Американские СМИ выяснили, что конкурентом, компромат на которого по заказу Дерипаски собирали экс-агент ФБР и бывший российский дипломат, мог быть президент «Норникеля» Владимир Потанин. По мнению американского Forbes, добытую информацию Дерипаска хотел использовать в иске, чтобы заставить руководство «Норникеля» заключить новое акционерное соглашение с «РУСАЛОМ».
Из опубликованных на прошлой неделе материалов Минюста США следует, что Дерипаска мог нанять экс-главу нью-йоркского офиса ФБР Чарльза Макгонигала для того, чтобы он провел расследование в отношении некоего российского бизнесмена, имя которого не приводилось. И якобы Дерипаска пытался «оспаривать контроль» над «крупным российским предприятием». По данным источника американского Forbes, речь идет о Потанине и его «Норникеле», один из крупнейших в мире производителей никеля и палладия. Причем подсудимые называют своего клиента, Олега Дерипаску «нашим другом из Вены», «сам знаете кем» и «большим парнем».
Издание отмечает, что расследование, которое якобы хотел инициировать Дерипаска, должно было сосредоточиться на изучении активов Владимира Потанина за рубежом и на выяснении того, есть ли у главы «Норникеля» какое-нибудь гражданство, помимо российского. В итоге Макгонигал нашел в даркнете данные о скрытых активах конкурента Дерипаски на $500 млн, следует из обвинительного заключения. По словам источника Forbes, Дерипаска собирал материалы для подачи в Лондон иска с целью заставить заключить новое акционерное соглашение «Норильского никеля», взамен предыдущего, истекшего 1 января 2023 года. Представитель Дерипаски не ответил на запрос издания.
Макгонигал и Дерипаска далеко не впервые оказываются в эпицентре событий: оба участвовали в расследовании ФБР контактов между Россией и Дональдом Трампом во время президентской кампании 2016 года. Также за время своей карьеры в ФБР Макгонигал занимался WikiLeaks, вел дело о вскрытии американских агентов в Китае и участвовал «в расследованиях против российских олигархов», в числе которых был Дерипаска.
Еще один обвиняемый в этом деле — 69-летний Сергей Шестаков, бывший советский и российский дипломат. Он работал в МИД СССР и России с 1979 по 1993 годы, а после получения американского гражданства был переводчиком в госучреждениях и судах США.
От слияния до слияния
Потанин и Дерипаска — крупнейшие акционеры «Норникеля», конфликтующие друг с другом за контроль над компанией. Началом спорта стал 2008 год, когда Дерипаска захотел объединить «РУСАЛ» с «Норникелем». Остудить «никелевые войны» попытался российский миллиардер Роман Абрамович и его партнеры — они в 2012-м выкупили у Потанина небольшой пакет акций (порядка 4%). Стороны подписали акционерное соглашение на 10 лет, в котором, в частности, договорились о формуле выплаты дивидендов.
В 2017 году Потанин и Дерипаска отказались от идеи слияния. В следующем году связанная с Потаниным компания попыталась выкупить долю в «Норникеле» у Абрамовича, поэтому Дерипаска решил оспорить сделку с помощью суда. Он обвинил партнеров в сговоре. Хоть те обвинения и отрицали, суд встал на сторону Дерипаски и конфликт перешел в холодную фазу.
К теме объединения Потанин вернулся в 2022 году, когда попавший под санкции США Дерипаска уже отказался от управления En+, через которую владел «РУСАЛОМ». Но и в этот раз переговоры не состоялись.
Теперь «РУСАЛ» винит бизнесмена в неисполнении обязанностей при управлении «Норникелем». Компания, по всей видимости, старается склонить Потанина к заключению нового договора и для этого даже подала иск в Высокий суд Лондона. «РУСАЛ» утверждает, что из-за управленческих решений Потанина утратил некоторые активы, а акционеры понесли убытки. Также компания пожаловалась, что неоднократно пытался вступить в переговоры с Потаниным вне суда, но безуспешно.
Действовавшее соглашение крупнейших совладельцев «Норникеля» — Интерроса», «РУСАЛА» и компании Crispian Романа Абрамовича истекло 1 января 2023 года, и, по словам Потанина, не будет продлеваться. «Норникель» планирует перейти к обычной системе корпоративного управления, против которой выступает «РУСАЛ».
Опрошенные «Компанией» эксперты сомневаются, что уголовное дело против экс-агента ФБР поможет разрешить спор между бизнесменами. «Не думаю, что разрешение многолетнего конфликта, где на кону миллиарды, может базироваться на показаниях какого-то агента ФБР», — считает политолог Юрий Светов. Ситуация, наоборот, запутывает конфликт: после окончания срока акционерного соглашения позиции Дерипаски в «Норникеле» ослабли, отмечает политолог Павел Салин. Он напомнил, что «Норникель» на прошлой неделе расформировал службу по финансовому контролю, которая была создана по инициативе РУСАЛА как часть теперь уже завершившегося акционерного соглашения с целью контролировать начисление дивидендов в соответствии с указанными в соглашении параметрами. Теперь служба упразднена, вместо нее Норникелем будет создана собственная структура по аудиту, а это «тоже бьет по интересам Дерипаски».
При этом самому миллиардеру следует ждать новых ограничений в связи с уголовным делом против экс-агента ФБР. «Такого рода истории, вне зависимости от того, достоверна ли информация или высосана из пальца, конечно, наносят репутационный ущерб», — объяснил Светов. Он считает, что появление дела — это попытка сделать Дерипаску и Потанина токсичными персонами.
Эксперты затруднились прояснить, почему исполнители называли Дерипаску «нашим другом из Вены», но не удивились тому, что бизнесмен мог допустить близкие отношения с сотрудниками иностранных спецслужб. «Тот факт, что Дерипаска активно ведет бизнес и в Европейском союзе, и в США – в этом нет ничего удивительного. Последние годы представители крупного бизнеса стали выходить на международную арену и составлять конкуренцию европейскому и американскому бизнес-истеблишменту», — сказал Светов. По его словам, наезд на Дерипаску и Потанина может быть проявлением конкуренции.