Такую версию высказал на процессе по делу экс-губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева его предполагаемый взяткодатель, глава компании «Биотэк» Борис Шпигель. Основные фигуранты уже дали показания.
В Измайловском суде Москвы на финишную прямую вышел судебный процесс по громкому делу бывшего губернатора Пензенской области Ивана Белозерцева, обвиняемого в получении взяток на сумму более 30 млн рублей, а также пяти его предполагаемых соучастников. Показания уже дали два ключевых фигуранта дела — сам Иван Белозерцев и его предполагаемый взяткодатель, глава группы фармацевтических компаний «Биотэк» Борис Шпигель. Как стало известно Business FM, оба продолжили придерживаться позиции непризнания вины.
Из-за проблем со здоровьем последнего дело с марта слушается в СИЗО «Матросская Тишина», разбирательство проходит в отсутствие представителей СМИ, которых на процесс не допускают.
Заслушав за семь месяцев около 60 свидетелей со стороны обвинения и защиты, суд приступил к допросу подсудимых. Первыми из них решили высказаться Иван Белозерцев и Борис Шпигель. Чтобы выслушать каждого из них, суду потребовалось по два заседания на каждого.
Показания нон-стоп
Иван Белозерцев, как и ожидалось, отказался от своих первоначальных показаний. Их он дал сразу же после задержания. Тогда чиновник сообщил, что получил 20 млн рублей от Бориса Шпигеля на предвыборную кампанию. В обмен губернатор, по версии следствия, якобы пролоббировал заключение с его фирмами выгодных фармацевтических контрактов.
Также Белозерцеву вменяют получение от Шпигеля еще 4 млн рублей наличными за общее покровительство компаниям бизнесмена, часов Breguet стоимостью 5,8 млн рублей а также получение услуги «имущественного характера» на сумму около 166 865 рублей в виде безвозмездного пользования автомобилем Mercedes.
В суде Белозерцев заявил, что денег от Шпигеля не получал, а свои первоначальные показания дал в результате самооговора и оговора других фигурантов, так как следственные действия без сна и приема пищи продолжались без перерыва 20 часов.
По словам чиновника, это привело к «неврологическим и психическим расстройствам его психики», из-за чего он путался и плохо ориентировался в пространстве и сообщил следователю «не соответствующие действительности обстоятельства».
Согласно материалам дела, 20 млн рублей Белозерцев получил в августе 2020 года от Бориса Шпигеля наличными. Для этого он отправил к нему в квартиру дома на Звенигородском шоссе родственника Федора Федотова.
Деньги на взятку губернатору собирались частями: 10 млн рублей наличности для этой цели снял в Сбербанке директор ОАО «Фармация» (эта компания управляет аптечным бизнесом группы компаний «Биотэк») Антон Колосков, а еще 10 млн рублей обналичила жена Бориса Шпигеля Евгения Шпигель.
«Эксперимент» защиты
Однако защита экс-губернатора утверждает, что вынести из дома бизнесмена 20 млн рублей наличности в сумке Федор Федотов просто физически не мог. Более того, это опровергается самими оперативно-разыскными материалами.
«Федотов еще на следствии заявил, что никаких денег у Шпигеля не брал и, соответственно, Белозерцеву ничего не передавал», — рассказал Business FM адвокат Белозерцева Алексей Шуварин.
По его словам, оперативники сфотографировали Федотова, выходящего из подъезда дома главы «Биотэк» с черной холщовой сумкой с надписью I am your green bag. С ней же Федотов отправился на работу в представительство Пензенской области в Москве, а потом, по окончании рабочего дня, в автобусе и электричке поехал к себе домой в подмосковный Чехов.
