Олег Дерипаска не пришелся к Апраксину двору

Источник
Холдинг «Главстрой», который Олег Дерипаска передал своим доверенным лицам, не оставляет попыток заполучить лакомый кусок в центре Петербурга - проект реконструкции Апраксина двора, который то получает, то теряет с 2008 года. Сейчас компания претендует на реновацию исторического объекта с новой концепцией, которую, правда, не готова реализовать в одиночку. Но у нее уже появился конкурент — петербургский бизнесмен Николай Пономарев
Сейчас компания претендует на реновацию исторического объекта с новой концепцией, которую, правда, не готова реализовать в одиночку. Но у нее уже появился конкурент — петербургский бизнесмен Николай Пономарев.

В 2008 году компания «Главстрой-СПб», входившая в холдинг «Главстрой» Олега Дерипаски , выиграла конкурс на реновацию Апраксина двора — исторического комплекса в центре Санкт-Петербурга. С тех пор компания, которой сейчас владеет бывший топ-менеджер Дерипаски, так и не приступила к реализации проекта, из-за чего не раз конфликтовала с городскими властями. А Апраксин двор, занимающий почти 14 гектаров в историческом центре Петербурга, остается местом нелегальной торговли, где в основном работают эмигранты из стран бывшего СССР.

Но «Главстрой-СПб» не оставляет надежд. Компания хочет снова подать заявку на реконструкцию Апраксина двора, сообщило в понедельник, 22 апреля, петербургское издание «Фонтанка». В Комитете имущественных отношений (КИО) Санкт-Петербурга подтвердили Forbes, что получили от компании новый проект и эскизы реновации Апраксиного двора. По словам глава КИО Валерия Калугина, ведомству сперва нужно обсудить проект с Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Решение может быть принято до конца мая.

Есть ли у компании шансы завершить реконструкцию?

10 лет борьбы

Компания «Главстрой-СПб» была создана в 2006 году Олегом Дерипаской вместе с совладельцем группы «Русское море» Максимом Воробьевым и его партнером Михаилом Кениным (у них был блокпакет в 25% акций). И сразу же начала агрессивно скупать землю в Санкт-Петербурге. Реконструкция Апраксина двора стала четвертым по счету проектом компании в Петербурге после получения права на строительство жилых комплексов в районах Парнас и Юнтолово, а также в Адмиралтейском районе (между улицами Шкапина, Розенштейна и Обводным каналом). В конкурсе на реконструкцию Апраксина двора с Дерипаской боролся девелопер Шалва Чигиринский. Проект последнего, автором которого был британский архитектор Норман Фостер, предполагал строительство подземного комплекса за 32,5 млрд рублей. Архитекторы «Главстроя» предлагали снести восемь зданий, накрыть Апраксин двор «парящей» крышей и также построить открытый мост через реку Фонтанку. Дерипаска планировал инвестировать в проект 28-40 млрд рублей.

В 2011 году инвестиции «Главстроя» в четыре петербургских проекта оценивались в 280 млрд рублей. Из них на реконструкцию Апраксина двора приходилось 30 млрд рублей. Но к тому моменту проект застопорился. Сначала помешали кризис и сложности по выселению огромного количества мелких частных собственников площадей, которые контролировали 40% комплекса. А позднее, когда с «Главстрой-СПб» был заключен договор на аренду 12 га, историко-культурная экспертиза показала, что все объекты Апраксина двора являются культурным наследием и снос или новое строительство запрещены. После этого проект окончательно остановился. В итоге за 10 лет компания так и не приступила к работам.

Топ-менеджеры «Главстроя», работавшие в то время в компании, говорят, что городу не хватило решимости, чтобы реализовать проект. «У города просто не хватило силы воли его «расчистить», — считает Артур Маркарян, возглавлявший «Главстрой» в 2006-2009 годах. — Во всем мире, как правило, государство выполняет функцию ленд-девелопмента: выкупает землю, зачищает и кусками продает договоры частным компаниям. А как было в случае с Апраксиным двором? Мы не справляемся, давайте отдадим это инвесторам». Город не пошел на конфликт с обществом, добавляет говорит Игорь Евтушевский, возглавлявший «Главстрой-СПб» до 2012 года. «Это было политическим компромиссом, город отступил и утвердил историко-культурную экспертизу, которая не позволила ничего сделать с территорией. При том, что на тот момент 70% помещений Апраксина двора функционально никому не были нужны, и все проектировщики предлагали изменить его концептуально».

