Откуда взялся Борис Листов

Источник
Малоизвестный финансист оказался во главе огромного Россельхозбанка.
Несколько лет назад в глуши на границе Ленинградской области и Карелии, в интернате для престарелых жил еще не старый для таких учреждений мужчина — Павел Григорьевич Листов. Интернат — специальный, туда в том числе помещают пенсионеров, вышедших из тюрьмы и требующих административного надзора. Почему там оказался Листов, сотрудники интерната не помнят. Когда-то он жил во Всеволожске. Там же родились оба его сына — Александр в 1963 году и Борис в 69-м.

К тому моменту, когда отец оказался в интернате, оба сына уже построили карьеру, во многом показательную для нынешней России. Сейчас младший сын Павла Григорьевича Борис возглавляет четвертый по величине банк страны — государственный Россельхозбанк (РСХБ).

На банковском рынке РСХБ в шутку называют «Росколхозом», в том числе за вечные финансовые проблемы (убыток по итогам прошлого года — 19,5 миллиарда рублей). Правда, эти проблемы руководство банка умудряется решать благодаря невероятным лоббистским возможностям. Только на этой неделе правительство, сначала не планировавшее оказывать банку поддержку, согласилось выделить «Росколхозу» из бюджета 20 миллиардов рублей. Так происходит уже много лет — с 2010 года банк получил от государства около 300 миллиардов рублей.

Долгое время причина лоббистских возможностей Россельхозбанка казалась очевидной: именно с 2010 года им руководил Дмитрий Патрушев — сын ближайшего коллеги Владимира Путина по КГБ, секретаря Совета безопасности Николая Патрушева. Но в этом году Патрушев-младший стал министром сельского хозяйства, а банк возглавил неизвестный публике первый зампред Борис Листов. Казалось бы, с его приходом возможности банка снизятся. Однако все оказалось наоборот.

Впервые в качестве первого лица РСХБ Листов появился на публике в мае на Петербургском экономическом форуме. Хотя тогда он был еще и.о. главы банка, один из участников форума сразу сказал корреспонденту «Проекта», что пост Листову гарантирован (его действительно официально утвердили председателем РСХБ в середине июня). «Многие думают, что это просто выбившийся при Патрушеве банкир, — говорил собеседник «Проекта», — На самом деле система устроена так, что крупные госбанки не могут возглавить случайные люди. У Листова как раз очень серьезные связи».

 — Боря очень social был в Питере, знал всех, — вспоминает предприниматель Александр Винокуров. Винокуров и Листов в середине 90-х вместе работали в петербургском Балтонэксимбанке. Как и все сослуживцы того времени, Винокуров с удовольствием вспоминает Листова: «умный, спокойный, надежный».

Первое важное знакомство Листов завел быстро. Коллеги вспоминают, что в Балтонэксим он пришел в команде Сергея Медведева — бывшего руководителя главного финансового управления мэрии Петербурга. Тот был знаком с Путиным: входил в возглавляемый будущим президентом (тогда он был главой комитета по внешним связям города) наблюдательный совет по казино и игорному бизнесу, вспоминают сослуживцы Листова и Медведева.

Позже Медведев войдет в руководство Выборгского судостроительного завода (ВСЗ), который как раз в то время был связан со знакомым Путину авторитетом Ильей Трабером, а также Николаем Шамаловым — бывшим свояком Владимира Путина.

Из Балтонэксима Медведев уйдет в 1996 году — с поражением Анатолия Собчака на выборах банк перейдет под управление близкого к новому губернатору Владимиру Яковлеву Юрию Рыднику. Листов же в банке останется, и ему это на пользу. Теперь это главный банк города — Балтонэксим при Яковлеве обслуживает счета бюджетов Петербурга и области. А Листов в нем — руководитель службы внутреннего контроля и подчиняется только руководству (уже в этом веке у Балтонэксима возникнут проблемы с законом, выяснится, что акционеры годами выдавали льготные кредиты собственным компаниям).

В этот период он часто посещает светские мероприятия и знакомится со многими важными петербуржцами, вспоминает его бывший коллега. Он был вхож в семью Собчака. «Листов меня познакомил с Ксенией Собчак в 1997 или 1998 году», — вспоминает Винокуров. Собчак и Листов дружат до сих пор, говорят их общие знакомые.

Однажды соседям Листова удалось побывать в его квартире середины 90-х.

— Он уехал в отпуск, но подул ветер, открылась форточка и сработала сигнализация. Приехавшей милиции нужно было попасть внутрь, нас позвали как понятых, — рассказывает бывший сосед Листова по лестничной клетке. Он рассказал «Проекту», что его поразил роскошный ремонт, необычная мебель и деревянная винтовая лестница, по необъяснимому замыслу упиравшаяся в потолок.

