Уголек врозь: как бизнесмен Виктор Нусенкис потерял за год $2 млрд

Источник
Магнат лишился почти всего своего состояния по итогам судебной тяжбы на Кипре с бывшим деловым партнером, экс-генпрокурором Украины Геннадием Васильевым.
Бизнесмен Виктор Нусенкис в 2013 году занял 46-е место в списке Forbes с состоянием $2,2 млрд. Всего год спустя он не попал в число 200 богатейших предпринимателей — почти все его состояние улетучилось в результате судебной тяжбы с бывшим партнером, экс-генпрокурором Украины Геннадием Васильевым.

Что не поделили бывшие друзья?

Основной владелец «Альфа-Групп» Михаил Фридман 2 пару лет назад рассказывал, что еще в 1992 году настоял на письменном оформлении отношений между партнерами. «Многие до сих пор судятся, потому что их договоренности были оформлены на каких-то клочках, где корявым почерком в углу что-то написано про суммы в сотни миллионов долларов», — говорил Фридман. Тогда Высокий суд Лондона рассматривал два громких дела: Березовский против Абрамовича 14 и Черной против Дерипаски 20. Тем временем на Кипре разворачивался менее заметный, но не менее драматичный процесс между Нусенкисом и Васильевым.

Нусенкис родился в Донецке. Перестройку встретил в возрасте 33 лет в должности директора шахты «Ждановская». В 1992 году он организовал концерн «Энерго» — торговую фирму, которая довольно быстро стала одним из крупнейших угольных трейдеров на Украине. Нусенкису помогала дружба с тогдашним прокурором Донецкой области Васильевым. Васильев, по его словам, помогал концерну налаживать отношения с контрагентами. На вырученные от торговли углем средства Нусенкис начал покупать активы на Украине, в основном угольные шахты. В октябре 1999-го он получил российское гражданство, вместе с семьей перебрался в Подмосковье и сделал несколько покупок в Кузбассе. Приобретенная тогда шахта «Заречная» дала название всему российскому холдингу бизнесмена. В Угольную компанию «Заречная» сегодня входят еще пять угледобывающих предприятий. Выручка УК «Заречная» в 2012 году составила $840 млн. Компания входит в пятерку крупнейших российских экспортеров энергетического угля.

Васильев был занят политикой и не принимал участия в управлении бизнесом. В 1998 году он стал народным депутатом Украины, в 2002-м был назначен первым заместителем председателя Верховной рады Украины, а в ноябре 2003-го — генеральным прокурором Украины. После победы «оранжевой революции» и прихода к власти Виктора Ющенко на Васильева завели уголовное дело, и ему пришлось покинуть страну.

Нусенкис тем временем начал оформлять совместные активы на себя. Васильев говорит, что узнал об этом лишь в 2007 году.

Переоформить большую часть бизнеса было не просто. Структура владения активами концерна «Энерго» строилась на офшорных компаниях, в основном кипрских. В приложениях к материалам Окружного суда Никосии, где Нусенкис с 2010 года пытается доказать, что он единственный владелец, в качестве составляющих концерна «Энерго» фигурирует 75 украинских юрлиц, 57 российских и 60 иностранных, 23 из них зарегистрированы на Кипре.

Трастовыми управляющими большинства активов «Энерго» выступают киприоты, брат и сестра Папунидисы. Они же номинальные акционеры ряда компаний, в частности тех, которые до недавнего времени контролировали УК «Заречная». Костасу Папунидису принадлежит компания Indtek Finаnce B.V. (Нидерланды), а акционер Salesi Investment Limited (Кипр) — его сестра Марина.

Формально Нусенкис и Васильев не имели никакого отношения к этим активам. И Нусенкис в декабре 2010-го обратился в суд Никосии с иском к киприотам с целью утвердить свое право на 100% активов концерна «Энерго». В 2011 году к делу со встречным иском подключился Васильев, он требует признать себя владельцем 50% во всех совместных трастах.

Кипрскому суду, так же как и Лондонскому, пришлось решать сложную задачу с элементами русского колорита в виде «крыши» и покровительства. Нусенкис утверждает, что заплатил Васильеву с 1993-го по 2000 год в общей сложности почти $200 млн. Васильев признает, что деньги были, но они шли не ему, а «специальному человеку в концерне, который занимался социальными и другими программами».

Казалось бы, точно такое же дело выиграл Абрамович. Но аналогии в данном случае не работают. Папунидис дал показания в суде и подтвердил, что Нусенкис и Васильев владеют активами в равных долях. Теперь сторона Нусенкиса утверждает, что Папунидис подыгрывает оппоненту, и ссылается на трастовое соглашение, по которому 100% активов принадлежит Нусенкису. Васильев же утверждает, что никаких трастовых соглашений не было, были лишь устные договоренности, а документ Нусенкиса сфабрикован. Пока суд принял лишь обеспечительные меры — запретил какие-либо действия с активами концерна «Энерго», которые могли бы привести к смене собственников.

Обеспечительные меры были приняты в декабре 2012 года, но к этому времени УК «Заречная» уже вышла из-под контроля трастов Indtek и Salesi. Ее акционером в начале 2012 года стало ООО «Интерконсалтинг», которое на 100% принадлежало Нусенкису. Представитель Нусенкиса заявил Forbes, что никакой связи с судебным разбирательством на Кипре нет, цель — сделать прозрачной структуру собственности в рамках подготовки УК «Заречная» к IPO.

