Как передает корреспондент The Moscow Post, "Северная Верфь", входящая в "Объединенную судостроительную корпорацию" (ОСК), подписала контракт с новым подрядчиком на модернизацию завода - ООО "Отечественные системы и технологии" (ОСТ). На эти цели ранее из бюджета было выделено 7,8 млрд рублей, но из-за проблем прошлого подрядчика "Метростроя" завершить контракт не удалось.
Нового подрядчика презентовал сам глава ОСК Алексей Рахманов. При этом ранее он заявлял, что "дальше отдавать столь сложный и важный проект разного рода необязательным людям и жуликам мы не хотим", его слова цитирует "Коммерсант".
Между тем, контора ОСТ, которой достался такой кусок пирога, не находится на слуху у отечественных наблюдателей, хотя является крупным подрядчиком ГК "Ростех" и ряда структур московского правительства. Проанализировав имеющуюся информацию, можно сделать вывод, что мы стоим на пороге очередного масштабного "распила" в стратегической отрасли - судостроении.
Почему именно "распила"? К такому заключению подводят ряд обстоятельств. Прежде всего то, что компания, хоть и занимается строительством нежилых зданий и сооружений, ранее к подобным масштабным проектам не привлекалась вовсе. Кроме того, ее собственники и руководство предпочитают держаться в тени, а в ряде связанных с ними компаний и структур по ряду оценочных мнений есть признаки фиктивности.
Более того, как сообщали представители самой компании, она уже умудрилась выполнить работы аж на 1 млрд рублей. Якобы сейчас подрядчик завершает устройство стапельных плит будущего эллинга для строительства кораблей. А еще интересней то, что при участии в конкурсе более десяти компаний заявку в ходе дальнейших процедур подало только ОСТ. Об этом также пишет "Коммерсант". Обычно так происходит, когда условия конкурса затачиваются под конкретную контору.
Каким образом компания могла выполнить работы на 1 млрд рублей, если контракт с ней должен был быть подписан совсем недавно, в сентябре? Господин Рахманов на этот вопрос ответа пока не дал.
"Темная лошадка" Чемезова?
Формально компания принадлежит ее директору Станиславу Некрашевичу (49%) и ООО "Ост-финанс" (51%). Последняя полностью контролируется Барият Осаевой - особо ничем не примечательной бизнес-вумен. Однако реальным бенефициаром структуры, скорее всего, является гендиректор "Ост-финанс" Яков Аврах. И тоже - ничем и никому неизвестный бизнесмен, про которого практически нет никакой информации в сети.
Кроме того, "Ост-финанс" выглядит крайне подозрительно. Уставной капитал компании, которая "держит" "ОСТ" с подрядами на сотни миллионов рублей - всего 10 тыс. рублей. За 2019 год структуре удалось заработать всего 40 тыс. рублей при более чем 55 млн рублей выручки. А стоимость активов структуры почему-то и вовсе минус 1,3 млн рублей. То есть, скорее всего, у нее долги, и балансовое имущество может находиться в залоге.
Сегодня в портфеле "ОСТ" сразу несколько крупных, знаковых проектов. Среди них - сотрудничество с АО "ММП имени В. В. Чернышева", АО "РСК "МиГ", ПАО "ОДК", АО "Раменский приборостроительный завод", корпорацией "Фазотрон-НИИР" и заводом "Экран", а также строительство теннисного клуба и реконструкция стадиона в Лужниках.
Разумеется, все подобные отношения с государственными структурами должны быть оформлены в рамках госконтрактов. Допустим, самый последний, на модернизацию Северной Верфи, еще не успели внести в информационные системы. Однако, по сведениям портала "Руспрофайл", в активе ОСТ всего три госконтракта на сумму 580 млн рублей. На 472 млн рублей с Дирекцией капитального ремонта г. Москвы и на 108 млн рублей с НИИ "Экран".
Как уже упоминалось, основной вид деятельности - строительство нежилых зданий и сооружений. В принципе, конторы такого плана только этим и занимаются. Но, похоже, не в случае ОСТ. Ведь как удалось выяснить, вначале 2019 года менеджмент компании добился включения в перечень видов деятельности фирмы множества таких "активностей", которые к строительным организациям относится не могут в принципе.
Среди них оказалась деятельность по управлению веб-порталами, по проектированию компьютерных систем, по созданию баз данных и даже по управлению информационными агентствами. Как известно, "Ростех" Серегея Чемезова активно пытается продвигаться на отечественном IT-рынке. В этом свете ОСТ становится прямо-таки IT-корпорацией, не меньше.
С чего бы строительной фирме заходить в несвойственную ей IT-тему? Разве что ОСТ и ее бенефициар в лице Якова Авраха могут быть - "темной лошадкой", подставными лицами, которыми могут затыкать дыры, которые в противном случае достались бы "не прикормленным" компаниям.
При этом у головной структуры ОСТа, "Ост-финанс", есть ряд дочерних структур, которые позволяют предположить, что деньги с масштабных проектов могут выводиться через эти конторы, а управлять ими могу родственники Якова Авраха.
В первую очередь, внимание привлекает ООО "Ост-Инжиниринг", в которой работает единственный сотрудник при 10 тыс. рублей уставного капитала. Руководительницей компании является Барият Аврах Байсолтановна. Судя по всему, близкая родственница Якова Авраха и Осаевой Барият Байсолтановой. Убыток за 2019 год - 69 тыс. рублей при такой же смешной выручке в 75 тыс. рублей. Стоимость активов - минусовая.