Несмотря на регулярные конфликты, город дважды продлевал «Главстрою-СПб» инвестиционные договоры на разные корпусы двора — в 2013 году и в 2016 годах. Но в апреле 2018 года петербургский арбитраж удовлетворил иск КИО о взыскании 1,6 млн рублей пеней с «Главстроя-СПб», расторжении инвестиционного договора и выселении компании из 12 зданий двора (всего 66 корпусов). Компания только в этом году освободила их. Сейчас «Главстрой-СПб» владеет только тремя корпусами в Апраксином дворе.

Новый проект и конкурент

В 2018 года Олег Дерипаска вышел из числа собственников всего холдинга «Главстрой». По данным СПАРК, собственником 90,9% «Главстрой-СПб» через «Главстрой-инвест» сейчас является кипрская Fenestraria Consultants Ltd. А она, согласно выписке из торгового реестра Кипра, принадлежит компании «Либра Ходингс». Ее бенефициары — пять физлиц, среди которых давний член команды Дерипаски — Аркадий Саркисян, в 1990-х возглавлявший его охрану, а с 2012 года курирующий строительные активы. «Либра холдинг» также владеет и другими компаниями «Главстроя». При этом в «Главстрой-СПб» около 10% (также через «Главстрой-инвест») принадлежит Юрию Чечихину, которого оппозиционер Алексей Навальный называл мужем Жанны Золотовой, дочери генерала Виктора Золотова, главы Росгвардии РФ. В «Главстрое» не ответили Forbes, при каких обстоятельствах Чечихин стал совладельцем «Главстрой-СПб».

Новых проектов (помимо строительства на Парнасе и в Юнтолово, которое планируется завершить в 2021 году и 2025 году соответственно) в Санкт-Петербурге у «Главстроя-СПб» нет. И теперь компания хочет отказаться от сноса зданий в Апраксином дворе и предлагает создать там театральных кластер, реконструировав восемь корпусов. Компания обещает реализовать проект за семь лет, но самостоятельно инвестировать в него уже не готова и надеется на участие как минимум двух стратегических инвесторов.

Впрочем, у «Главстроя» уже есть конкурент на реконструкцию Апраксина двора. Из 172,5 кв. м, которые составляет площадь его зданий, 65,4 кв. м находятся в частной собственности (остальное принадлежит городу). Большая часть площадей принадлежит концерну «Питер» петербургского бизнесмена Николая Пономарева. Среди его активов торговые комплексы «Сенная» и «Питер», а также гостиница Park Inn by Radisson в Петрозаводске. В ноябре 2017 года власти Петербурга уже одобрили проект реновации, разработанный для концерна «Питер» в «Студии-44» архитектора Никиты Явейна (среди проектов — реконструкция Главного штаба Эрмитажа). Однако договор с компанией пока еще не подписан. К тому же для начала реконструкции нужно внести изменения в несколько законов. Впрочем, в концерне «Питер» сообщили Forbes, что готовятся приступить к работам уже в июле. И к 2025 году обещает приспособить 21 объект в Апраксином дворе под гостиницы, торговые, спортивные и развлекательные комплексы за 5,1 млрд рублей.

Впрочем, Александр Лелин, генеральный директор компании «Главстрой-СПб», сказал Forbes, что проект «Студии-44» не удастся реализовать «по той же причине, по которой это раньше не удалось сделать самому Главстрою». Зато проект театрального кластера, по его словам, имеет преимущество, поскольку предполагает «не торговые помещения, а рекреационную зону».

