Полтавченко получил свою зону

Источник
Смольный получил управление особой экономической зоной «Санкт-Петербург». Под руководством губернатора Георгия Полтавченко проект станет еще одним «распилом».
Министерство экономического развития заключило с администрацией Петербурга соглашение, по которому управление особой экономической зоной «Санкт-Петербург» переходит Смольному. Если ранее городское правительство только проводило экспертизу проектной документации и инженерных изысканий в рамках проектом ОЭЗ, то теперь Смольный уполномочен вести реестр резидентов, а также контролировать их работу, заключать соглашения о ведении технико-внедренческой или промышленно-производственной деятельности. Кроме того, петербургским чиновникам отдана проработка планировки территорий и создание транспортных, социальных, инновационных инфраструктур в этих зонах.
Срок действия соглашения – 10 лет с возможностью продления. В приложении к документу есть план оценки эффективности функционирования ОЭЗ. В качестве «судьи» выступает Минэкономразвития. И в случае невыполнения городом этого права ведомство будет иметь право наказывать Смольный, в том числе, и рублем – в виде отзыва части перечисленных на ОЭЗ средств федерального бюджета.

Отметим, что созданная в Петербурге 10 лет назад особая экономическая зона технико-внедрического типа включает в себя два участка - в Стрельне (участок «Нойдорф») и в Приморском районе (участок «Новоорловская»). В них, в свою очередь, созданы кластеры IT, медицины, приборостроения и энергоэффективности. В настоящее время в зоне зарегистрированы 43 резидента, которые освобождаются от уплаты налогов на имущество, а также земельного, транспортного налога на срок от 5 до 10 лет. Резиденты получили пониженную – 13,5% - ставку налога на прибыль и преференции по страховым выплатам.

Однако знакомые с ситуацией предполагают, что отданная кабинету Полтавченко особая экономическая зона в лучшем случае, обернется для города только отъемом федеральных денег.

Предыстория

В 2011 году после выхода отчета аудиторов Счетной палата стало понятно, что необъяснимая дороговизна и неэффективность стали основными характеристиками проекта. А зачастую там, где сметы стабильно завышаются, пополняется личное благосостояние «неустановленных лиц» - в общем, «пилят» деньги. Так, СП выяснила, что, во-первых, Петербург получил право на создание ОЭЗ благодаря решению «лиц, не вошедших в состав конкурсной комиссии». В 2005 году заявки на создание подобных зон подали 29 регионов страны, но Больше всех баллов набрал Петербург. Аудиторы счетной палаты спустя шесть лет безуспешно попытались выяснить, как же Смольный получил более 50 баллов.

«Оценка каждой заявки по критериям, установленным конкурсной документацией не производилась. Заявки... направляемые для экспертизы, не регистрировались, журнал регистрации заявок также не велся», говорилось в отчете СП. В частности, выяснилось, что на заседании конкурсной комиссии проголосовали только пять человек, то было недостаточно для кворума, который дополнили фактически «левыми» голосами.

Чем дальше – тем боле проект в Петербурге становился похож на «распил». В пользу этой версии говорят выводы аудиторов, которые выяснили, что общая стоимость работ на 2010-й и плановый период 2011 - 2013 года увеличилась на 81%, а сами сметы в результате «неверного применения» методики расчета стоимости строительства были необоснованно завышены на 130 млн рублей и на 116 млн рублей.

Теперь Смольный «прибрал к рукам» особую экономическую зону. Не затем ли, чтобы скрыть все «темные пятна» проекта? Последние данные вроде бы говорят, что в ОЭЗ «Санкт-Петербург» дела идут не так уж и плохо, плановые показатели вроде бы выполняются. В частности, представители филиала АО «ОЭЗ» в Петербурге заявляют, что на объектах компаний-резидентов трудоустроены 2,2 тыс. человек, что на 400 человек больше плана на текущий год, а объем осуществленных такими компаниями инвестиций превышает даже целевой показатель на конец 2018 года!

Но вот отчет Счетной палаты 2011 года показывает, что реально за этими цифрами может скрываться совсем другое. Например, на тот момент ОЭЗ заявляла, что практически достигла плановых показателей: по «прописке» резидентов в зоне. Но на деле оказалось (по крайней мере, к таким выводам пришли в Счетной палате), что в резиденты ОЭЗ мог записаться кто угодно. Иначе как объяснить тот факт, что ряд компаний-резидентов «не имеет финансовых возможностей для реализации бизнес-планов, что свидетельствует о предоставлении ими изначально необъективных сведений»?

