Шелков продолжает сорить чужими деньгами

Источник
Владелец самого дорого особняка в Москве "прирос" новой недвижимостью – куском земли в Геленджике. Эксперты считают, что там будет построен 5-звездочный курорт стоимостью $1 млрд и сроком окупаемости в лучшем случае до 40 лет. Чьими инвестициями рискует Михаил Шелков?
В середине июля состоялась сделка в результате которой "Бизнес альянс компани" (БАК) стала владельцем фирмы "Эдельвейс". Эти данные следуют из выписки ЕГРЮЛ. Главный актив приобретенной компании – 14,2 га в районе Тонкого мыса в Геленджике. Этот земельный участок предположительно был приобретен под компанию Hermitage Construction & Management Group (HCMG), которая планировала возвести 5-звездочный курорт на 205 000 кв. м. По проекту курортная зона включает в себя апартаменты на 135 000 кв. м, яхт-клуб, марину, спа-центр. Эксперты считают, что рыночная стоимость такого проекта составляет $20–30 млн. Так кто же готов выложить эту сумму?

Согласно "СПАРК-Интер­факсу" БАК владелец 5,27% акций крупнейшего производителя титана, некогда принадлежащей "Ростехно" корпорации "ВСМПО-Ависма", альянс в свою очередь контролируют заместитель председателя совета директоров корпорации Михаилом Шелковым и ее топ-менеджеры. Несмотря на такой "крепкий" тыл, эксперты сомневаются в том, что такие инвестиции оправданы.

Примерный бюджет на реализацию такого проекта составляет порядка $1 млрд. При этом Геленджик привлекает значительно меньше туристов по сравнению с Сочи. Добавить сюда сезонность потока туристов и наличие в Геленджике конкурента – 5-звездочного комплекса Kempinski Grand Hotel, - все эти факторы негативно сказываются на привлекательности проекта для инвесторов. В результате эксперт разняться в своих прогнозах об окупаемости проекта, сроки называются от 20-40 лет, до "никогда".

У Шелкова есть опыт работы на рынке недвижимости. Он основной акционер консалтинговой компании Blackwood. Эта структура владеет сразу двумя объектами недвижимости – бизнес-парк Neopolis на 104 000 кв. м в новой Москве и самый дорогой особняк в Москве – Villa Arbat на Арбате. Эта вилла оценена в 4,19 млрд руб.

Красиво жить не запретишь

Villa Arbat вполне мог бы попасть в путеводители по Москве построенный по проекту известного французского архитектора Доминика Эртенберже, выполненный в стиле неоклассицизма, автор вдохновлялся шедеврами французской загородной архитектуры времен Людовика XVI. Площадь трехэтажного особняка – 3175 кв. м, а вишенка на торте – его цена 4,19 млрд руб. (около $74 млн). Эксперты отмечают, что стоимость метр в вилле стоит на 30% дороже, чем средняя элитная недвижимость в столице. Villa Arbat – это еще один инвестиционный проект Шелкова. Почти сразу после того как были получены права на недвижимость (6 марта 2017 г.), особняк был выставлен на продажу. При этом найти покупателя взялась Blackwood Шелкова.

Надо заметить, что Villa Arbat – дом с историей. "Подбирался" к нему бизнесмен долго. Еще в 2008 году "Оборонимпэкс" купил 6% акций крупного инфраструктурного подрядчика "Мосинжстрой". Бизнесмен преподносил эту сделку, как формирование крупной девелоперской компании в структуре госкорпорации. У Шелкова были большие планы на это приобретение, но «Ростех» идею создания девелоперской компании из-за кризиса отложил. Однако бизнесмен не потерял интерес к недвижимости и стал владельцем проекта по строительству виллы.

До того как стать самым дорогим особняком в Москве, Villa Arbat был одним из помещений института искусств Российского международного центра творческой реабилитации инвалидов (РМЦТРИ). Московские власти взялись за реставрацию объекта, входе которой решили, что инвалиды могут реабилитироваться и в другом месте. На месте центра было решено строить жилой дом, и подряд на строительство достался ЗАО "Корпоративное развитие нетрадиционных технологий в регионах".

Как это часто случалось в двухтысячных, инвестор не рассчитал свои силы и проект перешел в "Интеко" Елены Батуриной, жены тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова. К 2010 году строительство не было закончено и после отставки Лужкова, "Доминус", владевший правами на инвестпроект, был продан структуре Шелкова – Blackwood International. Однако реализация проекта виллы заняла еще несколько лет.