Васильев обратился за помощью к «Альфа-Групп», а именно компании «А1», известной своим умением решать в свою пользу судебные дела в любых юрисдикциях. Тяжелую артиллерию в виде государственной корпорации «Уралвагонзавод» (а точнее, его подразделения «УВЗ-Логистик») привлек и Нусенкис. Эта компания занималась транспортировкой угля «Заречной».

В августе 2013 года Нусенкис подписал предварительный договор с «УВЗ-Логистик» о продаже «Интерконсалтинга» по цене уставного капитала 660 500 рублей. По сути, УК «Заречная», которая раньше оценивалась более чем в $1 млрд, Нусенкис готов был продать за $20 000. По словам его представителя, такая оценка объясняется в том числе долговой нагрузкой УК «Заречная» — долг перед банками составляет сейчас около $1 млрд и еще $150 млн компания задолжала «УВЗ-Логистик» за перевозку.

Прямая сделка с «УВЗ-Логистик» была заблокирована кемеровским судом, который ввел обеспечительные меры по ходатайству Indtek и Salesi. Тогда Нусенкис провел допэмиссию акций в пользу трех физлиц, действующих в интересах УВЗ. Теперь у Нусенкиса остается лишь 4% в «Интерконсалтинге», а остальные 96% контролируются «УВЗ-Логистик».

А что у Васильева?

Он продал свою спорную долю в трастах компании «А1». Скорее всего, сумма сделки определится после завершения судебной тяжбы. По словам руководителя «А1» Михаила Хабарова, дело о возврате «Заречной» иностранным трастам за полтора года все еще не прошло первую инстанцию, рассмотрение откладывалось 26 раз.

Не спешит и суд на Кипре. Васильев тоже не торопится и говорит, что деньги его не интересуют: «Мне важна справедливость в наших отношениях. Больше ничего».
Персоны Компании
«Если назначение состоится, в ход пойдут наработки силовиков»
Кадровая интрига в администрации свердловского губернатора вызвала недовольство влиятельного игрока.
Гудбай, Америка!
Российский бизнес уходит на юго-восток.
МВД проверит банковские счета Ашуркова
Депутат Госдумы просит проверить связь директора «РосПила» с арестованным банкиром Фетисовым и бизнесменом Калоевым, который подозревается в хищении.
Хрупкая керамика
Что мешает возрождению холдинга "ЮниТайл".
Миллиардера Фетисова обвиняют в мошенничестве на 555 миллионов
Следователи утверждают, что 11 новых владельцев «Моего Банка» расплатились за него активами самого банка. При чем здесь Глеб Фетисов?
Царь горы книг: как издательство «Эксмо» поглотило конкурентов из АСТ
Компания АСТ, выручка которой в лучшие времена оценивалась в $250 млн, досталась давнему конкуренту за гораздо меньшую сумму. Что погубило лидера рынка?
Деньги, ничего политического?
Дело Глеба Фетисова задает новый тренд: теперь экономические разборки прикрывают «необходимостью» политического преследования.
Спор на $2 млрд: в чем сенатор Лебедев обвиняет Вексельберга и Блаватника
В своем иске парламентарий утверждает, что, согласно старым договоренностям, имел право на 7,5% от $28 млрд, полученных консорциумом AAR от сделки по продаже доли в ТНК-BP.
Гарантий нет
С чем связаны проблемы в "Моем банке".
«Окружение Путина всеми силами пытается развить у него этот комплекс...»
Альфред Кох ответил на вопросы читателей Znak.com. Правда, одного послал.
Последний конкистадор: как Игорь Сечин ведет борьбу за нефтяное господство
Президент «Роснефти» за полтора года прошел путь от государственного деятеля до самого высокооплачиваемого топ-менеджера страны. Как бывший чиновник справляется с новой работой?
Под дождем
Кто финансирует оппозиционный телеканал.
Партийный билет: ради чего миллиардер Глеб Фетисов продал банк
Бывший сенатор решил распродать бизнес-активы, чтобы сосредоточиться на политике.
У Баринова появился шанс стать губернатором
Это будет чем-то запредельным для многострадальной области…
Ответственность за судьбы предприятий перекладывают на президента
Промышленность Челябинской области переживает сегодня далеко не самые легкие дни.
Михаил Юревич сбагрит ЗМЗ волгоградскому "Красному Октябрю"
Челябинский губернатор Михаил Юревич провел переговоры с эмиссаром Зюзина. До 1 декабря Златоустовский метзавод отойдет «Красному Октябрю».
За проектом «Навальный» стоит «Альфа-групп»?
В последнее время, по мнению оппозиционеров, на Алексея Навального все больше усиливается влияние холдинга «Альфа-групп», осуществляемое через скандально-известного «альфовца» Владимира Ашуркова, который считается негласным «спонсором» Навального. 
Самый бедный олигарх: кто выручает Игоря Зюзина после истории с «доктором»
Мечел пять лет живет на грани банкротства, но для Игоря Зюзина это будто не имеет никакого значения.