На стене квартиры висела уменьшенная копия картины фламандского художника Якоба Йорданса «Бобовый король». Сюжет картины символичен: в праздник Богоявления к столу подавали пирог с сюрпризом в виде запеченного боба, а получившего кусок с ним провозглашали бобовым королем, чествовали и считали главой застолья.

Листову в некотором смысле тоже достался сюрприз в виде короля. Он жил в трехкомнатной квартире на 2–3 линиях Васильевского острова в доме номер 10. Следует из выписки из Единого государственного реестра недвижимости, которая есть у «Проекта». Напротив — в десяти метрах по прямой — в доме 17 жил Владимир Путин. Два собеседника «Проекта» — в правительстве и близкий к Кремлю — говорят, что эти двое знакомы друг с другом с того времени. Недруги Листова одно время уверяли, что вся его будущая карьера объясняется только этим соседством, добавляет один из собеседников. Соседи не вспомнили, чтобы видели Путина и Листова вместе.

В конце 90-х, вскоре после переезда Путина в Москву, Листов также оказывается в столице.

В середине нулевых знакомый Листова встретил его в Лондоне. Он был не один, а приехал на встречу со своим давним другом, находившимся в вынужденной эмиграции, — Рустамом Аксененко.

Борис и Рустам познакомились еще в Петербурге во второй половине 90-х при куда более удачных для Аксененко обстоятельствах. Отец Аксененко — Николай — работал тогда министром путей сообщения и считался кандидатом в преемники Бориса Ельцина. Рустам представил Листова отцу, и тот согласился привлечь его к семейному бизнесу.

В 1999 году Листов приходит в основной банк железнодорожников — Транскредитбанк, и вновь занимает должность начальника службы контроля. И опять обрастает перспективными связями — семья Аксененко в хороших отношениях с другом Путина Геннадием Тимченко.

Впрочем, Аксененко-старшего это не спасает, у несостоявшегося преемника в 2002 году начинаются проблемы и он уходит в отставку. Семья пыталась оставить за собой Транскредитбанк — провели допэмиссию акций, после чего доля государства сократилась, а разница досталась компаниям Рустама. Схема, правда, не удалась: государство восстановило контроль над банком, против отца возбудили уголовное дело, сын уехал за границу, а Листов был вынужден сменить работу.

Но с семьей Аксененко Листов сохранил отношения — еще несколько лет работал директором в компании Рустама «Финартис». Судя по Facebook, приятельствуют они и сейчас — Рустам состоит в друзьях с братом Листова Александром.

ывая в гостях у Рустама Аксененко, Листов познакомился с его женой. Это дочь Леонида Чешинского, министра хлебозаготовок РСФСР в конце 80-х. Его подчиненным в Ленинградской области, заведующим отделом сельского хозяйства, в тот период был Виктор Зубков.

Зубков всегда был близок к Путину, президент прислушивается к нему до сих пор, утверждает человек, близкий к Кремлю. × В начале 90-х он стал его заместителем в комитете внешних связей, а во второй половине того же десятилетия помог ему оформить документы на знаменитый дачный кооператив «Озеро». Тогда же с Зубковым через семью Аксененко познакомился и Листов, он пришелся ему по вкусу. Именно благодаря этому знакомству Листов продолжал делать карьеру в Москве, утверждают два его бывших коллеги.

Осенью 2007 года Зубков становится главой правительства России. В тот же год парламент Еврейской автономной области получает из Москвы внезапное указание: делегировать в Совет федерации неизвестного им Листова. В ЕАО спорить не стали — незадолго до того полпред президента на Дальнем Востоке Камиль Исхаков, этнический татарин и бывший мэр Казани, пытался провести в сенаторы одного из своих старых соратников по Татарстану, рассказывает источник в руководстве ЕАО тех времен. И местная элита рассудила, что лучше, если Еврейскую область будет представлять «питерский», а не татарин.

 В качестве сенатора он, правда, себя практически не проявил, не внеся ни одного законопроекта. «Он очень моложавый и коммерчески ориентированный, — вспоминает сидевшая недалеко от Листова в верхней палате Людмила Нарусова. — Быстро понял, что в Совете федерации больших денег не заработаешь, и ушел в Россельхозбанк».

В это время (2009 г.) Россельхозбанк уже критиковали за непрозрачность и багаж проблемных кредитов, зато он был прибыльным — заработал 251 миллион рублей, а годом ранее — два миллиарда. Руководила банком старая команда во главе с первым председателем РСХБ Юрием Трушиным. В конце нулевых банк начала брать под контроль путинская команда. Зубков как первый зам Путина в правительстве стал куратором сельского хозяйства и возглавил наблюдательный совет РСХБ. А Трушину прислал в первые заместители нового «смотрящего».