И снова бизнесмен идет не в ногу со временем. Выставлять элитную недвижимость на продажу в 2017 году по повышенной в среднем по рынку цене – это надо иметь определенной уровень самоуверенности или чего то иного. Высок шанс того, что средства, вложенные в приобретение особняка в скором времени вернуть не удастся. И это уже не первое спорное вложение бизнесмена. Откуда у Шелкова средства?

Шелков гуляет за чужой счет

Основной актив Шелкова – "ВСМПО-Ависма", и у компании очень занятная история. До того как попасть в руки бизнесмена, компания принадлежала Владиславу Тетюхину и Вячеславу Брешту. Однако за год до того как "Ростех" и Шелков проявили к ней интерес, у компании неожиданно начались проблемы с правоохранительными органами. Проверки Генпрокуратуры, обвинения в ухода от налогов, визиты ОМОНа, - и как результат компания с оборотом более миллиарда долларов сменила владельцев. Через год на внеочередном собрании представители "Рособоронэкспорта" Михаил Шелков и Михаил Воеводин вошли в состав совета директоров "ВСМПО-Ависма", а Чемезов (генеральный директор Корпорации "Ростех") стал его председателем.

Знакомые с ситуацией перехода предприятия в другие руки рассказывают, что на Тетюхина и Брешта оказывалось давление – приглашать "на разговор" в "Рособоронэкспорт", открывать судебные дела, организовывать неожиданное появление ОМОНа, выемку документов, проверку налоговой отчетности. Официально была озвучена позиция, что из-за обеспокоенности акционеров и партнеров, которые могли сменить поставщика сырья, необходимо передать "ВСМПО-Ависма" под контроль государству. И вот как результат в собственности "Рособоронэкспорт" оказалось 66% акций "ВСМПО-Ависма" (около 4% осталось у Тетюхина, остальное новые владельцы заложили по кредиту). На тот момент компания занимает 30% мирового рынка титана, 70% продукции идет на экспорт. Казалось бы, что имея такой актив госкорпорация должна радоваться, да пополнять государственную казну, но нет. В скором времени "ВСМПО-Ависма" переходит в частные руки.

Наступает 2012 год и Чемезов - на тот момент глава "Ростех" - заявил о поиске стратегического инвестора. И вот на горизонте замаячил тот самый пакет акций, стоимостью порядка миллиард долларов. Так как же смогли простые топ-менеджеры заполучить такой дорогостоящий актив? Ве очень просто, они получили его бесплатно. Бизнесмены расплатились с госкорпорацией долговыми обязательствами, которые «висели» еще на прошлых владельцев и перешли к "Ростеху". Общая сумма задолженности составляла $495 млн, так что они еще и сэкономили.

Чтобы оформить сделку Михаил Шелков и Михаил Воеводин создали совместное предприятие с Газпромбанком в долях 75% плюс одна акция на 25% минус одна акция (у "Ростеха" остается блокпакет "ВСМПО-Ависма"). Из денег этого предприятия "Ростеху" ушло $180 млн., еще порядка $300 млн пошла на погашения задолженности перед ВТБ, который был одним из кредиторов предыдущей сделки с "ВСМПО-Ависма". Под какие гарантии и на каких условиях бизнесменам предоставили эти кредиты не известно. Так же как и не известно, когда и как они будут их отдавать. Да и будут ли? Тут зависит от того, как владельцы распорядиться полученным активом.

Шелков – "Мидас" наоборот

Финансовое благосостояние "ВСМПО-Ависма" скрыто за пеленой тумана. С одной стороны компания, которая ориентирована в основном на экспорт продукции получила серьезный прирост за счет ослабления курса рубля. Вот и получаем прибыль в долларах, а издержки на производство в рублях. При таких раскладах компания должна приносить прибыли и наращивать производство и развиваться, но у "ВСМПО-Ависма" с этим не задалось.

В прошлом году компании пришлось сократить штат своих сотрудников. Из компании ушло порядка 400 человек. Эксперты отметают, что среди большая часто сотрудников ушла в связи с консервацией объектов и нежеланием переходить на другие должности. Консервация объектов в сверх-прибыльной компании? Можно предположить, что огромные суммы уходят на выплату задолженности по кредиту, но, как утверждают эксперты, это не так. По оценке экспертов значительная статья расходов компании – это выплата дивидендов. По оценке экспертов на эти выплаты может уходить не только годовая чистая прибыль, но и нераспределенные доходы прежних лет.

