Госдума лишила члена ЦК КПРФ Валерия Рашкина депутатской неприкосновенности. Событие для парламента громкое и нечастое, но прецеденты потери иммунитета и возбуждения уголовных дел все же имеются. Правда, до приговора эти дела доходят далеко не всегда — больше половины отданных правоохранителям парламентариев предпочли уголовному расследованию побег из страны. На чем попадались слуги народа и как сложилась их судьба, — в обзоре ПАСМИ.
Почему не белочка?
Парламентарии рассмотрели представление генерального прокурора России Игоря Краснова о лишении депутатской неприкосновенности члена президиума ЦК КПРФ Валерия Рашкина. Оно поступило в парламент 17 ноября, и не стало ни для кого неожиданностью. Председатель нижней палаты Вячеслав Володин еще в начале месяца обещал не тянуть с ответом при получении запроса.
Сам Валерий Рашкин заявил, что считает себя морально виновным в гибели лося и готов выплатить нанесенный природе ущерб в 80 тыс. рублей. Признался в убийстве животного депутат относительно недавно — соотвествющий видеоролик был опубликован 17 ноября, одновременно с обращением Краснова в Думу. “Пришло время публично, открыто и гласно расставить все точки над «i». Мне нечего бояться и скрывать от общества”, — заявил Рашкин. Далее он объяснил, что ехал на рыбалку, но попал на охоту. Думал, что у пригласивших его лиц были документы на отстрел животных, а их не оказалось. А узнал об этом депутат уже после того, как выстрелил в лося, полагая, что это кабан.
Впрочем, первая версия политика была другой: 29 октября при задержании в Саратовской области с тушей лося в багажнике, он уверял полицейских, что нашел животное уже мертвым на дороге и взял с собой. В ноябре, после того, как глава СКР Александр Бастрыкин забрал уголовное дело о незаконной охоте из региона в центральный аппарат, Рашкин сменил показания. Он признался в охоте, не уточняя, правда, что стрелял именно он.
Неясным пока остается вопрос и о состоянии политика в процессе лесной облавы — при задержании он отказался от прохождения медосвидетельствования на алкогольное опьянение. Разбирательства по этому факту, возможно, также будут инициированы после снятия неприкосновенности с Рашкина.
Прививка от допроса
Согласно российскому законодательству, депутаты ГД в течение всего срока полномочий обладают так называемым политическим иммунитетом. Он не позволяет проводить в отношении парламентариев задержание (не на месте преступления), арест, допрос, обыск или привлекать их к административной и уголовной ответственности. Сначала депутатов нужно лишить неприкосновенности.
Порядок проведения этой процедуры прописан в Конституции РФ, а также разъяснен в федеральном законе «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы». Если появляются основания для возбуждении в отношении депутата уголовного дела или дела об административном правонарушении, орган дознания обязан сообщить об этом генпрокурору, а глава надзорного ведомства должен в недельный срок внести в нижнюю палату парламента представление о лишении депутата неприкосновенности.
Согласно регламенту, при обсуждении представления выступают представитель комиссии по вопросам депутатской этики, генпрокурор и сам провинившийся слуга народа. Затем вопрос выносится на голосование, и если его одобряет большинство парламентариев, решение считается принятым.
Лихач на Лексусе
В последние 10 лет решения о снятии неприкосновенности принимались всего 8 раз. За два месяца работы восьмого созыва прецедентов еще не было. Последний раз этот вопрос рассматривался в октябре 2019. Единоросса и академика РАН Николая Герасименко тогда лишили иммунитета в связи с административным делом о ДТП. В июне 2019 в Москве депутат на «Лексусе» сбил мотоциклиста и, по некоторым данным, покинул место происшествия. Пострадавший остался жив, но получил травмы средней тяжести.
Депутат факт ДТП подтвердил, но отрицал, что он скрылся после аварии. Гагаринский суд Москвы 18 ноября 2019 года признал парламентария виновным в столкновении и лишил водительских прав на полтора года. Из озвученного на заседании протокола следовало, что автомобиль Герасименко, двигаясь на большой скорости, “выехал с дублера сразу на третью полосу Ленинского проспекта и не уступил дорогу спортивному мотоциклу”. Полномочия депутата Николая Герасименко закончились 11 октября 2021 года.
Рекордсмен по взяткам
В декабре 2018 года неприкосновенность потерял еще один депутат седьмого созыва — справоросс Вадим Белоусов. После отмены иммунитета он стал фигурантом уголовного дела о получении взяток на сумму свыше 3 млрд рублей. Обвинительное заключение утвердили летом 2020 года.
По версии следствия, Белоусов был связан с коррупционными схемами экс-губернатора Челябинской области Михаила Юревича. В 2010-2014 годах — в период капитального ремонта дорог в регионе — Юревич отдавал госзаказы на строительство и ремонт трасс дорожному холдингу, представители которого заплатили за покровительство не менее 3,4 млрд рублей. Часть средств, по данным Следственного комитета, выводилась через подконтрольное Белоусову ЗАО «Южуралавтобан». В оформлении финансовых операций, согласно материалам дела, участвовала также теща Вадима Белоусова Маргарита Бутакова.
На данный момент дело Белоусова рассматривается в Мосгорсуде. Свою вину он не признает, и однопартийцы его поддерживают — в сентябре 2021 года Вадим Белоусов прошел в Госдуму восьмого созыва по списку «Справедливая Россия – Патриоты — За правду». Экс-губернатор Юревич находится в международном розыске.
