Затянувшаяся сделка по выкупу Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника акций «РУСАЛА» у Онэксима Михаила Прохорова наконец близка к закрытию. Sual Partners купит у Онэксима 7% «РУСАЛА» за $504 млн, нарастив свой пакет в компании до 22,8% и избежав оферты миноритариям. По данным источников “Ъ”, осенью Михаил Прохоров продаст в рынок и оставшиеся 6,7% «РУСАЛА», причем 3% может купить банк, и на рынке не исключают, что эти бумаги будут приобретаться в интересах одного из акционеров «РУСАЛА».
Как стало известно “Ъ”, Онэксим Михаила Прохорова в течение ближайших месяцев может полностью выйти из капитала «РУСАЛА». По словам источника “Ъ”, знакомого с ситуацией, Онэксим планирует продать остающиеся у группы 6,7% акций компании в сентябре-октябре — в преддверии ноябрьской ребалансировки индекса MSCI. По его данным, пакет продадут в рынок, и существуют предварительные договоренности, что около 3% акций может выкупить один из банков. Основной кредитор «РУСАЛА» — Сбербанк; он и ВТБ — основные кредиторы En+ (ВТБ владеет в группе свыше 4%), в ВТБ же был заложен пакет Онэксима в «РУСАЛЕ». Принадлежащие Онэксиму акции генкомпании «Квадра» заложены Газпромбанку и Сбербанку, акции «Ренессанс Кредита» — Альфа-Банку. Но источники “Ъ”, близкие к этим банкам, не слышали о планах покупки акций «РУСАЛА». Один из них не исключает, что выкуп бумаг банком может проводиться в интересах одного из акционеров алюминиевой компании.
В пятницу стало известно, что Zonoville Investments Limited, аффилированная с Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника (владеет 15,8% акций «РУСАЛА»), заключила соглашение о выкупе 7% «РУСАЛА» за $503,88 млн у Dimosenco Holdings Co. Limited Михаила Прохорова. Об этом сообщила алюминиевая компания. Сделка не нарушит условий действующего акционерного соглашения «РУСАЛА», уточняется в сообщении. Доля Sual в «РУСАЛЕ», таким образом, составит 22,8%, а у Онэксима после сделки останется 6,7% акций. Сделка пройдет по цене 3,7 гонконгского доллара за акцию — с дисконтом 30% к цене закрытия бумаг «РУСАЛА» в четверг 10 августа.
О том, что Sual может «в течение месяца» выкупить пакет Онэксима в алюминиевой компании (тогда 17%), Виктор Вексельберг заявлял в сентябре 2016 года в беседе с Bloomberg. Ранее источники, знакомые с ситуацией, говорили, что пакетом также интересуется Саид Керимов (контролирует «Полюс»), но предлагает выкупить его с дисконтом, в то время как Sual давала 10% премии к рынку (17% «РУСАЛА» оценивались для сделки в $1 млрд). Но Sual хотела выкупить всего 12%, чтобы не превысить порог в 30% и не делать оферту, рассказывали источники «Ведомостей» и подтверждали собеседники “Ъ”. Сделка забуксовала, и Онэксим в феврале продал 3,32% акций «РУСАЛА» в рынок за $240 млн (те же 3,7 гонконгского доллара за акцию), за чем, как предполагали источники “Ъ”, по истечении трехмесячного lock-up может последовать сделка с Sual.
Собеседники “Ъ”, близкие к акционерам «РУСАЛА» и их кредиторам, рассказывали “Ъ” в июне, что Михаил Прохоров не хочет продавать бумаги по цене ниже февральской и диалог приостановлен, но подчеркивали, что временных рамок нет и Sual одобрила февральскую продажу ОНЭКСИМом акций в рынок. Почему сейчас стороны договорились всего о 7% «РУСАЛА», неясно. В Онэксиме и «РУСАЛЕ» отказались от комментариев, представитель Sual был недоступен.
У Виктора Вексельберга и группы En+ Олега Дерипаски (48,13% акций «РУСАЛА») ранее неоднократно возникали конфликты, в частности, вокруг продажи «Норникеля». Но собеседник “Ъ”, знакомый с позицией En+, говорил этим летом, что конфликтов между акционерами нет, а увеличение пакета Sual в «РУСАЛЕ» не усилит ее правовые позиции — по соглашению акционеров у компании закреплено право вето и места в совете директоров. В En+ в пятницу отказались от комментариев.
Если цены на алюминий останутся на уровне $2 тыс. за тонну, то с учетом дивидендов от «Норникеля» «РУСАЛ» сможет получать в год около $1,7 млрд свободного денежного потока после уплаты процентов, подсчитал Олег Петропавловский из БКС. Очевидно, в таком случае «РУСАЛ» сможет чаще выплачивать дивиденды и инвестиции Sual окупятся быстрее, говорит он. По его мнению, говорить о 30-процентном дисконте к котировкам «РУСАЛА» применительно к сделке Онэксима и Sual не совсем корректно, учитывая давние договоренности сторон и существенный рост бумаг «РУСАЛА» за месяц на отраслевых новостях. При этом он полагает, что Sual стоило бы нарастить пакет до блокирующего.