Понятые на зарплате: как подчиненные Колокольцева прикрывают свои «подставы»

Источник
Журналист Иван Голунов раскрывает беспроигрышную схему столичных наркополицейских

Наркополицейские в Москве изобрели и давно используют схему, которая позволяет им отправить за решетку почти любого. Для этого сотрудникам МВД достаточно воспользоваться услугами «ручных понятых» — суды верят полицейским и их сообщникам на слово, почти не оставляя жертвам «подставы» шансов на оправдательный приговор. При этом судей не интересует, кто выступает в качестве понятых, чем и пользуются сотрудники полиции, набирая себе в помощники наркозависимых и судимых граждан, которым еще и доплачивают за участие в оперативных мероприятиях.

Проблемой подставных понятых в уголовных делах, связанных с наркотиками, заинтересовался журналист Иван Голунов, которого в июне прошлого года самого задержали по подозрению в попытке сбыта запрещенных веществ. Голунову удалось спастись от сфабрикованных обвинений за счет широкой общественной кампании в его защиту, его дело закрыл лично глава МВД Владимир Колокольцев, сообщив об отсутствии доказательств. Однако другим, менее медийным личностям, попавшим в похожую ситуацию, повезло меньше.

Журналист «Медузы» изучил несколько сотен приговоров по уголовным делам, возбужденным отделом по контролю за оборотом наркотиков УВД по ЗАО Москвы — сотрудники именно этого отдела и задерживали Голунова — и пришел к выводу, что полицейские систематически мухлюют при задержании «подозреваемых», используя против них подставных понятых. По закону понятыми должны выступать независимые лица, не заинтересованные в исходе уголовного дела, которые призваны контролировать действия полиции и фиксировать возможные нарушения, такие как давление на задержанного или фальсификацию доказательств. То есть они призваны не допустить фабрикацию уголовных дел. Но на деле, как выяснил Голунов, понятые, которых привлекали сотрудники УВД по ЗАО Москвы, оказывались подельниками полицейских при фабрикации уголовных дел.

«Ограничения для привлечения человека понятым в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК) сформулированы так: понятыми не могут быть несовершеннолетние, участники уголовного судопроизводства и их родственники, а также оперативные сотрудники полиции и следователи.  Это позволяет сотрудникам полиции привлекать в качестве понятых не только своих знакомых и «внештатных агентов», но и людей, задержанных за другие правонарушения, которым вместо финансового вознаграждения обещают смягчение наказания», — говорится в статье Ивана Голунова, опубликованной изданием «Медуза».

При этом роль понятых в уголовном деле очень важна — их показания учитываются судом при вынесении приговора. И если понятые дают суду те же показания, что и полицейские, инициировавшие уголовное преследование, то обвинительный приговор становится неизбежен.

Голунов проанализировал около 120 уголовных дел, возбужденных наркополицейскими из УВД по ЗАО. Большая часть из них связана с проведением так называемых проверочных закупок, в которых участвовали закупщики и понятые. Журналист отобрал 35 приговоров, в которых указаны данные понятых. Все они были привлечены к участию в задержаниях сотрудниками отдела наркоконтроля УВД по ЗАО. И почти все оказались понятыми «со стажем», неоднократно выступавшими в этом качестве, к тому же с судимостями по наркотическим статьям и условными сроками, что ставит их в зависимость от наркополицейских. Голунов пишет, что понятые сотрудничают с теми же оперативниками, которые в свое время задерживали их за преступления, связанные с наркотиками.

В своем расследовании Голунов описал истории 11 понятых, каждый из которых взаимодействовал с наркополицией в ЗАО Москвы, причем не по одному разу. По одним делам граждане выступали понятыми, по другим — обвиняемыми, по третьим — свидетелями. Например, студентка Екатерина Ходырева весной 2017 года была задержана в ходе проверочной закупки за продажу гашиша, но под суд попала только по обвинению в хранении наркотиков и получила условный срок. Мягкость обвинения девушка, по всей вероятности, «отработала» своим дальнейшим содействием полиции в уголовных делах против других задержанных. Уже через два месяца после вынесения приговора оказалась понятой при досмотре Арчи Стоунэма, пойманного на «закладках». Частично признавший вину Стоунэм получил 12 лет колонии, а Ходырева через полгода снова стала понятной на проверочной закупке.

