Почти в каждом разговоре Владимир Путин
меняет свою позицию и чего он хочет на самом деле, не знает никто, возможно, и он сам не знает, рассказал в Давосе на встрече с редакторами ведущих мировых СМИ президент Украины Петр Порошенко. Он уверял, что регулярно общается с российским президентом, и сетовал на то, что Путин неоднократно нарушал данные обещания — например, отпустить арестованных украинцев, включая Надежду Савченко, рассказал «Ведомостям» участник этой встречи.
Стратегия и тактика
«Я думаю, что цель у нас сейчас одна — это развал Украины», — ответил в январе на вопрос «Ведомостей» о стратегии в отношениях с соседним государством человек, близкий к администрации президента. «С одной стороны, Россия ни за что не вернет Крым, поскольку этот вопрос давно закрыт, а с другой — Украина вряд ли согласится с этим фактом в ближайшее время и не оставит Крым в покое, будет добиваться его возвращения через международные институты», — объяснил источник. Москва не будет против, если политически и экономически с Европейским союзом интегрируются шесть западных областей Украины, где «люди всегда этнически и ментально были ближе к Западу». Остальные же, по мнению собеседника «Ведомостей», «будут с Россией», даже несмотря на военные действия в Донбассе, приведшие к тысячам погибших и сотням тысяч беженцев. «По опыту Советского Союза можно констатировать, что отношение людей достаточно быстро может поменяться» и нынешние враждебные настроения, присутствующие у части жителей Киева и регионов Украины восточнее от него, могут достаточно быстро пройти, отмечал он.
Такую позицию действительно готова обсуждать определенная часть окружения президента — так сказать, партия войны, плавно превращающаяся в партию отчаяния. Но у нее больше противников, чем сторонников, категорично уверяет другой человек, общавшийся с президентом. Больше веса имеет другая позиция — создание на границе с Россией буферной зоны по чеченскому варианту. В отличие от первого варианта второй предусматривает реинтеграцию Донбасса в экономическую и политическую жизнь Украины на правах широкой автономии, объясняет он.
Стратегически задача понятна — заставить считаться с мнением России в мировой геополитике; сейчас формируется тактика: за какой она вариант — приднестровский или чеченский, следует из слов нескольких источников «Ведомостей» в структурах власти и дипломатических кругах.
Именно чеченский вариант урегулирования украинского кризиса Путин предлагал канцлеру Германии Ангеле Меркель в ноябре на переговорах в австралийском Брисбене, пишет Financial Times. По данным ее источников, президент России предложил Киеву вести в отношении самопровозглашенных республик такую же политику, какую Москва вела по отношению к Чечне: покупать их в обмен на деньги и автономию. Для того чтобы услышать от Путина, чего именно он хочет добиться от Украины, Меркель встречалась с российским президентом один на один в надежде вызвать его на откровенность, уверяют источники издания. Но услышанное, по данным газеты, шокировало «дочь пастора из Восточной Германии с глубоким чувством справедливости». «Она хотела в одиночку <...> попробовать заставить Путина более открыто высказать, чего же он хочет, — рассказал FT человек, который был проинформирован о ходе и результатах этой встречи. — Но он не сказал, в чем заключается его стратегия, потому что он этого не знает».
Канцлер посчитала, что зашла в дипломатический тупик в отношениях с российским лидером, передало агентство Reuters со ссылкой на свои источники. Переговоры были безрезультатными, и в Берлине иссякли идеи, что можно сделать, чтобы заставить Москву занять более гибкую позицию. Путин же начал готовиться к долгому противостоянию, близкому к холодной войне, сообщило агентство. Уже на следующий день после встречи Меркель позволила себе гораздо более резкие заявления, чем до тех пор, что свидетельствует о переломе в отношении Запада к руководству России, отмечает FT. В частности, канцлер заявила, что Россия может угрожать не только Украине, но и Грузии или Балканам. Западные дипломаты заговорили о политике сдерживания.
По словам собеседника «Ведомостей», общающегося с президентом, взгляды Путина на разрешение украинского кризиса именно такие, как он озвучил в разговоре с Меркель: в первую очередь сам Порошенко должен перестать игнорировать повстанцев и начать общаться с ними, как сам Путин вел переговоры с лидерами чеченских сепаратистов, перешедших впоследствии на сторону федеральной власти. Путин говорил об этом и Порошенко, убеждая его своим «чеченским опытом», вспоминая, что ему самому было непросто на это пойти, но это дало результат, пересказывает источник «Ведомостей» разговор с президентом.