Растрата по-научному
В седьмом созыве нижней палаты иммунитета лишились только Герасименко и Белоусов, а шестой созыв отметился шестью подобными инцидентами. В апреле 2015 года неприкосновенность отобрали у члена фракции «Справедливая Россия» Ильи Пономарева. После этого его обвинили в пособничестве по делу о растрате 22 млн рублей из фонда «Сколково». По версии следствия, вице-президент наукограда Алексей Бельтюков передал эти деньги Пономареву под видом оплаты за курс научных лекций. Однако, объем выполненных работ не соответствовал заявленной сумме.
Вопрос лишения иммунитета рассматривался без участия Пономарева. На тот момент депутат уже был за границей. В последующие два года он также не являлся на заседания, и в 2016-м был лишен мандата за прогулы и потерю связи с избирателями. По делу о растрате Пономарев заочно арестован и объявлен в международный розыск.
“Золотая” школа
В июле 2014 года без иммунитета остался депутат от КПРФ Николай Паршин. Генпрокуратура вышла в парламент с просьбой о привлечении коммуниста в качестве обвиняемого по делу о мошенничестве, совершенном группой лиц по предварительному сговору. По данным следствия, в 2008 году, будучи депутатом Волгоградской областной думы, Паршин придумал и реализовал махинацию с перепродажей районной школы. Сначала здание и участок земли за 250 тыс. рублей передали коммерческой организации, а затем выкупили в 100 раз дороже — за 25 миллионов. В эту сумму и оценили ущерб бюджету. Согласно материалам дела, соучастниками мошенничества были глава районной администрации Сергей Тихонов, депутат Волжской городской Думы Сергей Чекунков, а также начальник городского управления финансов Андрей Уваров. Все трое свою вину в содеянном признали и сотрудничали со следствием.
А Паршин после лишения неприкосновенности из страны скрылся, и в 2015 его объявили в международный розыск. В 2017-м дело передали в суд, а летом текущего года экс-депутат заочно был приговорен к трем годам колонии.
Решала с мандатом
Практически одновременно с Паршиным и тоже в связи с подозрениями в мошенничестве иммунитета лишился глава думского комитета по информационной политике, член фракции “Справедливой России” Алексей Митрофанов. На тот момент он проходил свидетелем по уголовному делу о вымогательстве 200 тыс. долларов у экс-соучредителя компании «Арктур-Строй» Вячеслава Жарова. По версии следствия, судебный пристав Рашид Сутиев и помощник парламентария Александр Деревщиков обещали Жарову решить в его пользу дело в арбитраже по разделу прав между владельцами «Арктур-Строй». Митрофанов в этой схеме должен был выступать в качестве гаранта «решения вопроса», используя административный ресурс.
Во время передачи первого транша взятки Сутиева и Деревенщикова задержали с поличным. Митрофанов также присутствовал на месте преступления. В ходе расследования он свою вину отрицал, а после предъявления обвинения в мошенничестве в особо крупных размерах в составе организованной группы скрылся из страны.
Вменяемая ему статья предполагает до 10 лет лишения свободы. Летом 2015 появились сообщения о том, что председатель СКР Александр Бастрыкин утвердил обвинительное заключение по делу Митрофанова, а сам экс-депутат якобы пытался договориться со следствием по поводу условий своего возвращения в Россию. Судя по всему, сделка не состоялась, но более никакой информации об уголовном преследовании в СМИ не появлялось.
Выстрел дуплетом
В феврале 2013 года иммунитета лишили сразу двух парламентариев. Сначала неприкосновенность потерял член КПРФ Константин Ширшов. Следственный комитет получил доказательства, что в 2011 депутат пытался продать место в Госдуме за 7,5 млн евро. Его сообщники были задержаны при передаче первого транша в 66 млн рублей. В 2014 Мосгорсуд приговорил депутата к пяти годам колонии общего режима и штрафу в 700 тыс. рублей. В апреле 2015 Верховный суд оставил решение первой инстанции без изменения, а в мае Госдума лишила Ширшова мандата.
А через 6 дней после рассмотрения запроса по Ширшову нижняя палата парламента удовлетворила представление о снятии неприкосновенности с депутата «Справедливой России» Олега Михеева. Его привлекли в качестве обвиняемого по делу о мошенничестве. Депутату вменили захват помещений «Волгоградского моторостроительного завода» стоимостью свыше 500 млн рублей и покушение на хищение еще 2 млрд у «Промсвязьбанка». Оба эпизода были связаны с кредитными схемами.
Однако, суда Михеев ждать не стал и скрылся за рубежом. При этом, информацию о своем бегстве он опроверг, утверждая, что за границей просто лечится. Вину в инкриминируемом преступлении он не признавал. В 2017 году Михеева объявили в федеральный розыск, а в августе 2019 года по решению Басманного суда заочно арестовали.
Митинг с дракой
Еще один лишенец шестого созыва — депутат от КПРФ Владимир Бессонов — примечателен тем, что отдать его иммунитет Дума решила не сразу. Сначала — в июне 2012 года — в лишение неприкосновенности нижняя палата Федерального собрания отказала. О возбуждении дела в отношении депутата-коммуниста ходатайствовал СКР. Бессонова хотели привлечь по статье о применении насилия в отношении представителей власти. Поводом стал несанкционированный митинг, который парламентарий организовал в Ростове-на-Дону. Прекратить мероприятие по требованию полиции он отказался, после чего между участниками и правоохранителями произошла стычка.
Через месяц коммуниста все же лишили неприкосновенности, но частично. В отношении него разрешили проводить следственные действия, но запретили арестовывать. В итоге, в 2015 году дело дошло до суда, но парламентарий сбежал из России. В сентябре 2018 года он был заочно приговорен к 3 годам колонии общего режима.