Также Иван Голунов изучил личности двоих понятых, присутствовавших при его задержании летом 2019 года. Понятые Дмитрий Бокарев и Сергей Кузнецов якобы совершенно случайно оказались на Арбате, где задерживали журналиста, и согласились стать понятыми бескорыстно. Они же присутствовали при обыске в квартире Голунова, где полицейские изъяли несколько свертков с наркотиками. Однако, утверждает Иван Голунов, они не только соврали о случайности своего пребывания в центре Москвы, но и получали деньги от полицейских за помощь в уголовных делах.

«Понятого Сергея Кузнецова я увидел через несколько минут после того, как меня задержали на Цветном бульваре 6 июня 2019 года. Как Кузнецов пояснил на первоначальном допросе, на месте задержания он оказался случайно: «в свой выходной день» приехал из Люблино в район Цветного бульвара, чтобы погулять по центру Москвы. Когда мы в здании УВД по Западному административному округу Москвы ждали второго понятого для проведения моего личного досмотра, в кабинет зашел Игорь Ляховец, начальник одного из отделений наркоконтроля в этом полицейском управлении, и поздоровался с Кузнецовым. «Привет, Серега! Ты что, болеешь?» — поинтересовался Ляховец. Я спросил у Ляховца, знаком ли он с Кузнецовым; полицейский смутился и сказал, что просто поинтересовался его самочувствием, а имя понятого увидел в документах», — пишет Голунов.

Он также рассказал, что Кузнецов несколько часов просидел в одной машине с полицейскими до момента задержания журналиста, а днем ранее, 5 июня, целый день провел с полицейскими в засаде возле дома Голунова. А 4 июня все тот же Кузнецов выступал понятым при проведении проверочной закупки наркотиков на территории ЗАО. Все это говорит о том, что полицейские прекрасно знали «случайного» понятого Сергея Кузнецова и специально привлекли его к задержанию журналиста, которому подкинули наркотики. За свою помощь Кузнецов получал от полицейских от 1,5 до 2 тысяч рублей.

Второй понятой — приезжий из Нижегородской области Дмитрий Бокарев — работает в Москве фитнес-тренером. Бокарев учился в Нижегородском государственном университете в одно время с еще одним сотрудником наркоконтроля УВД по ЗАО Акбаром Сергалиевым и даже жил одно время в квартире полицейского. Бокарев также сидел в засаде у дома Голунова, за что потребовал у Сергалиева 5 тысяч рублей. Деньги ему после передал Игорь Ляховец, но всего две тысячи. За участие в досмотре вещей журналиста фитнес-тренер получил еще полторы тысячи рублей.

«Таким образом, «представители общественности», участвовавшие в моем деле, были не только знакомы с сотрудниками полиции, но и получили за это денежное вознаграждение», — отметил Иван Голунов.

Он также привел расшифровку разговора сотрудника отдела наркоконтроля УВД по ЗАО Ивана Берестеня с женой Игоря Ляховца Мариной: «Брать понятых, которых они задерживали. Потом еще и использовать [их]. „Пить героин“ это называется. Кого-то задержал, причем за сбыт — и потом он [выступает понятым]. Это вообще жесть, конечно».

В пресс-службе МВД результаты журналистского расследования комментировать не стали.

Напомним, что теперь уже бывшие наркополицейские, задержавшие Ивана Голунова в прошлом году и «изъявшие» у него наркотики, сейчас находятся на скамье подсудимых. Их обвинили в фальсификации доказательств по уголовному делу, незаконном хранении наркотиков и превышении полномочий. Организатором схемы с подбросом наркотиков журналисту следствие считает Игоря Ляховца, а его мотивом — желание выслужиться перед начальством. Суд над экс-полицейскими пройдет в открытом режиме.

Если у вас есть информация о коррупционных нарушениях сотрудников полиции — пишите в рубрику ПАСМИ «Сообщить о коррупции».

