Следуя подсказке Минфина США, En+ Group Олега Дерипаски не только замещает большинство своих представителей в совете директоров «РУСАЛА» на работников. По данным “Ъ”, консультации с Вашингтоном могут оказаться еще шире: совладельцы «РУСАЛА» обсуждают там и возможный разрыв акционерного соглашения между En+, Sual Partners Виктора Вексельберга и Леонарда Блаватника и Glencore, которое дает En+ контроль над компанией.
Уходящих из совета директоров «РУСАЛА» представителей En+ Олега Дерипаски (48,13% акций компании) должны заменить в качестве исполнительных директоров региональные менеджеры и мастера с заводов «РУСАЛА» (шесть человек), а также недавно назначенный и. о. гендиректора Евгений Никитин. Их кандидатуры рассмотрит собрание акционеров 28 июня.
В качестве неисполнительных директоров от En+ предлагается внести главу группы Вячеслава Соломина и его зама Тимура Валиева, а также Филиппа Мелфея на пост независимого неисполнительного директора вместо Олега Дерипаски. Sual Partners Виктора Вексельберга (также под санкциями США) и Леонарда Блаватника, владеющая 26,5% «РУСАЛА», оставляет неисполнительного директора Марко Музетти. Кто выдвинул в совет Жан-Пьера Тома, бывшего спецпредставителя президента Франции Николя Саркози по развитию сотрудничества РФ и Франции и члена международного консультативного совета «РУСАЛА», не уточняется. Председателем совета пока остается глава Nord Stream AG (50% у «Газпрома») Маттиас Варниг, его срок полномочий длится по 2020 год.
В «РУСАЛЕ» уточнили “Ъ”, что избрать в совет директоров представителей заводов предложил Горно-металлургический профсоюз России (ГМПР). «Кандидатов выбирали на заседании совета директоров из предложенных профсоюзами предприятий»,— добавили там. В ГМПР вчера не ответили на звонки “Ъ”.
В апреле глава Минфина США Стивен Мнучин заявлял, что санкции США затронули «РУСАЛ» из-за связи компании с Олегом Дерипаской, но правительство США не пытается ущемить «трудящихся, зависящих от "РУСАЛА" и его структур». После этого началась работа по обновлению советов директоров «РУСАЛА» и En+. При этом, по словам источников “Ъ”, знакомых с ситуацией, выбор заводских менеджеров был не единственным и далеко не самым очевидным вариантом. Глава совета директоров TopContact Артур Шамилов говорит, что ситуация «уникальная» и сложно вспомнить примеры, когда бы менеджмент среднего звена входил в совет директоров такой крупной компании, как «РУСАЛ». Но, скорее всего, по мере существенного изменения ситуации — при утрате Олегом Дерипаской контроля над «РУСАЛОМ», выводе компании из-под санкций — состав совета может снова измениться, в том числе за счет кандидатов от новых акционеров, отмечает он.
Происходящие изменения затрагивают и акционерное соглашение «РУСАЛА», но его судьба сейчас зависит не столько от совладельцев, сколько от управления контроля зарубежных активов (OFAC) Минфина США, с которым идут консультации, говорят источники “Ъ”, знакомые с ситуацией. По соглашению за En+ закреплен эффективный контроль через совет директоров и менеджмент «РУСАЛА» при доле не ниже 40%. Но Олег Дерипаска
согласился снизить долю в En+ ниже 50% (сейчас около 66%), чтобы вывести группу и «РУСАЛ» из-под санкций (так называемый план Баркера — по имени главы совета директоров En+ лорда Грегори Баркера). Если план реализуется, соглашение разрывать не надо, если же Вашингтон будет готов выводить из-под санкций только «РУСАЛ», но не En+, то вопрос встанет в повестку, объясняют собеседники “Ъ”. По их информации, Sual Partners и Glencore (8,75%) могут пойти на разрыв соглашения, если это поможет компании, но для En+ расторжение нежелательно. При этом, по данным “Ъ”, вопрос пока обсуждается преимущественно между российскими акционерами «РУСАЛА». В En+, Sual Partners, Glencore и «РУСАЛЕ» тему не комментируют.
Собеседник “Ъ” на инвестрынке не видит в отсутствии консенсуса ничего удивительного: Sual Partners, долго владевшая 15,8% «РУСАЛА», но обладавшая правом вето и другими полномочиями по акционерному соглашению, в 2017–2018 годах собрала блокпакет за счет покупки акций у Онэксима, а En+ может надолго утратить контроль в «РУСАЛЕ». В планы En+ входила конвертация пакета Glencore в «РУСАЛЕ» в акции En+, что дало бы группе формальный контроль над алюминиевой компанией, но сделка сорвалась из-за санкций. Другого «легкого пути» получить свыше 50% в «РУСАЛЕ» у En+ нет, рассуждает собеседник “Ъ”: покупка акций с рынка приведет к обязанности делать оферту миноритариям.