Листов был единственным заместителем главы Россельхозбанка, с которым нельзя было шутить.

Это было напряженное время. Команда Трушина косо смотрела на нового заместителя — говорили, что он пришел не просто так, а Зубков или спецслужбы делегировали его для смены руководства. Через полгода Трушину действительно пришлось уйти, но новым главой банка в мае 2010 года стал Дмитрий Патрушев, который тоже не сразу оценил поставленного без него зама.

Впрочем, через несколько лет Патрушев и Листов наладили отношения. Под их руководством банк начал получать постоянную помощь из бюджета и демонстрировать убытки — к 2016 году они составили почти 60 миллиардов рублей (правда, затем убыток был снижен). Банк выдавал невозвратные кредиты и был вынужден их регулярно списывать. В итоге в 2017 году даже министр финансов Антон Силуанов назвал работу банка «малоэффективной».

 Но на Листове все это никак не сказывалось, наоборот, у него появилась еще одна должность — в 2011 году он возглавил совет директоров Росспиртпрома (государственного монополиста на рынке производства спирта). Это назначение — результат еще одной очень важной связи в его жизни.

Собеседник «Проекта» на алкогольном рынке рассказывает, что понял причину назначения, когда узнал важную деталь: Листов — неизменный гость на каждом дне рождения влиятельного в отрасли Аркадия Ротенберга. Они давно знакомы, Ротенберг ему доверяет и именно по его протекции Листов получил должность в Росспиртпроме.

По его же просьбе Листов стал в 2014 году председателем совета директоров Мособлбанка, санируемого под контролем СМП-банка Ротенберга.

Безусловно, Ротенберг поучаствовал и в назначении Листова главой РСХБ, утверждает источник, близкий к руководству Минсельхоза.

 Любой человек, пожелавший найти следы Бориса Листова в социальных сетях и заметках о светских мероприятиях, потерпит неудачу. Это странно, учитывая, что многие описывают его завзятым тусовщиком. Однако «Проект» разыскал тайную жизнь главы убыточного госбанка, активы которого составляют 3,2 триллиона рублей, и, возможно, понял причину скрытности Бориса.

— Леше очень далеко до суперлюбовника. К сожалению, в постели он не так хорош, как на льду, — это фрагмент скандального интервью фигуристки Анастасии Горшковой газете «Твой день». В 2007 году этими словами она объясняла причину расставания с олимпийским чемпионом Алексеем Ягудиным.

Вскоре после этого Горшкова, скорее всего, стала женой Бориса Листова. Она состоит в друзьях на Facebook со всей родней Бориса, владеет смежной с Листовым недвижимостью в элитном доме вдоль Кутузовского проспекта в Москве.

Этот дом — на Кременчугской улице в Москве. Квартира без отделки там стоит около двух миллионов долларов. У Листовых там своего рода семейное поселение из трех расположенных по соседству квартир. У Бориса их две — площадью 255 кв.м и 135 кв.м. У его сына, который учится на юридическом факультете МГУ, еще одна, площадью 130 кв.м. Раньше эта квартира принадлежала племяннику Листова Кириллу — коммерческому директору компании MeetSpeakers, которая привезла в Москву коуча Тони Роббинса. Самая большая квартира площадью 319 кв.м. оформлена на Горшкову. Немало недвижимости было у братьев Листовых и в Петербурге, например, они владели сразу четырьмя квартирами на Невском проспекте, 61, где сейчас расположен офис Россельхозбанка.

Российской недвижимостью многие члены семьи Листова пользуются нечасто. РСХБ находится под западными санкциями, но у семьи главы банка немало зарубежных активов. Горшкова и супруга Александра Листова, Марина, постоянно проживают в Монако, следует из их отметок в Facebook. Там у них есть квартиры, они расположены в пяти минутах ходьбы друг от друга. Одна из квартир в доме Горшковой сейчас продается за три миллиона евро.

а границей у семьи Листова, возможно, есть и яхта. Во всяком случае, согласно документам из утечки Paradise Papers, в 2016 году на имя Горшковой был зарегистрирован оффшор на Мальте c капиталом в полтора миллиона евро. Как говорится в уставе компании, она создана для покупки или продажи судна. Это большие деньги для Листова: квартира в Монако и яхта стоят как примерно семнадцать его годовых зарплат, ведь в прошлом году в руководстве РСХБ в среднем зарабатывали около 1,4 миллиона рублей в месяц.

