В отношении волгоградского завода «Красный Октябрь» идут множественные суды, в которых банки-кредиторы пытаются вернуть свои деньги. По некоторым данным, общий долг завода превышает 2 миллиарда рублей!
Как сообщали многие СМИ, на заводе прошли обыски с участием ОМОНа. Имущество завода «Красный Октябрь» арестовано. Дорогомиловский суд постановил арестовать на два месяца 100% акций ОАО «Волгоградский металлургический комбинат «Красный Октябрь»).
Еще до этого, 19 апреля, было арестовано все недвижимое имущество комбината, следует из копии постановления Тверского районного суда Москвы. В частности, «Красный Октябрь» является самым крупным неплательщиком пенсионному фонду по страховым и медицинским отчислениям. За последние 3 года деньги в фонд не были перечислены ни разу, а общая сумма долгов предприятия составила почти 1 млрд рублей.
Задолженность завода за поставленное сырье составляет 500 млн рублей, а помимо этого, по словам краснооктябрьцев, имеется и текущая задолженность: это свыше 350 млн рублей. Обращения к властям города и области, лично к Боженову ни к чему по их словам, не приводит: чиновники ограничиваются отписками.
«Краснооктябрьские революции»
Ситуация на заводе давно уже приобрела взрывоопасные формы. В Волгограде против политики, проводимой как руководителями промышленных предприятий, так и руководством области, уже неоднократно проходили акции протеста.
Протестующие говорили об острейшей ситуации, связанной с неплатежами на заводе, разбазаривании средств предприятия, выступали против массового сокращения рабочих мест, задержек зарплат, неуплаты налогов в бюджет города и региона, пенсионный фонд, поднимали вопросы, связанные с платежами за ранее поставленный лом, неправомерными действиями руководителя предприятия Дмитрия Герасименко.
Обращения к властям города и области, лично к губернатору региона ни к чему, по их словам, не приводят: чиновники ограничиваются отписками. Участники приняли обращение к президенту России, председателю правительства страны, депутатам Госдумы, губернатору Волгоградской области, в котором заявили, что они не должны расплачиваться за действия руководства предприятия. Под резолюцией подписалось свыше 500 человек.
«Переговоры с ЗАО ВМЗ «Красный Октябрь» по вопросу погашения задолженности ни к чему не приводят, так как нам предлагают переуступку долгов фирмам, подконтрольным руководству «Красного Октября», с «диким» дисконтом, который достигает 50-60% от суммы задолженности, либо футболят между исполнительным директором и конкурсным управляющим завода, - говорится в обращении. – Долги предприятия бюджету составили свыше 2,3 млрд рублей».
В списке требований – призыв открыть информацию о финансово-экономическом положении предприятия, соблюдение конституционных прав работников, прекращение преследования активистов, решение экологических проблем.
Кто «банкует»?
«Красный Октябрь» — один из крупнейших в России заводов по выпуску спецсталей. Он выпускает более 670 марок стали. На сайте предприятия утверждается, что его доля на рынке нержавеющих сталей составляет более 50%.
Формально «Красный Октябрь» принадлежит швейцарской Red October International. Согласно швейцарскому реестру, Герасименко является президентом швейцарской компании, но следствие считает его владельцем «Красного Октября». Однако, как доподлинно известно, реально «рулил» «Красным Октябрем» генеральный директор Уралвагонзавода Олег Сиенко.
«Отжатие» «Красного Октября»?
В свое время Олег Сиенко настаивал на том, что Дмитрий Герасименко должен «переписать 75% акций «Красного Октября» на офшорные компании», чтобы получить «защиту от возможного уголовного преследования».
В январе 2016 года, как утверждает Герасименко, Сиенко якобы встретился с ним в швейцарском Санкт-Морице и «потребовал незамедлительно переписать акции «Красного Октября». Герасименко в ответ попросил компенсировать инвестиции «в размере €120 млн» в комбинат, но ответа не получил. 5 февраля по жалобе ВТБ было заведено уголовное дело.
