Госдеп не Минфин
Государственный экспортер вооружений «Рособоронэкспорт» попал в черный список Госдепартамента США (наряду с корпорацией «МиГ», тульским Конструкторским бюро приборостроения, производителем оптического оборудования «Катод» и военно-промышленной корпорацией «НПО машиностроения»). Российские компании наказаны на основании Закона о нераспространении [оружия массового уничтожения] в отношении Ирана, Сирии и Северной Кореи (INKSNA): по данным Госдепартамента, они поставляли в какие-то из этих стран оружие, идущее вразрез с целями режима нераспространения. Что это за поставки и когда они осуществлялись, в сообщении ведомства не говорится (эти детали содержатся в секретном докладе, поданном в конгресс).
Наказание скорее символическое: компании не смогут продавать свою продукцию и услуги американским государственным структурам, но они и так этого не делали. В последние годы только «Рособоронэкспорт» был допущен к федеральным оружейным госзаказам США (до октября 2014 года компания поставляла вертолеты для Афганистана по заказу Пентагона), но эти контракты были омрачены претензиями американских ревизоров и на фоне украинских событий сильно раздражали конгресс. Поэтому санкции Госдепартамента вряд ли скажутся на бизнесе «Рособоронэкспорта» и еще четырех российских компаний. Эти санкции — «скорее политическая история, чем производственная», — сказала пресс-секретарь корпорации «МиГ» Анастасия Кравченко (цитата по ТАСС).
Кроме того, новые ограничения по линии Госдепартамента — совсем не то же, что санкции Министерства финансов США в виде заморозки активов и фактической изоляции от американской финансовой системы. Выбраться из черного списка Минфина практически невозможно, тогда как санкции Госдепартамента по закону INKSNA истекут через два года, если только не будут продлены госсекретарем. Сам «Рособоронэкспорт» уже попадал под такие ограничения в 2006 году за поставки «чувствительных» товаров в Сирию и Иран, но в 2010 году санкции были сняты на фоне «перезагрузки» между Кремлем и Вашингтоном и через несколько дней после того, как Россия согласилась поддержать четвертый раунд санкций ООН против Ирана.
Контракт на миллиард
С самого начала украинского конфликта в марте 2014 года «Рособоронэкспорт», продающий вооружения на $13 млрд в год, назывался в числе главных мишеней американских экономических санкций, но всякий раз избегал черных списков. Еще в апреле 2014-го сенатор Боб Коркер внес законопроект, призывавший президента США заблокировать активы «Рособоронэкспорта». Причина, почему компания оставалась за пределами санкционных списков, заключалась в контракте между «Рособоронэкспортом» и армией США на поставку 63 вертолетов Ми-17 для Афганской национальной армии. Тесные связи США с «Рособоронэкспортом» осложняют Белому дому задачу наказать Россию за присоединение Крыма, писала газета The Wall Street Journal со ссылкой на бывших и действующих американских чиновников. В июле 2014 года, когда Минфин США внес в черный список такие оружейные компании, как «Калашников», «Алмаз-Антей» и «Уралвагонзавод», но не «Рособоронэкспорт», звучали спекуляции, что «Рособоронэкспорт» не был включен в список по просьбе Госдепартамента и Пентагона.
С 2011 года, когда Минобороны США заказало у «Рособоронэкспорта» первую партию вертолетов, компания получила по американским контрактам $1,12 млрд, следует из базы данных на сайте госзакупок USAspending.gov. Поставки были завершены в октябре 2014 года, в общей сложности в Афганистан было поставлено 63 вертолета производства Казанского вертолетного завода («Вертолеты России»). Американские военные обосновывали свой выбор тем, что Ми-17 оптимально подходят афганским ВВС благодаря высокой износостойкости машины и хорошему опыту афганцев в управлении и эксплуатации именно российских вертолетов.
