Очередное денежное "вливание" достанется ООО "Гознак-Лизинг", входящего в Объединенную судостроительную корпорацию. Как стало известно корреспонденту УтроNews, бюджетные средства предполагается направить на программу льготного лизинга. Грубо говоря, это возмещение скидки, которую ОСК будет предоставлять судостроителям при использовании верфей.
О выделении ОСК еще 2.5 млрд бюджетных рублей директор департамента судостроения и морской техники Минпромторга Борис Кабаков объявил на круглом столе. Собрание было посвящено выполнению указов президента в области развития внутренних водных путей. А вот когда решение о дополнительном субсидировании было принято - неизвестно. Ранее в Минпромторге заявляли, что будут выделять ОСК по 1 млрд рублей в год вплоть до 2019 года.
Всего в федеральном бюджете на 2017 и плановом на 2018-2019 годы на дополнительное финансирование лизинга гражданских судов предусмотрено 2.46 млрд рублей. Деньги эти появились при загадочном "перераспределении" средств Минпромторга. Однако если лишние средства появились у ОСК, значит их отобрали у кого-то другого?
Корабли лавировали-лавировали…
Как следует из презентации ОСК, дополнительные 2.5 млрд - это только "цветочки". "Ягодки" понадобятся дальше, ведь к 2030 году корпорация планирует построить порядка 1.2 тысяч судов разных типов - от рыболовецких и несамоходных до нефтеналивных и круизных лайнеров. На все это потребуется (только по текущим оценкам!) 739 млрд рублей, и как же здесь обойтись без господдержки?
Использовать бюджетные деньги ОСК планирует вплоть до 2025 года. Но давайте разберемся: в 2017 году на закладывание всего четырех судов потребуется 0.95 млрд поддержки при общей стоимости 1.73 млрд рублей, то есть государство оплатит “всего” 55%. Зато к 2021 году, число судов по расчетам корпорации возрастет до ста, а общая сумма, соответственно, до 70 млрд рублей. Бюджетная помощь, по планам ОСК, к этому времени составит уже 53.2 млрд рублей - а это 76% стоимости!
Между тем, на данный момент у судостроительной корпорации всего две крупные заявки на строительство круизных лайнеров. Кроме того, большая часть проектов просто "повисла" в воздухе. К ним относится, например, ледокол ЛК-25 "Виктор Черномырдин", срок сдачи которого заказчику в очередной раз был перенесен на конец 2018 года. Стоимость за время строительства, конечно, увеличилась - с 7.9 млрд до 11 млрд рублей. Не смотря на то, что госконтракты изменения стоимости не подразумевают, корректировку на девальвацию рубля Минтранс произвел. Может ли случиться так, что аппетиты ОСК вырастут и при расходовании новой порции бюджетных средств?
Где деньги, Рахманов?
С 2014 года и по сей день предприятием руководит Алексей Львович Рахманов, бывший замминистра торговли РФ. Это занимательное совпадение становится интереснее если приглядеться к окружающим его лицам. Так, совет директоров ОСК с 2015 года возглавляет Денис Мантуров - экс-глава Минпромторга и, соответственно, бывший начальник Рахманова.
За время, которое Рахманов находится у власти ОСК, в отношении предприятий корпорации возбудили более 60 уголовных дел. Они связаны с коррупцией, отмыванием денег и растратами. Например, бывший топ-менеджер ОСК, член совета директоров "Росшельфа" Илья Кокарев в общей сложности причинил ущерб государству в размере 2 млрд рублей. По случайному совпадению, он был одноклассником Рахманова в бизнес-школе в Чикаго: неужели там такому и научили?
Постарались на благо родного предприятия топ-менеджер ОСК Артем Самцов и бывший менеджер "Севмаша" по бюджету и закупкам Роман Накозин. По версии следствия, они организовали между "Севмашем" и ОСК "Арктика" сделку по закупке оборудования, завысив его стоимость в 16 раз. "Наварились" они при этом примерно на 60 млн рублей.
Бывший глава "Амурского судостроительного завода" Андрей Басаргин совершил растрату 77 млн рублей. Специально-производственная техническая база "Звездочка" под руководством уже осужденного Константина Хрюкина, закупала контрафактные детали с превышением цены в три раза, и "потеряла" арматуры на 73 млн рублей. Общая сумма вмененных растрат - 60 млн рублей.
Вишенкой на торте остается история про закупку витаминов. Судостроительные компании, в частности, "Арктика" и та самая "Звездочка", заботятся о своих сотрудниках. Поэтому в 2016 году первая закупила витаминов на 110 млн рублей, а вторая - всего на 61 млн. Примечательно, что покупки происходили у фирм с почти идентичными названиями и единым юридическим адресом. Видел ли кто-то эти витамины воочию, остается неизвестным.
Общая сумма ущерба, причиненного государственному бюджету государственной же корпорацией, оценивается в 20 млрд рублей. Деньги ОСК при этом давать не перестают.
Наблюдатель извне
Однако от цифр и судов стоит обратиться к тому, почему Минпромторг, Минтранс и другие ведомства постоянно идут навстречу ОСК? Делают поблажки, закрывают глаза на третий подряд сдвиг сроков, выделяют дополнительные деньги, не предусмотренные госконтрактом. Почему все вопросы, которые возникают между ОСК и властью решаются на уровне премьер-министра, а то и президента?
Помимо предыдущих постов Рахманова и Мантурова, которые сами по себе говорят об их близости к исполнительной власти и умению решать вопросы с финансированием, к ОСК отношение имеет и глава другой крупной государственной корпорации. Речь идет о президенте "Роснефти" Игоре Сечине
.
Сечину на его посту позволяется многое - здесь можно говорить и о различной господдержке, и о победе в самых разных тендерах, и о деньгах. Но какое отношение, казалось бы, он имеет к судостроителям?
История с ним началась с 2008 года, когда Путин объявил о его назначении на должность президента ОСК. Однако в итоге ее занял Роман Троценко, советник Сечина. На смену ему пришел некто Андрей Дьячков, но главе "Роснефти" не угодил - и на его место был назначен лояльный Алексей Рахманов. Настолько лояльный, что занимает пост и по сей день.
В 2014 году интересы Сечина в ОСК стали очевидными: предположительно, он мог сыграть немалую роль в "распиле" средств, выделенных на строительство злополучного "Виктора Черномырдина", который не сдан и по сей день. Да и деятельность Троценко на посту президента корпорации вряд ли можно назвать независимой.
Возможно, именно из-за роли Игоря Сечина все вопросы с ОСК постоянно решаются на высшем уровне, а государство регулярно кладет в постоянно открытый рот корпорации дополнительные суммы.