По итогам 2014 года акционеры "ВСМПО-Ависмы" приняли решение выплатить дивиденды более 830 рублей на акцию, что в общей сложности составило 9,5 млрд рублей. Трудно представить, чтобы Михаил Воеводин и член совета директоров Михаил Шелков обделили себя при этих выплатах. На эти цели ушли все заработанные в 2013 и 2014 годах средства. По данным экспертов, это одна из самых крупных выплат акционерам российских компаний в 2015 году.

Все не слава Богу у компании и с сырьевой базой. В 2016 году "ВСМПО-Ависма" планировала начать разработку месторождения Центральное в Тамбовской области. Понятно, что новые политические реалии внесли свою лепту в планы компании. Причем корпорация не называет даже примерного срока запуска, утверждая, что "все будет зависеть от ситуации на Украине и от позиции местных властей", которые с 2014 года в судебном порядке откладывали процесс передачи участка земли в районе месторождения в аренду украинской "дочке" "ВСМПО-Ависмы". При этом не имея отдачи от этого проекта, компания вынуждена тратиться на него. В 2014 году пришлось вложить 287 миллионов рублей. В 2015 году речь шла уже о 415 миллионах рублей.

При таком подходе остается только гадать, чьи деньги вложит в свой курортный проект Михаил Шелков и как он распорядится этим проектом. Неужели на рынки есть инвесторы, которые готовы доверить ему свои сбережения? Своих, судя по всему, у Шелкова точно нет.
Персоны Компании
ОНЭКСИМ прощается с «Русалом»
Михаил Прохоров может выйти из акционеров компании к ноябрю.
Алексей Хотин ждет принца
Владелец «Югры» призвал инвестора из Саудовской Аравии.
7% UC Rusal приобрели Виктор Вексельберг и его партнеры
Возможно, теперь они будут добиваться продажи компанией блокирующего пакета в «Норникеле».
«Русская платина» с китайским акцентом
China Gold может войти в проекты на Таймыре и в Киргизии.
«Созвездие» передают в частные руки
У оборонного предприятия могут смениться структура и акционер.
Проект люксового курорта в Геленджике приобрели топ-менеджеры «ВСМПО-Ависмы»
Его строительство может обойтись им в $1 млрд.
Клинику экс-министра связи Леонида Реймана Medem приобретает группа «Медси» Владимира Евтушенкова
На базе клиники «Medem» создадут флагманскую семейную клинику «Медси» на Северо-западе России.
ЦБ РФ замахнулся на Михаила Шишханова и Михаила Гуцериева
Лицензия у "Бинбанка", подконтрольного бизнесменам, может быть отозвана в ближайшее время.
«Юлмарт» удерживают в рынке
Банкротство интернет-ритейлера откладывается.
Скандал вокруг Ассоциации российских банков затронул и второе банковское объединение
Ассоциация «Россия» создает новый коллегиальный орган, в котором обещает места всем видам банков.
Чем владеет МИД РФ
Санкции санциями, а гольф-клуб — с английским сервисом, а дома — от американской компании.
Павел Фукс подкачал
Павел Фукс – владелец MosCityGroup – вышел из числа учредителей холдинга "Росагромаркет", который безуспешно не первый год пытается привлечь государственные инвестиции. Партнеры Фукс избавляются от "токсичного" участника?
Как компании обходят санкции
История с турбинами Siemens в Крыму демонстрирует слабость санкций и изобретательность бизнеса.
Сургутские тайны. Две загадки миллиардера Владимира Богданова
Генеральный директор и совладелец «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов умеет хранить секреты. Зачем его компания держит астрономические суммы на депозитах в российских банках преимущественно в долларах США?
Гуцериев и Шишханов забрались в пенсионные фонды за деньгами
Структуры миллиардеров Шишханова и Гуцериева скупают НПФ, а потом пускают накопления на свой бизнес, который опутан многомиллиардными долгами.
За российские истребители Индонезия заплатит маслом
Контракт на поставку 11 Су-35 могут заключить до конца года.
Бывшие топ-менеджеры «Мортона» купили две гостиницы ВТБ
Они обошлись им в 2,1 млрд рублей.
«Основа» забронирует номера
Группа может выкупить гостиницы у ВТБ.