Руководство Уралвагонзавода давно следило за происходящим на «Красном Октябре». На официальном сайте губернатора Волгоградской области в ноябре 2014 года рассказывалось о встрече губернатора Андрея Бочарова с Олегом Сиенко, на которой они обсудили установку на «Красном Октябре» очистного оборудования. «Эта компания [Уралвагонзавод] сегодня ведет модернизацию […] металлургического комбината», — сообщал портал.
В конце концов Сиенко присоединил «Красный Октябрь» к себе. Сделал это с помощью корпорации «Ростехно». Госкорпорация специально для этого создала фирму «Русспецсталь» - у «Ростеха» было 25,1% акций. Еще 24,9% получил украинский бизнесмен Эдуард Шифрин.
Еще 50% поделили кипрские Lacoveta Management и Вriefway Trading. Как полагают независимые эксперты, с этого момента и начались беды крупнейшего завода ОПК. При нем был создан с десяток фирм под одноименными названиями. Через них активы настоящего «Красного Октября» и выводились в фирмы-тезки в вышеупомянутые Lacoveta Management и Вriefway Tradin, то есть в оффшоры!
По мнению компетентных источников, делалось это с прямого ведома господина Сиенко.
Представители волгоградского завода упрекали Сиенко в том, что он перестал расплачиваться за поставляемую на «Уралвагонзавод» сталь. А еще, значительное количество сырья для предприятия (лом) почему-то стали переправляться в странные фирмы. «Лом уходит в непонятном направлении. Говорят, что часто в «шарашкины конторы» Вторчермета», - признавались работники «Красного Октября». Увод источника продукции, считают специалисты, мог привести к неизбежным уменьшениям объемов производства.
«Уралвагон» под откосом?
При этом стремительно произошло «обнищание» и самого УВЗ. По сообщениям СМИ, долги предприятия достигают $1 млрд. Структура Сиенко задолжала уже целому ряду крупных промышленных предприятий.
Как выяснилось, к дочернему «Омсктрансмашу» подано свыше сотни исков о взыскании задолженности за поставленную продукцию или выполненные работы. Суммы исков варьируются от нескольких сотен тысяч рублей до нескольких миллионов.
Напомним, что ранее УВЗ выступал поручителем по кредитам дочернего предприятия АО «Омский завод транспортного машиностроения». Эксперты считают, что «Уралвагонзавод» может попробовать отсрочить платеж или пойти на реструктуризацию. В деловом сообществе есть мнение, что у «Уралвагонзавода» просто нет «лишних» 2,3 млрд руб., чтобы расплатиться по долгам «Омсктрансмаша».
Разговоры, ходящие в деловых кругах, о том, что Олег Сиенко довел «Уралвагонзавод» (УВЗ) до кризисного состояния, имеют под собой весьма твердую почву. Ведь российские металлурги уличили гендиректора УВЗ Сиенко в том, что он не способен выполнять взятые на себя финансовые обязательства. На заводе идут массовые сокращения. По меньшей мере 2 тысячи работников переведены на укороченный рабочий день.
В этой связи в Нижнем Тагиле (место расположения УВЗ) вспоминают громкие и далекие от производственных нужд акции своего «генерала» Сиенко. Так, в октябре 2014 года в Екатеринбург прошел первый национальный чемпионат сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech.
При этом для «поддержания высокого статуса» соглашение о проведении WorldSkills Hi-Tech в Екатеринбурге было подписано на «ИННОПРОМе-2014» генеральным директором корпорации УВЗ Олегом Сиенко, губернатором Свердловской области Евгением Куйвашевым, министром промышленности РФ Денисом Мантуровыми генеральным директором агентства стратегических инициатив Андреем Никитиным.
Несложно догадаться, что и в «ИННОПРОМ-2014» представители УВЗ также сделали необходимые «вливания».