Пентагон до конца отстаивал свое решение, изначально вызывавшее вопросы у конгрессменов и критику американского оружейного лобби, и применял сомнительные юридические лазейки, чтобы контракт не был заблокирован. В 2013 году конгрессмены приняли поправку к оборонному бюджету, которая запрещала оружейные сделки с «Рособоронэкспортом», но Минобороны США после некоторого промедления все равно отдало российскому экспортеру контракт на поставку 30 вертолетов на $554 млн, сославшись на то, что задействует на эти цели деньги из бюджета за предыдущий год. В марте 2014 года пятеро конгрессменов попросили министра обороны разорвать контракт с «Рособоронэкспортом» на основании указа Барака Обамы, позволяющего вводить санкции против лиц из оружейной отрасли России, но представители Пентагона дали понять, что сделка может быть расторгнута только на основании контрактных положений об аннулировании, а санкции в этих положениях не упоминаются.
Как Рособоронэкспорт сотрудничал с Сирией и Ираном
За Сирию или Иран
МИД России эмоционально отреагировал на включение российских оружейных компаний в список Госдепартамента, назвав это «нелегитимными рестрикциями», «очередным элементом в целой серии враждебных действий, предпринятых США против России в последнее время». Решение было принято еще 21 августа, говорится в извещении Госдепартамента, опубликованном в правительственном вестнике (Federal Register) 2 сентября. Компетентные органы в России были уведомлены об этом решении до его вступления в силу, сказал РБК пресс-атташе посольства США в Москве Уилл Стивенс. Санкции были наложены на компании, «основываясь на достоверной информации, что они были вовлечены в передачу в Иран, Северную Корею или Сирию или приобретение у этих стран товаров, услуг или технологий, перечисленных в многосторонних реестрах экспортного контроля, национальных реестрах экспортного контроля США, или иных статей, которые могли вносить существенный вклад в разработку оружия массового уничтожения или ракетное распространение», сообщил Стивенс, отказавшись раскрывать конкретные сделки.
Закон INKSNA позволяет вводить санкции в том числе за поставки обычных вооружений. В середине августа турецкое агентство BGN News сообщило, что Россия поставила Сирии шесть истребителей «МиГ-31» по контракту от 2007 года («Рособоронэкспорт» не подтверждал информацию о поставке и в среду отказался от комментариев), а 18 августа представитель Госдепартамента Джон Керби повторил, что США возражают против поставки комплексов С-300 в Иран (президент России Владимир Путин
снял запрет на передачу Ирану этих систем в апреле этого года). В 2008 году, когда Госдепартамент продлевал санкции против «Рособоронэкспорта» еще на два года, правительство США обосновывало это тем, что «Рособоронэкспорт» передал Ирану зенитно-ракетную систему «Тор-М1», следует из секретной дипломатической депеши, датированной октябрем 2008 года и выложенной на WikiLeaks.
Планируемая передача С-300 Ирану и неподтвержденная поставка истребителей в Сирию могли стать поводом к внесению «Рособоронэкспорта» в черный список, но не формальным основанием. Дело в том, что Госдепартамент может наложить санкции на иностранные компании по закону INKSNA только после подачи специального доклада в конгресс с изложением сделок, противоречащих режиму нераспространения. Закон обязывает Госдепартамент готовить такие доклады с периодичностью в шесть месяцев, но из-за необходимости тщательно проверять информацию о сделках и сильной загруженности сотрудников ведомство катастрофически отстает от графика, заключала Счетная палата США (GAO) в июне 2015 года. Последний доклад по закону INKSNA Госдепартамент отправил в конгресс в декабре 2014 года, и документ охватывал только противоправные сделки за 2011 год. По состоянию на апрель 2015 года доклад по нарушениям, о которых Госдепартаменту стало известно в 2012 году, еще находился в стадии подготовки (одновременно готовился также соответствующий доклад за 2013 год). Значит, «Рособоронэкспорт» мог быть наказан за поставки в Сирию или Иран, которые относятся к 2012 году, в крайнем случае к 2013 году. Например, в сентябре 2013 года Путин сообщал, что Россия поставила Сирии отдельные компоненты С-300, но поставка не завершена.
По данным Стокгольмского международного института исследования проблем мира (SIPRI), в 2011 году Россия поставляла в Сирию самоходные зенитно-ракетные комплексы «Бук-М2Э» и береговые ракетные комплексы «Бастион-П». В 2009—2013 годах на долю российских вооружений приходился 81% сирийского оружейного импорта, оценивает SIPRI.