«С самого начала Россия говорила о том, что урегулирование конфликта на Украине необходимо начинать с конституционной реформы, в основе которой должна лежать децентрализация власти в любом виде, приемлемом для всех сторон, достичь этого возможно путем широкого общественного диалога. К сожалению, сначала эта позиция не была услышана ни Киевом, который не выполнил в этой области даже принятых на себя обязательств, ни западными странами. Только сейчас мы начинаем слышать из европейских столиц слова о необходимости децентрализации власти. Теперь важно, чтобы они донесли эту мысль до украинских властей», — сообщил «Ведомостям» источник в МИД России.
Однако постоянный представитель Украины при НАТО Игорь Долгов заявил «Ведомостям», что не слышал о предложении Украине «чеченского сценария». «Такой путь вряд ли соответствует идеологии президента Порошенко в нынешней ситуации. Никто никого деньгами заваливать не собирается. По причине отсутствия денег — это раз — и по причине того, что правда на нашей стороне. Нам не нужно ни от кого откупаться, никого задабривать. Нам нужно восстановить свои права на своей территории», — сказал он.
Источник «Ведомостей», близкий к администрации президента Украины, считает, что Путин действительно мог предлагать Порошенко чеченский сценарий: «Скорее да, чем нет». Однако отношение в Киеве к такому варианту отрицательное. «В тех двух пунктах проекта, который назывался, если он реально был, исчез третий пункт. Чечню и, в частности, Грозный стерли с лица земли, а потом уже происходило все остальное. Для Украины такой вариант неприемлем», — отметил он.
Не факт, что чеченский вариант вообще сработает, ведь ситуация в Донбассе сильно отличается от чеченской, рассуждает бизнесмен, близкий к руководству ЛНР. С политической точки зрения конфликт в Чечне длился много лет и среди чеченцев было много желающих замириться, в Донбассе же рядовые бойцы однозначно настроены на продолжение борьбы, уверяет собеседник «Ведомостей». Кроме того, Киеву сейчас невозможно развернуть пропагандистскую машину на мирные рельсы, в то время как во время даже второй войны в Чечне в России имелись влиятельные средства массовой информации, занимавшие отличную от официальной позицию. Сейчас же в Киеве множество политиков держится на плаву только благодаря продолжению войны, добавляет он. Есть и другой важный фактор: с экономической точки зрения Россия в середине 2000-х гг. имела растущую экономику, положение же украинской экономики плачевно, и денег для восстановления Донбасса у Украины нет. А если бы они и были, политический класс и многие регионы не разрешили бы их потратить на «врагов». Если же деньги планируется получить у зарубежных доноров, то они потребуют строгой отчетности, которой Москва в Чечне не требовала, а это не нужно ни Киеву, ни Донецку, говорит собеседник «Ведомостей».
Жетоны и паспорта
Как далеко готовы зайти стороны в решении своих тактических задач? Киев с самого начала кризиса упрекал Запад в нежелании оказать военное давление на Россию, рассказали Financial Times высокопоставленные украинские чиновники.
Власти Украины с августа прошлого года говорят о прямой военной агрессии России на Украине. По информации западных официальных лиц, примерно в те дни, когда Украина отмечала День независимости (24 августа), три российские оперативные боевые группы численностью около 4000 солдат пересекли границу; они перемещались на танках и БТР без опознавательных знаков, везли с собой тяжелое вооружение, пишет FT. По заявлениям украинских и западных спецслужб, российские спецназовцы и сотрудники военной разведки действовали на Восточной Украине еще с апреля, когда сепаратисты стали захватывать города. Но участие в конфликте регулярных вооруженных сил России означало его резкую эскалацию, отмечает FT. «С этого момента мы перестали говорить об антитеррористической операции. Мы вступили в войну с Россией», — сказал изданию Порошенко.
По данным FT, в конце августа, чтобы склонить Путина к заключению мирного соглашения в Минске, Порошенко грозил опубликовать в интернете информацию с сотен жетонов российских солдат, взятых в плен или убитых на Украине. На встрече с Порошенко в Минске в начале сентября Путин продолжал отрицать их присутствие на Украине, добавив, однако, что в его распоряжении 1,2 млн солдат и они могут за два дня взять Киев и любую столицу стран ЕС и НАТО. Минское соглашение о прекращении огня было подписано 5 сентября. На документе поставили подписи не только представители Украины и самопровозглашенных ДНР и ЛНР, но и посол России на Украине Михаил Зурабов.
