Оборона «Южного Севастополя»

Источник
Чеченский лоббизм разбился о круговую поруку крымчан.
Судоремонтный завод «Южный Севастополь» уплывает из рук его чеченского владельца Рахмутдина Дадаева. Сколь ни пытались кавказские вояжеры «покорить Крым», заканчивались их наскоки одинаково плохо для них самих. Знаешь прикуп – «ехай» в Сочи! – по-свойски советовали крымские «игровые» заезжим коллегам с Кавказа в застойные годы, едва завидев гастролеров на своей территории. И те убирались восвояси, всякий раз ощущая, как их горский напор и дерзость ломаются о суровую круговую поруку крымчан, словно булатный клинок о грубый булыжник.

Ничего не изменилось и в лихие 90-е: как ни пытались кавказцы закрепиться на полуострове, не находилось у них аргументов супротив местных ОПГ. Ну еще бы, ведь даже в российской столице о крымских «башмаках» и «Сэйлеме» до сих пор ходит легенд не меньше, чем о местных «ореховских» или «солнцевских». Суровы были на расправу симферопольские и севастопольские братки, даже своим крымско-татарским коллегам – практически землякам – не позволили как следует развернуться. А однажды, сильно по случаю осерчав, истребили их «Имдат» до самого распоследнего «шныря». Между прочим, именно благодаря бандитам в конце 90-х – начале нулевых ичкерийские боевики прекратили свои вояжи в Крым на лечение, куда их всячески зазывали единоверцы из местных. Произошло это так: как-то раз крымские бандюки показали «курировавшему» полуостров Мовлади Удугову, зазевавшемуся где-то в одиночестве, «расстрел барана» – местную забаву, в ходе которой живое за пару минут превращается в мертвое. Точнее – в фарш. И все – больше Удугов в Крыму никогда не бывал.

Однако три года назад так вышло, что в ходе «крымской весны» чеченцы крымчанам весьма и весьма подсобили. И вероятно, рассчитывали – по кавказским традициям – на ответную любезность при перераспределении добра и потоков. Наивные… Уже в марте 2014-го киевское издание «Цензор» констатировало: мол, не дадут развернуться Руслану Байсарову, который якобы «отжимал» у украинских бизнесменов четвертину от крымских активов в обмен на сохранение остальной их части. Как пить дать, местные все отберут и поделят сами, и то, что Байсарова, и то, что украинское. Так, в общем-то, все в итоге и вышло. И Байсаров наотрез отказался и от своих притязаний, и от своих же обещаний наводнить Крым инвестициями.

Берите, что нам негоже

Поначалу Рамзан Кадыров, говорят, очень обижался за своих соплеменников. В итоге был достигнут компромисс – кое-что из крымского бизнеса чеченцам отдадут, но только то, что захотят отдать. Вот завод «Южный Севастополь» как раз и был таким кусочком, не слишком-то лакомым. От пуза не наешься, конечно, но сыт будешь. До майдана завод числился за «любимым другом» президента Виктора Ющенко экс-главой Нацбанка Владимиром Стельмахом, но летом 2014-го на предприятие наведались широкоплечие ребята. И руководству – гендиректору Николаю Антипенко, его заму Игорю Чистякову и главбуху Любови Гордиенко – решительно указали на дверь. Далее последовала безуспешная попытка украинских хозяев отбить предприятие при помощи регистрации в России «завода-двойника». А затем севастопольцам стало известно о новых хозяевах. Но местные, как уже было сказано, ничего не имели против. Как разъяснил бывший руководитель судоремонта Константин Фалков, «оборот завода около миллиона долларов в месяц, а, к примеру, оборот зернового терминала по соседству – миллион в день».

Но шло время, аппетиты местных росли, а санкции Запада делали жирным даже ранее казавшееся неказистым. К тому же новые собственники не церемонились с выполнением своих денежных обязательств и задолжали городской казне порядка 30 миллионов. Не долларов – рублей. Не то чтобы это много, но бесит, если знаешь, каков у якобы безденежного неплательщика реальный «навар». И в начале августа глава департамента экономики севастопольского правительства Элимдар Ахтемов обратился к руководству завода по-хорошему: погасите долги и пени, чтобы городскому руководству не пришлось останавливать завод и заботиться о его сотрудниках, которым, по слухам, задерживают зарплаты. По крымским меркам это предел человеческой вежливости. Но чеченские собственники не оценили хорошего к ним отношения и позвали московских «решал». Которые, судя по всему, не придумали ничего лучше, чем захватить с собой в Крым юную дочку пресс-секретаря президента Елизавету Пескову.

Не отдадите завод – хуже будет!

Кстати, занятное совпадение. Рассказывают, что, якобы отжимая у беглых украинских собственников их крымские активы, Байсаров одновременно сулил искупать полуостров в деньгах. Обещал инвестиции – целых 12 млрд долларов. А когда его проводили из Крыма под бурные аплодисменты, наотрез отказался посредничать – мол, не видать вам этих миллиардов. Прошло каких-то три года, и теперь соловьем заливается президент Ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти» Рахман Янсуков. Только мы, «Аванти», приведем в Крым солидных инвесторов. Не запел бы теперь по-другому – ведь похоже, что фокус с дочкой-то у него не выгорел. К слову, в Чечне Янсуков слывет успешным лоббистом, который вроде как и пальцем не пошевельнет меньше чем за полмиллиона. Любопытно, как скажется на его репутации очевидный крымский провал?

