Арбитражный суд Саратовской области не стал взыскивать 27 млрд рублей с бывшего зампреда облправительства Александра Стрелюхина, олигарха Станислава Гамзалова, экс-директора завода Ивана Панкова, кипрских офшоров Рафелар Холдингс Лимитед и Волкам Трейдинг и других контролирующих лиц. Конкурсному управляющему ЭЛЗ Александру Панину отказано в полном объеме. Решение было вынесено 22 ноября. Чем руководствовался суд, будет ясно, когда изготовят мотивировочную часть.
Откуда взялась ответственность на чудовищную сумму 27,3 млрд рублей, остается до конца неясным. До подачи конкурсным управляющим ходатайства в июне этого года, эти миллиарды никак в деле не фигурировали, а сам управляющий комментировать ситуацию для прессы не стал.
История со взаимоотношениями ЭЛЗ, исполнителя заказа на производство двухсистемных инновационных локомотивов, и официального инвестора «Первой локомотивной компании» (ПЛК) весьма запутанная. Для строительства завода привлекались средства «ВЭБ-Лизинга» — 6,4 млрд рублей. Выставляя ЭЛЗ банкротный иск, «ВЭБ-Лизинг» требовал 9,8 млрд.
Сама ПЛК также банкротится. В 2013 и 2016 году она занимала у локомотивного завода 4,3 млрд рублей на разработку проекта локомотива, но займы ей выделялись из средств «ВЭБ-Лизинга». На какие же средства тогда строился завод? В материалах дела фигурирует только сумма в 2,1 млрд рублей, остаток транша «ВЭБ-Лизинга». Но для предприятия такого уровня это маловато.
Причисленный к контролирующим лицам должника Александр Стрелюхин официально руководителем «Энгельсского локомотивного завода» никогда не был. Он до 12 октября 2016 года числился гендиректором «ПЛК». При том, что в ходатайстве конкурсного управляющего фигурировало 8 лиц, на нынешнего депутата Госдумы пришлось бы 3,4 млрд рублей. Даже если завод удастся продать за приличную цену, что пока не получается, с учетом доходов Стрелюхина и его супруги, 20 млн рублей на двоих по итогам 2021 года, выплачивать эти миллиарды ему бы пришлось в течение 150 лет. Или же объявить себя банкротом. По слухам, эти разбирательства лишили парламентария сна и аппетита. Но теперь арбитражный суд обеспечил ему возможность выспаться.
АО «Энгельсский локомотивный завод» торжественно открыли в 2015 году, явив общественности первый собранный локомотив «Князь Владимир». Инициатором проекта выступил Станислав Гамзалов, имеющий в регионе несколько мощных производств, связанных с железной дорогой. В дальнейшем новинка показала неплохие результаты на испытаниях, но в серию не пошла. Проект не взлетел, ни РЖД, ни зарубежные покупатели им не заинтересовались. В 2019 году завод получил банкротный иск от «ВЭБ Лизинга».
Новый локомотив разрабатывался в германском подразделении канадского концерна Bombardier Transportation.Теперь зарубежная фирма безуспешно ходит по судам, пытаясь доказать аффилированность ПЛК и ЭЛЗ друг другу, после того как энгельсский завод вошел в число кредиторов локомотивной компании с претензиями на 8,9 млрд рублей.
А продать «Энгельсский локомотивный завод» с двух попыток так и не удалось, ни за 4,1 млрд, ни за 3,8 млрд рублей. Надежды залогодержателя ВЭБ.РФ на профильного инвестора пока не оправдались.