Другая контора - ООО "Ост-проект", учредителем которой ранее был Станислав Некрашевич. У той единственный сотрудник, но уставной капитал уже 2,2 млн рублей - более, чем в два раза больше, чем у ОСТ, получившей контракт на "Северной Верфи". А также убыток в 1,4 млн рублей по итогам 2019 года при нулевой выручке.
Разумеется, все это вызвало бы вопросы и к самой ОСТ. Но этих вопросов, похоже, не последовало. Не боится ли господин Рахманов, что компания может попросту не сдюжить, или, того хуже, кинуть ОСК на миллиарды рублей? Должен бы бояться. Но, по слухам, кто-то крайне влиятельный уверил его, что проблем не возникнет.
Между тем, ОСТ известна, как контора, которая постоянно судится. Причем, как за серьезные суммы, так и за копейки неустоек. В картотеке Арбитражных дел только по итогам 2019-2020 годов более 10 разбирательств, где ОСТ выступает ответчиком.
У ОСТ более 10 разбирательств где компания выступает ответчиком
Среди них единственным делом, которое на слуху, - иск ОСТ к АО "Казанский Гипронииавиапром". Заявление поступило в базу КАД 6 марта 2020 года, а сумма иска- порядка 700 млн рублей. Характер иска не раскрадывается, однако еще до этого Казанское АО само обратилось с исками к ОСТ на сумму в более чем 26,5 млн рублей. Часть из них, 525 тыс. рублей на "неосновательного обогащения и неустойки", суд вернул истцу. Посмотреть дело можно здесь.
О каком именно неосновательном обогащении может идти речь, пока остается только догадываться. Но дело ясное, что дело темное - в прозрачных компаниях такого не бывает.
Среди других ответчиков по искам ОСТ - "Российская самолетостроительная корпорация "МИГ", входящая в ПАО "Объединенная авиастроительная корпорация". Последнюю, как известно, курирует "Ростех" Сергея Чемезова. От "МИГа" компания ОСТ требует ни много, ни мало 34 млн рублей. И опять же - характер и причины иска не раскрываются. Судебное заседание по делу пройдет 29 октября 2020 года.
Получается, что компания, которая имеет дела с такими заказчиками, потом выкатывает им иски на десятки миллионов рублей. А затем нежданно, негаданно получает другие госконтракты, и те тоже могут быть связаны с "Ростехом" Сергея Чемезова.
"Распил" и выход в "кэш"?
Как уже упоминалось выше и становится понятно из представленных выше сведений, компания и ее руководство предпочитают держаться в тени. Зато деятельность ОСТ, как выяснилось, активно комментируют люди, которым удалось там поработать. И говорят они о ней крайне нелицеприятные вещи.
Как сообщает автор отзыва о работе в ОСТе на сайте "Правда сотрудников", якобы "компания полностью "черная". Зарплату выплачивают 100% в конверте, в трудовом договоре ставят минимальную сумму, но даже ее выплачивают налом. Задержка по выплате не менее 2-х месяцев. Первую зп вы получите после 3-х месяцев работы. При увольнении задолженность не выплачивают, в начале кормят завтраками, потом вообще перестают брать трубки".
Кроме того, как продолжает назвавший себя экс-сотрудником компании человек, якобы на расчетном счете компании постоянное зеро, а все поступления сразу же переводятся в "кэш" и "пилятся" руководством. Также упоминается о том, что руководство якобы вообще "не в зуб ногой" ни в производственных, ни в финансовых делах.
Если предположить, что вышесказанное правда, возникают сомнения, что компания вообще управляется текущим менеджментом. Находится под чьим-то внешним управлением? Уж не господ ли Чемезова с Рахмановым?
Еще один человек, называющий себя бывшим сотрудником, также не стесняется выражать свою позицию. И более того - говорит уже конкретно про "Северную Верфь". И то, что он говорит, заставляет задуматься о многом...
Как следует из его сообщения на сайте "Правда сотрудников", якобы вообще непонятно кто запустил компанию ОСТ на строительство эллинга на территории завода "Северная Верфь" в Санкт-Петербурге: "Похоже компания мощно пролоббирована, имеет серьезных покровителей в Москве. В феврале с этого года с объекта выгнали действительно серьезную организацию "Метрострой", на площадке одновременно работало до 12 единиц техники, рабочие не просто люди с улицы, а высококвалифицированные специалисты".
Вот еще цитата из отзыва: "Сейчас политика компании ОСТ - сотрудничество с "аутстаффинговыми" компаниями, квалификация рабочих в которых не проверяется, людей берут с улицы, без каких либо документов об образовании. Так как оплата всего 2 тыс. рублей за смену, не все согласны на рабский труд за копейки, очень большая текучка. Сейчас основная цель компании ОСТ "освоить максимальную сумму". На объект нагоняют людей для массовки, изображают деятельность, тем самым пускают пыль в глаза заказчику".
Вот оно как. Получается, могут пускать пыль в глаза заказчику. А заказчик - ни сном, ни духом? Поверить в это практически невозможно. Потому что ОСК в лице Рахманова обязано проверять всех подрядчиков, которые заявляются на объект. Да еще такой серьезный.
Возникает другой вопрос - а может это не подрядчик ОСТ пускает пыль в глаза заказчику, а заказчик пускает пыль в глаза всем нам, налогоплательщикам, на деньги которых живет и ОСК господина Рахманова, и весь "Ростех" под управлением Сергея Чемезова. Если так - зачем они вообще нужны российскому государству?