В общем, со дня на день севастопольское предприятие могут выставить на торги за долги, и тогда прежним владельцам придется пройти в общую очередь участников аукциона. Чиновники уже начали процедуру расторжения договора аренды имущественного комплекса, на базе которого работает завод. Собственно, по аналогичной схеме чеченцы, по-видимому, и сами «отжали» завод у киевлян три года назад. Бумажку с названием можете при себе оставить, а имущество придется вернуть. Ну, не строить же в самом деле Рахмутдину Дадаеву комплекс-дублер на паях с «Аванти» или приятелем Янсукова Умаром Джабраиловым, когда-то весьма авторитетным, а нынче – упоительно законопослушным. Между тем Ахтемов объяснил все предельно ясно: городское правительство действует законно, на основании двух решений арбитражных судов. Известно ли, кто претендует на собственность? Пожалуй. Этих двух предпринимателей хорошо знают крымские силовики со стажем – в 90-х доводилось одним убегать, а другим – догонять.

В такие минуты ждешь откровений от известных политиков с репутацией непогрешимых – вот как Алексей Чалый. Он бы многое мог поведать о том, как Дадаев и его партнер стали собственниками судостроительного предприятия и на каких условиях. Но Чалый делает вид, что не узнает знакомые лица. Между тем Константин Фалков готов на многие обстоятельства пролить свет как живой очевидец событий – если у него, разумеется, поинтересуются те, кому это может быть интересно в силу их профессиональных особенностей.

КСТАТИ

В этой истории есть еще одно занятное обстоятельство. Помните, мы упомянули о том, что доходы судоремонтного предприятия несопоставимы с прибылью, которую получают владельцы зерновых терминалов по соседству? Миллион в месяц против миллиона в день? Так вот, правоохранительные органы дознались про то, что завод был, по сути, перепрофилирован под зерновую перевалочную базу – якобы решением владельцев. Прочие доходы они получают, сдавая в аренду заводские цеха. А как же ремонт плавсостава? А кто им будет заниматься, если работать на предприятии осталась горстка энтузиастов – полторы сотни корабелов?

Что будет дальше? Кассация в арбитраже, ее назначили на 11 сентября. Судя по тому, сколь неохотно нынешний гендиректор завода Евгений Грицанов общается с журналистами, нынешние владельцы разумно настраиваются на проигрыш. Ведь уже «засвечены» имена новых владельцев – и они совершенно очевидно не из Чечни. Не сработал фокус у «Аванти». Грицанов, кстати, почему-то все время упоминает о том, что оставшихся рабочих ему придется уволить – это, мягко говоря, манипуляция. Антипенко, его предшественник, в свое время прибегал к точно такому же приему.
Персоны Компании
Татарские чиновники, военные управленцы, чеченские бизнесмены
Кто зарабатывает на строительстве домов для жителей пятиэтажек.
Медиа-империя Арама Габрелянова приказала долго жить
Далее она будет существовать в виде локальных и мелких проектов.
Между Севастополем и Чечней назревает конфликт
Власти города-героя не хотят уступать бизнес-патриотам из окружения Кадырова.
За борьбу с «Матильдой» Наталье Поклонской грозят уголовным делом
Она превысила депутатские полномочия, уверен адвокат режиссера Учителя.
Как живет семья пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова
Как и подобает элитариям путинской эпохи, дети Дмитрия Пескова проживают преимущественно за границей - в Великобритании и Франции, и с младых ногтей не знают ни в чем нужды.
Наигрался
Как Александр Занадворов раздал конкурентам «Седьмой континент».
Покушение на Кадырова оценили в шесть лет
Подсудимые на слушаниях не могли дать внятных показаний, а их знакомые полагают, что вину они признали после применения силы.
Понтам.net
Почему российские чиновники удаляют информацию о своем образе жизни из интернета (и в этом опережают весь мир).
Покушение на Кадырова превратилось в клоунаду
Обвиняемые столь сильно путаются в показаниях, что в ходе слушаний пока не вырисовывается убедительная картина «заговора против главы Чечни».
Кампания по борьбе с лжеучебниками
«Просвещение» выступило против пиратской литературы.
Убийце Немцова дали 20 лет
Вынесен приговор Зауру Дадаеву и его сообщникам.
Особая экономическая зона в Чечне оказалась самой неэффективной в России
Эффективность работы туристической ОЭЗ в Чечне оказалась самой низкой среди всех особых экономических зон в России. Туристические ОЭЗ вообще не самые эффективные по сравнению с технологическими и промышленными.
"Газпром межрегионгаз" оказался опять в центре скандала
Силовики выяснили, что в "дочке" "Газпрома" сотрудники за взятки списывают многомиллионные долги. Знает ли об этом глава компании Кирилл Селезнев?
Дело Немцова: след заказчика затоптан
Убийство не раскрыто. И не будет. В этом абсолютно уверены чеченские силовики, де-факто получившие лицензию на отстрел оппозиционных политиков.
Царь с горы
Под Рамзаном Кадыровым зашаталось кресло?
Кадыров стал потерпевшим
Рассмотрение дела о покушении на главу Чечни будет скорым, хотя «заказчик преступления» едва ли приедет в Гудермесский суд из Москвы.
Чеченцы сошлись на Крылатских холмах
В криминальной разборке два человека были убиты, а еще трое — ранены.
Железнодорожное бессилие
Ветку на Элегест профинансируют инфраструктурными бондами.