Век губернатора не долог

Независимые эксперты сомневаются, что отданная команде Полтавченко особая экономическая зона в Петербурге не станет еще одной «черной дырой», засасывающей федеральные и городские миллиарды рублей. Ведь, судя по последним скандалам, господину Полтавченко уже можно присуждать почетное звание «провального хозяйственника».
Один из наиболее ярких и актуальных примеров – это строительство стадиона на Крестовском острове к чемпионату мира по футболу. Проект уже признан самым дорогим и проблемным среди всех строящихся к мундиалю спортивных объектов.

Начать хотя бы с того, что стоимость строительства «Зенит-Арены» подскочила с 6,7 млрд рублей в 2006 году до почти 40 млрд рублей к 2016 году! Рост стоимости объекта чиновники из команды Полтавченко объясняли, в том числе, и гордостью будущего стадиона – выкатным полем и раздвижной крышей. Вот только незадача – в начале ноября на стадион приехала комиссия ФИФА и признала поле непригодным для приема как матчей ЧМ в 2018 году, так и игр Кубка Конфедераций в 2017 году. Как оказалось, предельные показатели вибрации на поле превышены в семь раз!

Чиновники Смольного умудрились поставить себя в еще более смешное положение, за неделю до приезда комиссии проведя «служебный матч» на стадионе – с участием команд генподрядчика – «Метростроя» - и субподрядчиков. На матч допустили только тех же строителей и прессу, которая, естественно, пафосно рассказала о «достойном ответе критикам». Но оказалось, что только для любительского футбола стадион в его нынешнем виде и годится.

Достроить стадион господин губернатор был готов любой ценой – даже за счет сокращения бюджета строительства соцобъектов. Например, когда смета «зенит-Арены» в очередной раз увеличилась на 1,7 млрд рублей, 505 млн рублей чиновники забрали со строительства шести школ, 313 млн рублей было сэкономлено на семи детских садах. Семь будущих больниц и поликлиник «пожертвовали» миллиард рублей.

Инвестиции в семью

Правда, когда надо проинвестировать в связанные с семьей Георгия Полтавченко объекты, губернатор проявляет невиданное рвение. Пусть даже его решение подорвет экологию целого района. Напомним, что в конце 2014 года стало известно: греческая компания Aktor SA получила финансирование от правительства Петербурга в 110 млн рублей и концессию на переработку мусора на 30 лет. Все объясняется просто. Проект по строительству мусороперерабатывающего завода в Левашово был отдан компании Aktor S.A., совладельцем которой является греческий миллиардер Леонидас Боболас. А бизнесмен взял в партнеры сына губернатора Алексея Полтавченко.

Против проекта выступили экологи, которые сразу поставили свой вердикт – сожжение мусора подорвет экологию всего Выборгского района и частично – соседних с ним районов. Строительство завода удалось остановить только благодаря общественным слушаниям. Уже в этом году Полтавченко заявил, что инвестор готов пересмотреть бизнес-проект и отказаться от переработки мусора путем сжигания. В общем, губернатор делает все, чтобы партер его сына не ушел из города.

Для друзей господин губернатор также готов «постараться». В частности, Полтавченко в обход Минфина и, фактически, в обход закона – поставил во главе комитета финансов друга семьи Алексея Корабельникова. Назначение было проведено в обход обязательного согласования с Минфином. Мотивацию Георгия Полтавченко легко проследить, ведь отец молодого Корабельникова - глава отделения Научно-исследовательского предприятия гиперзвуковых систем предприятия «Ленинец» Анатолия Турчака. Именно на «Ленинце» начинал свою карьеру нынешний губернатор Петербурга. Полтавченко прекрасно знаком с обоими Корабельниковыми – старшим и младшим.

Именно при Полтавченко компании, имеющие репутацию «рейдеров», получают субсидии из городской казны. Так, на Международном экономическом форуме 2016 года глава «Газпром теплоэнерго» Леонид Богорад назвал новичка на петербургском энергетическом рынке - «Теплоэнерго» - рейдерским предприятием.

«Почти 70 теплоснабжающих компаний работают в Петербурге, и, конечно же, не все компании чисты на руку. Не просто так губернатор города Георгий Полтавченко дает поручения своим профильным комитетам снизить количество теплоснабжающих компаний до десяти. У нас много проблем с «Теплоэнерго» - они фактически являются рейдерами на рынке теплоснабжения. Они только появились, но каким-то волшебным образом моментально получили тариф выше, чем у большой тройки теплоснабжающих компаний. Больше, чем у ГУП «ТЭК», «Петербургтеплоэнерго» и «ТГК-1»», - заявил тогда Богорад.

