении проверку, выявив массу нарушений закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Основное нарушение — ненадлежащий контроль и надзор за поведением заключенных. В частности, надзиратели "не приняли мер к своевременному обнаружению" ножа, удары которого оказались смертельными для господина Евдокимова.
Как уже рассказывал "Ъ", за месяц до трагических событий Владимир Евдокимов неожиданно был переведен из шестиместной камеры с видеонаблюдением в двенадцатиместную без такового. В ней, по некоторым данным, содержались обвиняемые в мошенничестве и торговле наркотиками. В ночь на 18 марта тело Владимира Евдокимова с колото-резаными ранами его сокамерник обнаружил в санузле камеры N600. Рядом с трупом лежал нож. Откуда он появился, предстоит выяснить следствию. По словам сотрудников надзорного ведомства, на время приема пищи всем заключенным выдаются столовые приборы, в том числе и ножи. После трапезы кухонные принадлежности сдаются обратно. Однако орудие убийства, найденное возле тела господина Евдокимова, никому из заключенных официально не выдавалось.
В связи с выявленными нарушениями УФСИН по Москве прокуратура внесла представление с требованием "принять исчерпывающие меры по недопущению впредь подобных нарушений закона, а также привлечь к строгой дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц".
Свою проверку по факту смерти арестованного Евдокимова помимо следствия проводит и служба собственной безопасности ФСИН. По словам членов общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Москвы, именно последняя при помощи "сотрудников оперчасти СИЗО-5 имеет наибольшие шансы установить обстоятельства произошедшего, если это уже не сделано". При этом в ОНК полагают, что перевод Владимира Евдокимова в другую камеру был незаконным, и просят следственные органы обратить особое внимание на инициатора такого перевода. По словам члена ОНК Павла Пятницкого, такими вещами без ведома руководства СИЗО зачастую занимаются именно работники оперчасти. "К сожалению, нашей комиссии причину перевода никогда не озвучивают, ссылаясь на то, что это вмешательство в оперативно-разыскную деятельность",— заявил "Ъ" господин Пятницкий.
По факту смерти Владимира Евдокимова СКР возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство). При этом его адвокаты пока не торопятся связывать смерть своего клиента с расследуемым в отношении него уголовным делом. Господин Евдокимов был арестован Басманным райсудом Москвы по ходатайству следователя СКР 1 декабря 2016 года. Ему инкриминировали ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере, совершенное группой лиц по предварительному сговору). При этом само преступление, по версии следствия, было совершено в 2007-2009 годах, когда обвиняемый являлся замдиректора департамента ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация". Тогда, полагают в СКР, господин Евдокимов участвовал в махинациях с поставками оборудования ОАО "Российская самолетостроительная корпорация (РСК) МиГ". В результате фигуранты дела, считает следствие, похитили порядка 400 млн руб. Впрочем, версия защиты сводится к тому, что никакого хищения не было. По словам адвокатов, на одном из складов МиГа долгое время находилось оборудование для сборки и оснастки вертолетов, оцениваемое в то время в 30 млн руб. Одна из компаний, совладельцем которой якобы был Владимир Евдокимов, получила его в рамках взаимозачета по долгу, и продала другой. Помимо него обвиняемыми по этому делу проходят экс-директор ЗАО "Научно-технический центр" Александр Золин, бывший гендиректор ОАО "МиГ-Рост" ("дочка" РСК МиГ, ликвидирована в 2012 году) Алексей Озеров, а также экс-гендиректор ОАО "Вертолетная сервисная компания" Аким Носков и его заместитель Алексей Андреев. При этом никто из них своей вины не признает. Отметим, что господин Озеров содержится в том же СИЗО-5. В этой связи ОНК намерена взять на контроль его содержание в следственном изоляторе.
Обстоятельства смерти господина Евдокимова по-прежнему вызывают много вопросов. Как рассказали "Ъ" знакомые господина Евдокимова, в последний раз он выходил на связь с семьей в пятницу 17 марта. Около 21:30 он созвонился по телефону с женой, между ними состоялся спокойный разговор: никаких признаков депрессии или панического состояния родственники не заметили. Господин Евдокимов много расспрашивал о детях, попросив супругу на следующий день выйти с ним на связь.
"Я не исключаю, что Евдокимова хотели просто запугать,— полагает, в свою очередь, Павел Пятницкий.— Об этом могут свидетельствовать две неглубокие раны на груди. Они не были смертельными. А вот затем нож, судя по всему, приставили к шее жертвы. Дальше что-то пошло не так, возможно, Евдокимов сделал резкое движение, и лезвие перерезало сонную артерию, от чего он, собственно, и скончался".
Зачем и кто мог запугивать Владимира Евдокимова или желать ему смерти, его адвокаты не знают. По их словам, свою позицию он менять не собирался и ни о каком заключении сделки с прокурором речи не шло.
Как ожидается, сегодня родственникам Владимира Евдокимова будет передано его тело, а прощание и похороны состоятся в четверг.