Впрочем, зарабатывать больше Бориса может его брат Александр: в 90-х он работал с миллиардером Олегом Бойко, рассказывает коллега Листова. В 2000-х был совладельцем компании «ЛитС», связанной с семьей лидера измайловской ОПГ Антона Малевского, а теперь у него бизнес за границей.

Речь идет о доле в канадской компании TNR Gold, которая занимается разведкой месторождений меди и золота в Аргентине и США. Партнеры Александра в этом бизнесе так или иначе были связаны и с Борисом. Один из них — известный предприниматель Александр Чистяков, совладелец нефтяной компании «Руспетро». Хорошо известна и жена Чистякова — это певица Глюкоза. СМИ сообщали, что пару познакомила Собчак. А президент и совладелец этой компании — Кирилл Клип, бывший советник Николая Аксененко.

В 2002 году Павла Григорьевича Листова выписали из интерната на границе с Карелией и отправили в другой — в Гатчине. Платного отделения там нет, а обитатели периодически жалуются на плохое обращение.
Персоны Компании
Телеведущий Киселев перекрыл кислород крымской прессе
«Чародей оползневого склона» готов загрызть архитектора Мазурина за свой бюджетный дом за 200 млн
Россельхозбанк получит в капитал еще 20 миллиардов бюджетных рублей
В этом году государство уже давало ему 5 миллиардов рублей.
Кожемякино дело
Президент Владимир Путин назначил 26 сентября губернатора Сахалинской области Олега Кожемяко врио главы Приморья. Незадолго до назначения Forbes поговорил с Кожемяко о строительстве моста на Сахалин и российском бизнесе на Курильских островах.
«Мы уверены, что будем № 1 в российском ритейле»
Гендиректор  «Магнита» Ольга Наумова рассказала, как добьется того, чтобы на покупки из магазинов сети приходилось 70% «кошелька» россиян.
Дела банка «Таурус» оказались неподсудны
Следственному комитету предложили вывести из тени Моралеса-Эскомилью.
Серийного кредитора Андрея Палферова банки задержат за решеткой
ВТБ добивается пересмотра решения о досрочном освобождении уральского бизнесмена, похитившего 3 миллиарда рублей.
Глава ФАС РФ Игорь Артемьев признал российскую экономику отсталой
Глава ФАС Игорь Артемьев поделился мыслями о государственно-монополистическом капитализме.
Партнером Гуцериева в финансовом бизнесе стал Палихата
Участник скандальных поглощений купил 4% акций «Сафмар финансовые инвестиции».
Компаниям из списка Андрея Белоусова предложат построить убыточную ВСМ и мост на Сахалин
РЖД подобрала безумные проекты стоимостью 3,2 триллиона рублей. Речь идет по-прежнему об изъятии сотен миллиардов рублей у металлургических и химических компаний.
ВЭБ под руководством Шувалова станет кредитным синдикатом
Количество профинансированных ВЭБом проектов может вырасти в разы.
Эмигранты по неволе. Как относятся к российской власти госслужащие, чиновники и бизнесмены, покинувшие страну
Большинство «беглецов» относятся к политике России негативно. Однако есть исключения
Партнерство от Бога: почему богатеют Михельсон и Тимченко
Мега-проекты «Новатэка», которые не были бы возможны без партнерства Леонида Михельсона и Геннадия Тимченко, могут сделать их богатейшими людьми России — с большим отрывом от конкурентов по рейтингу Forbes.
Николай Патрушев заметил мусор под Санкт-Петербургом
Передел мусорного рынка РФ дошел и до северной столицы. Глава Совбеза РФ Николай Патрушев внезапно узнал, что на полигоне "Красный бор" скопилось до 2 миллионов тонн опасных отходов.
"Магнит" ушел от тандема Андрея Костина и Александра Винокурова
Ритейлер будет напрямую закупать лекарства для своих аптек, минуя навязываемую ВТБ и "Марафон Групп" зятя главы МИД РФ Сергея Лаврова схему закупок через СИА Групп.
Игорь Худокормов с большой дороги
Владелец самой крупной сахарной компании в России умудрился пережить все кризисы. Эксперты гадают, откуда у бизнесмена течет спасительный финансовый поток.
ВТБ посчитал миллиардные неустойки по уголовным делам в Екатеринбурге
Банк ищет сотни миллионов рублей у партнера «сахарного короля».
Шувалов просит бабла
300 миллиардов рублей государственной помощи в 2018 году "черной дыре" российской экономики под названием ВЭБ не хватает. В 2019 году глава ВЭБ Игорь Шувалов рассчитывает еще на 300 миллиардов рублей.
Семья Гапонцевых заменила братьев Ананьевых в очередном рейтинге Forbes
Валентин Гапонцев и его сын Денис с капиталом в 3,14 миллиарда долларов попали в десятку самых богатых семей России.