Компанию по производству аккумуляторных батарей Alevo преследуют скандалы. Основателя предприятия разыскивают в Норвегии за неуплату налогов, один из его ведущих акционеров — наркодилер, вовлеченный в коррупционный скандал. В целом, бизнес оказался достаточно криминальным, чтобы привлечь внимание российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева.
По версии европейских СМИ, Рыболовлев не только инвестирует в Alevo, которую называют «швейцарской Tesla». Он пролоббировал назначение на пост CEO компании Владислава Баумгертнера, более известного из-за своего неожиданного ареста в Беларуси.
Баумгартнер — не единственный выходец из «Уралкалия» в компании. В августе 2016 года Рыболовлев назначил работать в Alevo бывшего исполнительного директора «Уралкалия» Кузьму Марчука и своего советника Михаила Сазонова. По некоторым данным, миллиардер вложил в компанию 35 млн франков.
Представитель бизнесмена подтвердил факт данных расходов. «Есть факт, что семейные трасты Рыболовлева действительно инвестировали в эту компанию, оценив ее возможный потенциал. Есть перечисленные выше люди, приглашенные работать. Все остальное пока без комментариев», — сказал он, отказавшись назвать сумму.
Alevo Group была основана в 2009 году в Вале норвежским бизнесменом Йостеном Айкеландом (Jostein Eikeland). Компания занимается разработкой систем хранения энергии с помощью технологии GridBank и обещает «произвести революцию» на мировом рынке батарей.
Alevo анонсировала в своих пресс-релизах, что построит высокотехнологичную фабрику площадью 40 га около швейцарского Монте, куда должно было быть вложено «от 400 млн до 500 млн швейцарских франков». Планировалось, что на заводе будет производиться проводящий электролит, который будет направляться на завод Concord в США — бывшую табачную фабрику Philips Morris в городке Конкорд (Северная Каролина), — и общее число сотрудников компании в течение трех лет достигнет 2,5 тыс человек, а в перспективе и 6 тыс. Цена покупки, согласно расследованию норвежской газеты Dagens Naeringsliv, составила $68,5 млн.
Электролит, состав которого держится в секрете, под названием Alevolyte будет использоваться для создания батарей GridBank, обещали в Alevo. Батареи должны хранить энергию, вырабатываемую тепловыми или гидроэлектростанциями, и смогут заряжаться почти бесконечное количество раз без потери эффективности.
В октябре 2014 года Джефф Гейтс (Jeff Gates), вице-президент Alevo, пообещал, что завод будет производить 100 GridBank до конца года. В компании также планировали, что до конца 2015 года начнутся поставки батарей в Китай.
Этим обещаниям не суждено было реализоваться, пишет Forbes со ссылкой на швейцарскую газету L'Hebdo. Сейчас у Alevo есть фабрика в Мартиньи, где работает 21 человек. На заводе Concord, согласно официальным данным, трудоустроено 200 человек, однако, судя по спутниковым снимкам, парковка около него остается подозрительной пустой. «Alevo не продал ни одного из своих знаменитых GridBank. Анонсированные «стратегического партнерства» с Китаем канули в Лету», — говорится в публикации.
Издание отмечает, что, несмотря на отсутствие видимого результата деятельности Alevo, Рыболовлев вложил в нее 35 млн швейцарских франков с помощью двух своих кипрских офшорных трастов. Эта сумма делает его вторым по величине акционером Alevo после основателя компании Айкеланда. При этом Рыболовлев покупал акции по «дружеской цене» 112 франков за штуку, в то время как другие инвесторы платили по 120 франков за акцию.
Для Айкеланда инвестиции Рыболовлева – большая удача, особенно на фоне того, что многие предыдущие начинания норвежца окончились провалом. Согласно расследованию Dagens Naeringsliv, опубликованному в августе 2016 года, его первая компьютерная компания Telecomputing привлекла многих инвесторов, однако после взлета капитализации лопнула вместе с технологическим биржевым пузырем в начале 2000-х. Еще одна его компания по производству магния TMGI обанкротилась в результате резкого падения капитализации на фоне расследования по поводу манипулирования ценами собственных акций во время биржевого кризиса 2007-2008 годов. При этом налоговая служба Норвегии обвинила Айкеланда в неуплате налогов на 117 млн норвежских крон ($13,85 млн). Айкеланд отказывался платить налоги, ссылаясь на то, что во время сделки (2003-2004) не был резидентом Норвегии, поскольку большую часть времени находился в Швейцарии и США. В результате налогового скандала он перестал бывать в Норвегии, оставив там дома и частный остров — впоследствии они были проданы налоговиками за долги.
Сейчас норвежский бизнесмен живет в Вербье и владеет красивой виллой с видом на море в Бока-Ратон близ Майами. Как выяснили журналисты Dagens Naeringsliv, в 2011 году одним из первых инвесторов его нынешнего проекта стал наркобарон Гьермунд Каппелен (Gjermund Cappelen), который приобрел более 14 тыс акций Alevo за 680 тыс швейцарских франков. В 2013 году Каппелен и его сообщники были арестованы по обвинению в хранении 1,2 тыс тонн конопли, а затем наркобарон, находясь в предварительном заключении, обвинил агента норвежского наркоконтроля в коррупции и торговле наркотиками — этот скандал обсуждается в Норвегии до сих пор.
Стоит отметить, что Дмитрий Рыболовлев не впервые использует банковскую систему Кипра для подозрительных сделок. Заместитель генерального прокурора островного государства Риккос Эротокриту (Riccos Erotokritou) был осужден за взятки, которые ему давали юристы Рыболовлева.