Вряд ли бы Роскомнадзор пропустил многие слова из тех, которые нижегородцы хотели бы сказать о губернаторе Валерии Павлиновиче Шанцеве, бессменно руководящем регионом последние 12 лет. Из полутора десятка обещаний, которые дал Павлиныч, с грехом пополам выполнены, пожалуй, два... Не хватило средств, сил или просто желания? Так или иначе, на Нижегородчине вспоминать господина Шанцева и всю его команду будут еще долго.
Направляя в 2005 году Шанцева в Нижний Новгород, Владимир Путин
поставил перед ним задачу газифицировать регион. Однако до сих пор во многих деревнях жители по-прежнему топят печи углем. А тем, кому вдруг несказанно «свезло» и в метре от домишка вдруг прошла вожделенная труба, нужно изыскивать огромные средства на подключение. Возможно, и потому тоже в Нижнем Новгороде недавно прошла одна из наиболее масштабных акций протеста: на улицы вышли почти 3 тыс. человек.
Ни больниц, ни консерваторий
Валерий Шанцев – политик с огромным стажем. С 1996 по 2005 год он занимал пост вице-мэра столицы. Вспомним и такой факт из его биографии. 7 июня 1996 года Валерий Шанцев вышел из подъезда своего дома. И тут взрывается самодельная бомба, 400 граммов тротила! Шанцев получает 148 осколочных ранений. Три месяца – в институте Склифосовского. В общем, закален в боях и сражениях?
100 млн рублей г-н Шанцев нашел и на достройку Дома правительства в кремле. А вот на содержание музея-усадьбы Пушкина в Большом Болдине денег нет. Вот уже третий срок кряду Шанцев возглавляет Нижегородскую область. При этом деятельность губернатора и его ближайшего окружения постоянно сопровождается громкими коррупционными скандалами. Пора на выход? Вот и глава Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов считает, что неприкасаемых губернаторов нет и не может быть.
Губернаторы, которые не имеют высокого рейтинга и которые фактически создают лишь проблемы, находятся в зоне повышенного риска. Отставки будут продолжаться до нынешнего лета. Под угрозой находятся белгородский Савченко и нижегородский Шанцев. Вспомним же самые яркие обещания господина Шанцева. К примеру, он сулил за счет программ развития производительных сил сделать практически все районы области бюджетно самодостаточными. Увы… Смертность в регионе превышает рождаемость. Нижегородская область до сих пор не имеет современной онкологической больницы, хотя в регионе находится Федеральный ядерный центр. Также при Шанцеве не построено ни одного дворца спорта или стадиона. Зато область лидирует по темпам роста цен на жилье.
По поводу сельского хозяйства Шанцев говорил о необходимости добиться самообеспечения региона по мясу. Этого также не произошло. Даже, наоборот, почти полностью уничтожено свиноводство. Не решены проблемы экологии. Огромная головная боль – шламонакопители города химиков Дзержинска. Но проблема не решается – у господина губернатора и его команды, похоже, совсем иные цели.
Слишком много памятников
– С приходом Шанцева начался активный снос старинных зданий в центральной части Нижнего Новгорода, – рассказывает Алексей Давыдов, эксперт, аттестованный Министерством культуры РФ по историко-культурному наследию. И уже в 2009 году город утратил статус культурного поселения, а правительство Нижегородской области лишило государственной охраны 76 объектов культурного наследия.
Кстати, Шанцеву приписывают фразу, брошенную при первом посещении центра Нижнего Новгорода: «Слишком много тут памятников». Да, действительно, тут сохранилась и деревянная застройка XIX века, и каменные особняки купцов. Более 700 зданий в городе имеют (имели) статус исторических памятников федерального, регионального или городского значения. Градостроительную политику губернатора Шанцева известный нижегородский правозащитник Станислав Дмитриевский называет «системной политикой уничтожения центра города».