Чтобы опровергнуть версию обвинения, защита обратилась к специалисту, который поместил в аналогичную сумку 20 млн рублей пятитысячными купюрами, для чего использовались деньги из «банка приколов». «Он пришел к выводу, что такая сумма, конечно, влезла бы в нее, вот только ездить в общественном транспорте с ней было бы нереально, поскольку деньги просто бы торчали наружу», — сказал адвокат. Защита ходатайствовала о проведении во время заседания следственного эксперимента, однако суд ходатайство отклонил.
Сам Борис Шпигель в суде также отрицал передачу Белозерцеву через Федотова денег, сказав, что даже не был знаком с последним. При этом, по словам подсудимого, он действительно принимал у себя дома, где работал удаленно в ковидный год, некоего человека. Они обсудили тему работы пензенского землячества, однако Шпигель заявил, что даже не помнит, как тот выглядел, поскольку у этого человека на лице была медицинская маска.
Возможность передачи 20 млн рублей денег малознакомому гражданину бизнесмен решительно отверг: «Я что, дурак, что ли?!»
Раритетная книга
Шпигель утверждал, что обналиченные Колосковым 10 млн рублей он потратил на покупку раритетных книг. Ранее в подтверждение этой позиции защита бизнесмена допросила на процессе букиниста Владимира Рессина, который заявил, что как раз в августе 2020 года продал Шпигелю редкую книгу о коронации императора Александра II, изданную в XIX веке, за 8 млн рублей.
Что касается Ивана Белозерцева, то он отверг и три других эпизода получения взяток. Так, он не отрицал, что пользовался автомобилем Mercedes в ходе служебных командировок в Санкт-Петербург в 2019 году. Однако уверял, что был не в курсе, что машина принадлежит компании «Биотэк».
Относительно получения от Шпигеля часов стоимостью почти 6 млн рублей Белозерцев рассказал, что их бизнесмен отправил ему со своим помощником в качестве подарка на его юбилей и в честь переизбрания на пост губернатора. Однако, узнав их цену, он сразу позвонил Шпигелю, который в тот момент улетел в Израиль на лечение, и сказал, что не сможет их принять. То, что такие звонки Шпигелю имели место, в суде подтвердили несколько свидетелей защиты, тогда как в материалах прослушивания телефонных переговоров этого не зафиксировано.
В пользу версии, что это была не взятка, а именно подарок, по мнению защиты Белозерцева, говорят материалы прослушивания телефонных переговоров. «В них Шпигель говорил, что ищет именно подарок знакомому губернатору, а продавец из салона Mercury, где их купили, давая показания в суде, сказала, что их ни разу не надевали», — прокомментировал этот эпизод Алексей Шуварин.
По мнению защиты, то, что сразу же после задержания губернатор себя оговорил, подтверждают фактические обстоятельства дела. «Так, в своих первоначальных показаниях Белозерцев сказал, что Шпигель ему прислал часы в январе 2021 года, тогда как установлено, что они были куплены в сентябре 2020 года. Он заявлял, что деньги на выборы получил в конце 2019-го — начале 2020 года, тогда как сами выборы были назначены лишь на июнь 2020 года, а добро баллотироваться на пост губернатора Белозерцев получил от президента в апреле 2020 года», — указал на нестыковки адвокат.
Ожидается, что 13 октября суд допросит супругу Бориса Шпигеля Евгению Шпигель, после чего показания дадут директор ОАО «Фармация» Антон Колосков, водитель губернатора Геннадий Марков и заместитель главы представительства Пензенской области при кабмине родственник Белозерцева Федор Федотов.
Все они арестованы. В зависимости от роли им предъявлены обвинения в даче взятки, получении взятки и посредничестве во взяточничестве (ч. 5 ст. 291, ч. 6 ст. 290, ст. 291.1 УК РФ).
После того как все подсудимые закончат давать показания (на что может потребоваться несколько судебных заседаний), состоится стадия дополнений. После этого суд назначит прения сторон, затем подсудимые скажут последнее слово, и суд удалится на вынесение приговора. Ожидается, что он будет оглашен до конца года.