В концерне «Питер» сообщили, что предложения поучаствовать от «Главстрой-СПб» в новом проекте реновации двора в качестве соинвестора им не поступало.
Персоны Компании
Никита Кожемяко припал к газу
Отпрыск приморского губернатора Олега Кожемяко Никита — молодой, но весьма успешный бизнесмен: миллиардные прибыли, квартира за 300 миллионов в Москве и целый остров в заповеднике.  Теперь компания Кожемяко-младшего запускает новый проект — по соглашению с региональными властями она строит тепличный комплекс стоимостью 3 млрд рублей. А чтобы этот проект был более прибыльным, компании отдают весь объем газа, выделенный целому району по федеральной программе газификации.
Олегу Дерипаске больше не летается
Активам Олега Дерипаски требуется все больше господдержки. На этот раз субсидий просит правительство Самарской области для завода «Авиакор», входящего, как и группа ГАЗ, в «Русские машины». Местные власти считают, что владелец хочет отказаться от актива, которому грозит банкротство. По данным “Ъ”, формальный контроль над заводом уже перешел от «Русских машин» к пяти физлицам. Эксперты оценивают «Авиакор» в 7–9 млрд руб., но реальных инвесторов на хронически убыточный завод нет, даже Минобороны не слишком заинтересовано в его использовании для модернизации бомбардировщиков Ту-95МС.
Леонид Слуцкий поставил в гараж третий Bentley
Семья главы комитета Думы по международным делам Леонида Слуцкого в прошлом году приобрела уже третий по счету Bentley стоимостью в шесть годовых доходов парламентария. Автомобиль записан на жену депутата, единственным источником доходов которой является пенсия. ФБК выяснил, что машина приобретена в долг, а беспроцентный заем в 25 млн рублей предоставил бывший подрядчик мэрии Москвы. Фонд Навального считает это взяткой экс-заместителю мэра Москвы Владимиру Ресину, которого СМИ окрестили родственником Слуцкого.
Нажился на Хабаровске, вложился в США — история миллиардного обогащения экс-мэра
Почти миллиардное состояние и коллекция недвижимости в Америке общей стоимостью $6 млн обнаружены у семьи бывшего мэра Хабаровска Александра Соколова. Раскрыты и схемы вывода из собственности муниципалитета дорогостоящих активов, которые привели к обогащению бывшего главы города и его зама Валерия Лебеды. Хабаровский штаб Навального выяснил, что после реализации этих схем крупными бизнесменами стали почти все родственники этих чиновников.
Олег Дерипаска жмет на ГАЗ
Как стало известно “Ъ”, группа ГАЗ Олега Дерипаски просит помощи у государства в размере почти 30 млрд руб., угрожая дефолтом и падением производства на 40% уже во втором полугодии. В группе считают текущую господдержку недостаточной в условиях санкций с учетом большой зависимости от иностранных комплектующих. На рынке говорят, что правительство скептически относится к этим просьбам, а сам Олег Дерипаска в интервью иностранным СМИ активно подчеркивает риски национализации группы. По его версии, государство, от которого бизнесмен при этом, как выяснилось, требует денег, следит за ситуацией, «как ястреб».
Валентину Матвиенко попросят из Совфеда
Как стало известно “Ъ”, в ближайшие месяцы может состояться серия громких кадровых перестановок. Свой пост может оставить спикер Совета федерации (СФ) Валентина Матвиенко, представляющая с 2011 года в верхней палате губернатора Санкт-Петербурга. Наиболее вероятным кандидатом на ее место называют главу Службы внешней разведки (СВР) Сергея Нарышкина. Сама госпожа Матвиенко, по информации “Ъ”, может возглавить структуру, статус которой требуется изменить, например Пенсионный фонд России.
Сингл для администрации президента запишет Екатерина Смиренская
Музыканты лишаются уникальных студий после того, как ВГТРК поменялась имуществом с издательством «Известия», принадлежащим  Управлению делами президента. Теперь знаменитым Домом звукозаписи будет управлять Екатерина Смиренская — дочь бизнес-партнера Владимира Дьяченко, который приобрел известность после расследования Фонда борьбы с коррупцией, посвященного Дмитрию Медведеву.  Дом на Малой Никитской может ждать судьба других зданий, принадлежащих «Известиям», в которых обустраивают элитное жилье и офисы, но представители музыкальной общественности протестовать опасаются.
