Кремль провел в Свердловской области операцию «Принуждение к миру»

Источник
Жизнь никогда не будет прежней. Как Тунгусов стал главой администрации губернатора.
Назначение Владимира Тунгусова руководителем администрации губернатора — главнейшая веха в уральской политике. Арест свердловского министра и последующий паралич свердловской власти привели губернатора Евгения Куйвашева и вице-мэра Екатеринбурга в первые кабинеты Кремля, где сегодня было принято беспрецедентное решение. Как Свердловская область превратилась в неуправляемый регион, почему Евгений Куйвашев отказался написать заявление об отставке, а Владимир Тунгусов согласился на тандем с областным руководителем — в материале «URA.Ru».

Свердловская область всего за три недели из региона-«середняка» превратилась в самый кризисный, неуправляемый регион. В последнем исследовании Фонда развития гражданского общества рейтинг губернатора Евгения Куйвашева приближался к высокому (58-59-е места). В начале мая «Петербургская политика» определила Средний Урал как замыкающий группу регионов со средней устойчивостью. Сегодня паралич областной власти очевиден.

С 26 апреля, после ареста главы мингосимущества Алексея Пьянкова и двух его заместителей, структура региональной власти неслась в тартарары. «URA.Ru» фиксировало, что губернатор потерял контроль над ситуацией, силовики разрабатывали следующих членов кабмина, напуганные ведомства прекратили работу, подготовка деморализованного штаба «Единой России» к выборам остановилась. Возникала опасность, что регион потеряет свою стабильность. Даже в условиях управляемой демократии это могло бы привести к невыплатам зарплат бюджетникам, падению уровня инвестиций, срыву выполнения программ, провалу «ЕР» на региональных выборах в Госдуму.

По данным «URA.Ru», свердловские власти пытались манипулировать этими последствиями при переговорах с силовиками. Но получили замечание от кураторов внутренний политики администрации президента: стабильность ситуации не является прикрытием для коррупции, силовые ведомства имеют полный карт-бланш на наведение порядка.

«Если ты губернатор, контролирующий регион, то арест одного министра не является проблемой,

— комментирует высокопоставленный источник. — Но после ареста Алексея Пьянкова уволился министр Аркадий Белявский, перестали работать областные ведомства, остановилась подготовка к выборам. Это показатель того, насколько прогнила власть в регионе. В этой ситуации понятно, почему вмешалось управление внутренней политики». Управление внутренней политики администрации президента — это федеральная структура, которая следит за стабильностью положения в российских регионах. Многие вопросы находятся в компетенции руководителей субъектов, но, как только ситуация становится неконтролируемой, в их работу включается УВП.

С политической точки зрения

у губернатора был один шанс выйти из ситуации — поднять перед президентом вопрос о доверии.

Однако на сегодня администрация губернатора не имеет союзников среди других центров влияния в регионе, поэтому был велик риск повторения челябинского сценария. В 2014 году глава Южного Урала Михаил Юревич, губернатор-«отличник», ломавший местную элиту «через колено», написал заявление об отставке в надежде на досрочные выборы. В Кремле бумагу приняли, но в продолжении работы отказали. На такой риск Евгений Куйвашев пойти не мог. Поэтому проблему в Свердловской области в ручном режиме решало управление внутренней политики и лично первый замглавы администрации президента Вячеслав Володин. Как мы рассказывали, с понедельника Евгений Куйвашев и Владимир Тунгусов находятся в Москве.

На консультациях губернатор переносил вину за дестабилизацию обстановки в областной власти на администрацию Екатеринбурга. Поэтому последние три дня не являлись триумфальными для Владимира Тунгусова: часть ответственности за происходящее легла на него. Крупный уральский бизнес предлагал решение «снести обоих», сообщает источник «URA.Ru». Но против такого развития событий сыграла традиционная кадровая проблема: кого поставить руководить «городом» и «областью»? Кроме того, до выборов в Госдуму и Заксобрание Свердловской области осталось меньше полугода.

Поэтому в последнем раунде консультаций в управлении внутренней политики было принято соломоново решение отправить Куйвашева и Тунгусова в Свердловскую область — выводить регион из политического кризиса. «Отказы не принимались, — считает источник.