– В июне 2012 года был снесен деревянный особняк на улице Большой Покровской, – продолжает свой рассказ Алексей Давыдов. – Несколько человек, пытавшихся остановить снос, получили от 8 до 15 суток административного ареста. Ради расширения автомагистрали был снесен дом купца Чеботарева. Трое его защитников получили от 5 до 15 суток ареста. Снесены швейно-такелажная фабрика – образец промышленной архитектуры конца ХIX века. Дом, в котором писатель Горький встретился с писателем Короленко, чтобы показать свои стихи...
Коррупция поползла вверх
Зато уже за первые годы губернаторства Шанцева область стала одним из самых коррупционных регионов России. Расскажем про самые памятные. Так, осенью 2009 года Нижегородская прокуратура потребовала у Шанцева разобраться с министром сельского хозяйства Леонидом Седовым и первым заместителем министра экологии Николаем Шильновым. Седов был учредителем восьми компаний (в том числе одной из крупнейших в области птицефабрик – ОАО «Агрофирма «Птицефабрика Сеймовская»), Шильнов – четырех компаний. В 2010 году прокуроры снова потребовали у Шанцева наказать чиновников за совмещение госслужбы с бизнесом – как оказалось, министр промышленности Николай Сатаев имел отношение к ЗАО «Канавинское дорожное эксплуатационное предприятие». В свою очередь, вице-губернатор Валерий Англичанинов являлся учредителем нескольких строительных компаний, а министр строительства Владимир Челомин участвовал в деятельности трех строительных фирм. Но на указания прокурора Шанцев, похоже, реагировал по-своему: собака пусть лает, а караван пускай идет…
Коррупция особенно пышным цветом расцвела при распределении строительных подрядов. По всей видимости, эту «дойную корову» курировал заместитель губернатора Нижегородской области по строительству Антон Аверин. Члены семьи Аверина через кипрский офшор Harena trading LTD выступили бенефициарами ООО «Строймост». Сам Аверин с момента своего назначения на госдолжность лоббировал заключение муниципальных и государственных контрактов на строительство различных объектов с ООО «Строймост», а также с ООО «Мостоотряд-1», директором и учредителем которого является его папаша Валерий Аверин.
Серьезные претензии, связанные с деятельностью Шанцева, возникли и у аудиторов Счетной палаты. Коллегия СП обратила внимание руководства Нижегородской области на расходование средств Фонда содействия реформированию ЖКХ. Деньги планировалось выделить на переселение людей из ветхого жилья. Аудиторы отмечали: несмотря на то что сроки сдачи жилья нарушены, власти оплачивали работы и даже не пытались взыскивать со строителей неустойки по контрактам. Но и эту тему губернатор Шанцев, видимо, не посчитал достойной своего внимания.
На шашлык к Александру Сергеевичу
И, наконец, про Большое Болдино – знаменитую пушкинскую усадьбу. 100 млн рублей г-н Шанцев нашел и на достройку Дома правительства в кремле. А вот на содержание музея-усадьбы Пушкина в Большом Болдине денег нет. 16 августа 2013 года правительство Нижегородской области приняло постановление о передаче с 1 января 2014 года государственных учреждений культуры органам местного самоуправления. В этот список попал и музей-заповедник «Болдино». Но почему музей-заповедник «Тарханы» Михаила Лермонтова, пушкинский музей-заповедник «Михайловское» находятся на попечении государства, а музей-заповедник «Болдино» так унижен в статусе?
– И теперь все силы сосредоточены на поддержание, а не на развитие музея, который является духовным брендом Нижегородского края наряду с Дивеевом, – сетует доктор филологических наук, профессор Вера Фортунатова. – Для меня это является шоком и неожиданностью, потому что музей-заповедник «Болдино» является даже не общероссийским, а общемировым достоянием.
У нас политики, видимо, думают только о обственной наживе, – резюмирует Станислав Дмитриевский.