В минувшую субботу на конференции в Мюнхене Порошенко во время своего выступления показал с трибуны веер из российских паспортов и одного военного билета в качестве доказательства участия российских солдат в боях с силами АТО в Донбассе. Однако данные о владельцах этих документов, так же как и информация о каких-либо военных жетонах, не была обнародована.
Минобороны неоднократно опровергало украинские утверждения об участии российских военнослужащих в боевых действиях на востоке Украины, напомнил «Ведомостям» представитель российского военного ведомства.
По словам военного дипломата одной из зарубежных стран, на Западе считается, что российские войска приняли непосредственное участие в боевых действиях в Донбассе как минимум один раз в период до заключения соглашений в Минске в начале сентября. Российские потери на Украине, по большинству западных оценок, составляют от 50 до 150 человек. Но не они стали причиной, по которой Кремль пошел на минские соглашения: к моменту начала переговоров в украинском фронте были пробиты огромные дыры и в перемирии куда больше была заинтересована Украина, считает собеседник «Ведомостей».
Конструктивность без понимания
Обострение военного конфликта в Донбассе в январе показало, что минское соглашение не работает, в конце прошлой недели президент Франции Франсуа Олланд и Меркель обсудили сначала с Порошенко, а потом с Путиным новый план урегулирования конфликта (подробнее об этом см. статью на стр. 01 и 03). Переговоры продолжатся в среду в Минске. Главное, чтобы президент России не удивил своей непредсказуемостью — уже были примеры, когда его позиция резко менялась, говорит источник в западных дипломатических кругах.
FT пишет, что в дипломатических кругах есть подозрения, что такая переменчивость связана с тем, что российского лидера окружают только поддакивающие ему люди, которые боятся ему говорить правду без прикрас. Дипломаты говорят, что в результате, например, Путина очень удивило единство ЕС в вопросе санкций. Западных лидеров, в свою очередь, удивляют реакции Путина. Например, по данным FT, их очень удивило, что после катастрофы с малазийским Boeing Россия не вывела свои вооружения с Украины, что позволило бы ей дистанцироваться от конфликта с сохранением лица, а, наоборот, продолжила вооружать ополчение. Готовность Запада безоговорочно поверить в причастность России к этой трагедии на основе взятых из интернета фотографий и других «сделанных на коленке» доказательств произвела крайне нативное впечатление на российские власти, говорит человек, близкий к окружению президента. «Надо понимать, что он [Путин] реагирует на происходящее не только как первое лицо государство, но и как обычный человек, и, как бы он ни старался исключить личное отношение, иногда чувствуется, что какие-то действительно обидные для России и для него моменты могут повлиять на его решение», — объясняет собеседник «Ведомостей».
ВОПРОС ДЛЯ ПОНИМАНИЯ
Источник, близкий к Путину, в апреле прошлого года характеризовал отношения президента и канцлера Германии как «доверительные». По его словам, российский президент не обиделся даже на ставшую общеизвестной фразу Меркель о том, что Путин утратил контакт с реальностью, сказанную по итогам одного из многочисленных телефонных разговоров глав двух стран. «Это фраза на общем фоне ничего не значит для Путина, он понимает, что во время таких событий правила приличия отходят на задний план для всех сторон. Они с Меркель общаются довольно прямолинейно», — рассказывал тогда собеседник «Ведомостей». Но после Брисбена источник в Кремле рассказал FT, что никаких «особых отношений» между Путиным и Меркель, о которых часто любят упоминать в дипломатических кругах, не было. «Путин и Меркель всегда терпеть друг друга не могли, — сказал он. — Конечно, они профессионалы, так что в течение долгого времени они прилагали все усилия. Но похоже, что теперь все изменилось».
У президента США Барака Обамы не получилось стать хорошим переговорщиком с Путиным, отмечает FT. Источники газеты в руководстве США говорят, что Обама не чувствует ответной реакции Путина на все попытки построить отношения. «Обама рассматривает мир в терминах взаимовыгодных отношений (in win-win terms), Путин же видит международную политику в терминах “кто кого” (in zero-sum terms)», — сказал изданию бывший дипломат.