— Тунгусову было сказано: если не идешь в главы администрации губернатора, то новым руководителем региона станет генерал, который заставит тебя пожалеть».

«Кремлевская система управления территориями сработала как часы, отмечают наблюдатели в Свердловской области. Это произошло в тот момент, когда власть потеряла управление регионом, но это еще никак не сказалось на населении. Вмешательство управления внутренней политики не только своевременное, но и изящное: интересы многочисленных групп влияний в регионе не нарушены, ответственные за дестабилизацию наказаны, но получили возможность вместе исправить ситуацию.

Подобный союз руководителей свердловской и екатеринбургской власти не существовал никогда. Как для внешних, так и для внутренних наблюдателей Средний Урал представлял два центра принятия решений, а журналистское клише «война города и области» не покидает заголовки уральских СМИ последние 20 лет. Как долго просуществует тандем Куйвашев-Тунгусов — открытый вопрос. Как и обязательства, которые лежат на обоих. Как мы видим, уральских силовиков новая расстановка сил не коснулась, поэтому ничто не мешает им продолжить разрабатывать членов правительства. Летом Свердловскую область ждет политическая повестка, которой по интенсивности и насыщенности до сих пор не было равных.
Персоны Компании
РБК не одобрен в чтении
Смена редакции медиахолдинга РБК происходит из-за давления чиновников
Можно ли понять, что под вас копают, и как остаться на свободе
Инструкция для свердловских чиновников от специалистов по региону, где аресты — давно привычное дело.
«Если уж за Пьянковым пришли — нам-то чего ждать?»
Свердловский «Белый дом» обсуждает исчезновение второго за месяц министра. Боятся все.
В рядах челябинских единороссов завелся «стукач»
Под подозрением — крупный чиновник, которого уже наказывали за интриганство.
Депутата Вайнштейна «не пустят» в Госдуму?
Скандальному парламентарию от ЛДПР «припомнят» вывод активов из «Челябинскэнергосбыта»?
Второму свердловскому министру обещают уголовное дело
Налево ушло более 100 миллионов рублей, опрашиваются первые свидетели.
На Урале сгорела правительственная дача стоимостью в миллиард
ЧП произошло, когда на секретный объект приехали развлекаться VIP.
12 вопросов о самом громком коррупционном скандале в истории Свердловской области
Сдаст ли Пьянков губернатора, примет ли УФСБ нового министра и идти ли Куйвашеву ва-банк?
Константин Струков забыл заплатить налоги
Недоимка могла составить 1,2 млрд рублей.
Чиновники и депутаты не спешат отказываться от зарубежной собственности
Две ветви федеральной власти отчитались о доходах и имуществе за 2015 год.
Жена Чемезова хранила под матрацем €9,5 млн наличными?
 Глава «Ростеха» отказывается комментировать рассказ о том, как его супруга делила валютный кэш с грузинским дизайнером Наной Геташвили.
Хинштейн везет сюрприз барду Новикову
В Екатеринбург летит депутат Госдумы Александр Хинштейн. И впервые — с благодарностью к застройщику, которого раньше жестко критиковал.
«Бороться с властью, чтобы инвестировать в мою страну, для меня неприемлемо»
Дмитрий Зимин рассказывает, какими именно проектами занималась «Династия», как управлялась и почему он не стал бороться за сохранение фонда.
Расследование РБК: на какие деньги живет Народный фронт Владимира Путина
Движение Общероссийский народный фронт, которое основал и возглавляет Владимир Путин, не раскрывает свои доходы и траты.
Самарский губернатор оказался вовлечен в дело о клевете на федеральных чиновников
Но карьере Николая Меркушкина это пока не угрожает, считают эксперты.
Будущий соперник Гартунга и Юревича играет «на понижение»
На Южном Урале судимый коммерсант меняет хитрый бизнес на большую политику.
Чемоданы без ручек
Почему Ольга Дергунова не может избавиться от госсобственности.
Обзор 1 – 4 февраля: расскажи мне про покупку
Санкционирован новый великий этап «большой приватизации». Как и 20 лет назад, олигархи должны будут заплатить налог на лояльность, но правила отбора плательщиков будут иными.