Самые свежие новости на нашем Яндекс.Дзен канале

Зачем общественники консультируют Владимира Путина и почему Алексея Навального нельзя считать борцом с коррупцией? Кто виноват в социальной напряженно…

За что глава РПЦ получил элитные метры от бизнесмена из Швейцарии

Лобби в правительстве позволяет недобросовестному поставщику избегать санкций

Глава «Ростеха» строит свою личную монополию на рынке переработки отходов

Бывший вице-мэр Москвы пользуется незадекларированной недвижимостью стоимостью около миллиарда рублей

Персоны Компании
Дмитрий Аржанов почуял запах паленого от Павла Ливинского
Хищения в ТНС энерго могут привести следствие к скандальному владельцу энергосбытовой компании.
Задержание Барского пахнет углем
Задержание члена совета директоров «Сибантрацита» Максима Барского, который, по версии таможенников, пытался провезти самолетом из Нью-Йорка в Москву наркотики, выглядит очень странно на фоне борьбы за наследство друга и партнера Барского, миллиардера Дмитрия Босова. Год назад бывший гендиректор «Сибантрацита» Барский признавался, что у него есть доля в этой компании.
«Запрещенная криминальная история» Алекса Секлера
зраильский бизнесмен Алекс Секлер решил «очистить» свою биографию от слишком явного криминального «налета» и подал судебный иск о защите чести и достоинства к редакции газеты «Труд»
Топ-менеджеры ТНС Энерго попались на воровстве у Павла Ливинского
МВД возбудило уголовное дело о хищении более 5,5 миллиардов рублей в одном из крупнейших независимых энергосбытовых холдингов страны — ПАО «ТНС энерго» и его структуре — у электросетевой компании «Россети Центр и Приволжье» (бывшая «МРСК Центр и Приволжье»).
Как генерал ФСБ Иван Ткачев стал символом коррупции при Путине
Как работает эта система, как шантажируют и «раскулачивают» в России, как «переезжают катком» непокорных, а также как держат в кулаке министров и губернаторов, наглядно демонстрируют методы работы
«Был бы потом без вести пропавшим». Как и почему контрактники бегут из российской армии
Избиения, вымогательства, обман и принудительные командировки в горячие точки — что вынуждает служащих по контракту покидать место службы и чем они за это расплачиваются.
Михаила Хабарова выписывают из «Матросской Тишины»
В деле топ-менеджера банка «Траст» вскрылись подлоги и фальсификации.
Элитному жилью сказали Те
Компания Павла Те Capital Group возглавила рейтинге девелоперов элитного жилья. Как выходец из Узбекистана управляет одной из крупнейших компаний на московском рынке недвижимости?
«Поезд Победы» обошелся в 200 миллионов рублей
Спонсором акции стал МИСиС, главным подрядчиком — фирма Ротенберга.
Если в трубопроводе нет воды, значит, выпили Хуснуллин и Аксенов
В скандале с невесть куда уходящими деньгами на строительство крымского трубопровода питьевой воды могут быть замешаны глава Крыма Сергей Аксенов и вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
Как Евгений Савченко превратил Белгород в семейный султанат
Мастер-класс по унижению ФСБ от бывшего губернатора Евгения Савченко: окончание истории империи «русского Лукашенко».
Стивен Сигал успел и омуля выпустить, и на Рублевке поселиться
Какие планы у знаменитого голливудского актера, ставшего обладателем российского паспорта. 
Анастасия Карнеева быстро прошла путь от торговли антиквариатом до бизнеса на костях
Дочь замгендиректора «Ростеха» и генерала ФСБ в отставке Николая Волобуева, в сентябре стала совладелицей ООО «Карбоникс».
Эраста Галумова чекисты собирались обменять на биткойны
Военный суд рассмотрит дело о коррупции в спецслужбе.
Года Нисанова «щелкнули по носу» через суд
Арбитраж отказал скандальному девелоперу в банкротстве Специализированного Застройщика «Комфортинвест» Ильгара Гаджиева.
Восемь квартир смиренного патриарха: недвижимость Кирилла оценили в 200 миллионов
За что глава РПЦ получил элитные метры от бизнесмена из Швейцарии
Генеральская дочь и «Ростех» строят бизнес на костях
Анастасия Карнеева, дочь замгендиректора «Ростеха» и генерала ФСБ в отставке Николая Волобуева, в сентябре стала совладелицей ООО «Карбоникс». Как сообщил журналу «Компания» представитель «Ростеха», эта фирма— «единственный в мире производитель костезамещающих углеродных имплантатов». До сих пор Карнеева была известна как хозяйка аукционного бизнеса «Смарт Арт» и партнер Екатерины Винокуровой, дочери министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова.
Савченко в Белгороде творил, что хотел
Как умирали недруги губернатора Евгения Савченко: продолжение истории становления «православной Чечни».