Семьи Сергея Чемезова и Дениса Мантурова делают из Геленджика гнездышко для олигархов
PASMI обнаружило в Геленджике дачи сыновей главы Совбеза России Николая Патрушева, а рядом с ними — дом девятилетней дочери главы ВФСО «Динамо» Владимира Стржалковского. Также выяснилось, что у чиновника с богатой должностями и скандалами карьерой есть в этом городе и бизнес-интересы: приближенные к семье бывшего офицера КГБ планируют заняться строительством яхт-клуба и уже открывают сеть пивных пабов. Эти интересы можно легко объяснить: в ближайшие несколько лет в Геленджик планируют вложить десятки миллиардов рублей, а инвесторами выступают семьи Чемезова и Мантурова, а также Мордашов, Пумпянский и Тимченко.
Евгений Пригожин сделал "Конкорду" харакири
ООО «СП Конкорд» бизнесмена Евгения Пригожина с 10 апреля проходит процедуру ликвидации, следует из данных ЕГРЮЛ. Эту фирму СМИ неоднократно связывали с поставками продуктов в школы Москвы. Данные о компании как о поставщике питания указаны на сайтах нескольких школ столицы. Что известно. Компания «СП Конкорд» в равных долях принадлежит двум другим известным фирмам Евгения Пригожина …
Почему коллеги по профессии не одобряют Настю Рыбку
Обычная девушка из Бобруйска Настя Рыбка в 2016 году сумела оказаться на яхте одного из самых закрытых российских олигархов в компании вице-премьера. Как такое стало возможно? Современный рынок эскорт-услуг устроен совсем по-другому, чем проституция 1990-х: он частично легализовался, почти изжил сутенеров и ушел в даркнет. Неизменным осталось только главное правило — конфиденциальность, поэтому Рыбку здесь …
Игорь Чайка переводит стрелки
Младший сын генпрокурора вместе с немецкими соинвесторами запустит в Москве производство стрелочных переводов для столичных трамвайных путей и потребностей РЖД. Это бизнес с миллиардными оборотами
Олег Дерипаска не стал вступать в диалог со спецпрокурором США
Олег Дерипаска рассказал The New York Times, что спецпрокурор США Роберт Мюллер направлял ему вопросы в связи с возможным вмешательством России в американские выборы. Миллиардер оставил их без ответа
Почему Фридман не любит Медведева
Что стоит за арестом экс-министра Михаила Абызова
Владимиру Потанину понравилось спорить с UC Rusal
Президент и основной владелец «Норникеля» Владимир Потанин (через структуры «Интерроса» ему принадлежит 34,6% акций) планирует начать переговоры с UC Rusal о снижении дивидендов. Об этом он рассказал в интервью Bloomberg. «Учитывая потребность в инвестициях, дивиденды должны быть пересмотрены в сторону понижения», – цитирует агентство Потанина. Однако до 2023 г. в соответствии с акционерным соглашением «Норникеля» компания не может менять дивидендную политику без согласия всех акционеров. А после снижения из-за санкций роли Олега Дерипаски в управлении UC Rusal теперь непонятно, кто принимает ключевые решения в компании: для UC Rusal, как и для любой другой компании, потеря влияния владельца – это управленческий шок, отметил Потанин.
Олега Дерипаску в американском суде может подвести пуповина с Кремлем
Утверждения Дерипаски по поводу личного состояния неверны, а его иск имеет мало шансов на успех, пришел к выводу американский Forbes
Как Владимир Путин заставил порхать бабочки в животе крымского предпринимателя
Владелец небольшой крымской фирмы — производителя электромобилей «Эльтавр» Михаил Демурия стал звездой рунета после своего восторженного поста в Facebook с описанием «бабочек в животе» от встречи с Владимиром Путиным. The Bell выяснил все о бизнесе предпринимателя, которого «Российская газета» называет «папой крымского е-мобиля». Его компания пока зарабатывает всего 6 млн рублей в год, но рассчитывает …
Налоговики свернули в трубочку «Уральскую фольгу» Олега Дерипаски
Компания не договорилась с фискалами по платежам НДС и налога на прибыль.
Роман Абрамович избавился от «Норникеля»
Роман Абрамович и Александр Абрамов продали 1,7% акций компании западным инвесторам, сделка оценивается в 551 миллионов долларов.