Сюда еще стоит прибавить, что, кроме всех прочих преференций, «Теплоэнерго» получает субсидии из городского бюджета – только в прошлом году компания получила таким образом 7,4 млрд рублей. В оправдание губернатора можно сказать пару слов о его «православных качествах». Так, глава Петербурга «засветился» в деле восстановления Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне! Полтавченко числится в попечительском совете фонда, который официально занимался восстановительными работами.

Но, как стало известно, сами работы велись за счет интересной схемы пожертвований. По слухам, перечислять деньги в фонд «неустановленные лица» заставляли госучреждения. В частности, государственные дорожные предприятия Петербурга передали на эти цели порядка 17 млн рублей.

Однако по закону о ГУПах и МУПах сделка, размер которой превышает 10% уставного капитала, не может быть совершена без письменного согласия собственника – в данном случае – администрации Петербурга. Но ГУДП «Центр», ГУДСП «Курортное» и другие госкомпании перечисляли суммы больше 10% от своего уставного капитала… Скандалы, произошедшие в Петербурге после того, как в городе «воцарился» Полтавченко, уже перешли всякие пределы. На федеральном уровне уже давно поговаривают об отставке. А особую экономическую зону, которая был отдана на управление Смольному, спасет только одно – смена губернатора.
Персоны Компании
Богатства «России»
Как Юрий Ковальчук управляет крупнейшим частным финансовым бизнесом с активами в 6,5 трлн рублей.
Тюменский тандем дал трещину
Альянс тюменского и ямальского губернаторов проходит проверку на прочность.
Миллер пробил дно экономической эффективности
"Газпром" и его дочерние компании опутаны долгами на фоне увеличивающихся расходов на менеджмент и контракты приближенным бизнесменам.
Потанин и Дерипаска выдоят "Норильский никель" досуха
Погрязшие в долгах Владимир Потанин и Олег Дерипаска вытащат из ГМК "Норильский никель" свободные средства.
Как отставка президента РЖД Владимира Якунина повлияла на смену подрядчиков компании
На монополию теперь работают структуры сына Аркадия Ротенберга Игоря и знакомые топ-менеджеров РЖД.
Тимченко «улепетывает» от санкций
Геннадий Тимченко, чтобы вывести из-под санкций СОГАЗ, продал свой 12%-ый пакет дочери – Ксении Франк. Тем временем бизнесмен получает многомиллиардные тендеры от государства.
Сын Патрушева купил акции «Газпрома» почти на 7 млн рублей
Председатель правления Россельхозбанка, член совета директоров «Газпрома» Дмитрий Патрушев купил акции газовой компании.
Андрей Биржин расправил кожистые крылья над Петербургом
Наблюдатели опасаются, что при этом могут пострадать невиновные дольщики.
Золотые развалины «Пересвета»
Рухнувший банк погреб под собой  сотни миллиардов рублей вкладчиков и госкомпаний.
«Бандиты и контрабандисты – вот на кого нужно учиться»
Финансист Степан Демура: скоро - коллапс мировой и российской экономики, как выжить?
Как Александр Юрьевич с Георгием Сергеевичем поссорились
Губернатор Ленобласти Александр Дрозденко хочет откусить кусок от петербургского «авиапирога».
Зайти в порт
Сможет ли Зиявудин Магомедов найти тихую гавань для своего бизнеса.
«Русснефть» выходит на биржу
После IPO компания Михаила Гуцериева может присоединить добычные активы в Оренбурге, которыми управляет сын бизнесмена.
Батут-Арена
Комиссия ФИФА отказалась принимать выкатное поле «Зенит-Арены»: слишком оно вибрирует.
Ненасытные Ротенберги российского бизнеса
Аркадий Ротенберг, планирующий построить завод азотных удобрений в Приморье, считает, что совместная добыча газа с "Газпромом" поможет обеспечить производство дешевым сырьем.
Здания Смольного бросят в кассу ВТБ
В Смольном вернулись к идее по продаже особняков и дворцов в центре города ради компенсации 14 млрд рублей, которые придется потратить на выкуп «Невской Ратуши» у ВТБ.
Спасти «Уютерру»: как основатель сети пытается вернуть 4,5 млрд рублей
«Уютерра» — одна из крупнейших сетей товаров для дома, переживает процедуру банкротства и при этом открывает все новые магазины по франчайзингу. Основатель сети Александр Селиверстов идет ва-банк, пытаясь спасти компанию.
«Газпрому» удвоили штраф
Украина требует от компании $6,7 млрд.