От «Захарова» до Акунина один следователь

Источник
в издательство с обыском нагрянул Следственный комитет.
По информации «Интерфакса», обыски связаны с возбуждением уголовного дела против Бориса Акунина, накануне внесенного в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга. Могло ли издательство обезопасить себя от обысков и что будет с тиражом?

В издательство «Захаров» пришли с обысками. Их проводят в связи с возбуждением уголовного дела в отношении писателя Бориса Акунина, сообщил «Интерфаксу» источник. Накануне Акунин был внесен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга.

Об обысках сообщили в самом издательстве через телеграм-канал. Телефонами — и мобильными, и городскими — сотрудники пользоваться не могут, дозвониться до представителей издательства не удалось.

Как говорится в телеграм-канале издательства, пришли представители Следственного комитета, проехали на склад издательства. Затем внутрь пустили адвоката, от комментариев журналистам он отказался.

О том, какую правовую базу могли использовать следователи для проведения обысков и могло ли предпринять что-либо само издательство, рассуждает старший партнер адвокатского бюро ЗКС Денис Саушкин:

— Понятно, что за один день не установить, что в книгах, которые есть в издательстве, наличествуют сведения об экстремистской деятельности, может быть, дополнительно какие-то процедуры. Для этого уголовно-процессуальный закон предусматривает определенную процедуру, то есть необходимо изъять печатные издания, провести лингвистическую экспертизу, заключение которых уже может быть положено в основу какого-то обвинение. Но дело в том, что в рамках уголовного дела можно наложить арест на любое имущество, которое было связано с финансированием терроризма. Есть очень большое и развернутое пояснение, что такое финансирование терроризма, но мы прекрасно понимаем, что иногда бывает расширительное толкование. Поэтому я совершенно не удивлюсь, если следствие пойдет по этому направлению. То есть на данный момент они имеют полное право провести обыск в любом помещении, если у них имеются сведения о том, что в этом помещении имеются любые предметы, документы, имеющие отношение к расследуемому делу. А в дальнейшем они могут обратиться в суд с ходатайством о наложении ареста на это имущество. Вот такая логика — книги продаются, деньги, авторские отчисления идут по финансированию терроризма.

— Что нужно было, чтобы не было у них этих обысков, как они должны были действовать?

— Издательство никак здесь не могло подстраховаться от возможных обысков, потому что у издателя есть с автором свой договор, в рамках которого следствие будет проверять — финансируется ли по этому договору деятельность писателя, который признан террористом, экстремистом, или не финансируется. Издательству здесь ничего нельзя порекомендовать, увы, с обыском могут прийти в любой момент, что-то мне подсказывает, даже если бы они за одну ночь успели изъять все из продажи, к ним бы все равно пришли.

Издательство «Захаров» было основано 1 марта 1998 года. Главная серия у издательства — это биографии и мемуары, около 300 книг. Выпускается также художественная литература, в том числе и за авторством Бориса Акунина. В отношении писателя также возбудили уголовное дело по статьям о фейках о Вооруженных силах России и публичном оправдании терроризма.

Ранее издательство АСТ и книжная сеть «Читай-город — Буквоед» заявили о приостановке выпуска и продаж книг Акунина.