Лука и Филипп Адоньевы потеряли гражданство из-за связей отца. Сам бизнесмен получил болгарский паспорт в 2008-м в обмен на обещание инвестиций в экономику страны. Но так ничего и не вложил. Затем болгары узнали о его старой судимости в США, где он провел 30 месяцев в тюрьме за контрабанду сахара с Кубы, и отобрали паспорт. В 2021 году американцы сняли с Адоньева судимость, а болгары паспорт не вернули - инвестиций-то не было. Бизнесмен не так чтобы сильно расстроился, у него еще есть гражданство Израиля.
Но дети олигарха по-прежнему могли ездить по миру с болгарскими паспортами ЕС и открывать юрлица в интересах родителя, чем и пользовался Адоньев. К тому же в Болгарии до недавнего времени располагался гигантский денежный хаб давнего партнера Адоньева по бизнесу – Альберта Авдоляна, еще одного "кошелька" Чемезова. В январе 2023 года США внесли Адоньева и его детей в санкционные списки, после чего болгары отобрали паспорта и у детей. Тем более, что они все равно живут в Великобритании.
Кстати, Авдолян, владелец "Сибантрацита", также имеет несколько паспортов (России, Армении и Мальты) и налоговое резидентство Монако. И тоже имеет интересы в Болгарии. Учрежденный им фонд Gemcorp в апреле 2022 года, уже после начала войны, подписал с болгарским правительством меморандум об инвестициях в болгарский энергетический сектор на $1 млрд. Речь шла о строительстве завода аккумуляторов OCSiAl. Эта фирма возникла в 2010 году как стартап под личным патронажем Анатолия Чубайса, а потом перешла под Ростех. Затем в Болгарии поняли, что зарегистрированный на острове Джерси Gemcorp Holdings Limited пользуется кредитом ВТБ на $250 млн, приостановили инвестконтракт и проводят расследование.
Помимо Адоньева и Авдоляна есть и третий "кошелек" Чемезова - его друг детства, миллиардер Виталий Мащицкий. Его дети также проживают в Великобритании. Сам Мащицкий умудряется одновременно вести бизнес с кучей подсанкционных российских компаний, включая Ростех, и владеть крупнейшими в ЕС румынскими алюминиевыми заводами (получая европейские субсидии). Европейский алюминиевый бизнес приносит Мащицкому до миллиарда долларов в год. И санкции против него никто пока не вводит. Хотя его связи с Чемезовым, Кремлем и подсанкционными российскими компаниями куда более тесные, чем у Авдоляна с Адоньевым.
Дети Мащицкого - Леонид и Павел - имеют британо-российское гражданство. Они числятся топ-менеджерами кипрской Vimetco PLC, головной компании Vi-холдинга Мащицкого. И якобы они не связаны с РФ. Хотя Леонид Мащицкий – автогонщик, выступавший за Россию вплоть до марта 2022, когда российским пилотам запретили участвовать в турнирах на территории Великобритании. А Павел занят бизнесом: помогает отцу выводить деньги из Ростеха через европейские структуры своего холдинга, вкладываясь в перспективные производственные проекты (вроде аккумуляторных заводов). В России они осваивают бюджеты Ростеха через "Ростех-Сити", "Нацимбио", "КАМАЗ" и другие кормушки.
Все эти схемы прекрасно демонстрируют, насколько дырявые западные санкции, когда дело касается российской элиты и ее детей. Достаточно купить заграничный паспорт - и ты уже неприкасаемый, даже будь твои родители трижды коррупционерами. Хотя случай с детьми Адоньева должен их заставить хоть немного насторожиться.