Судоремонтный завод «Южный Севастополь» уплывает из рук его чеченского владельца Рахмутдина Дадаева. Сколь ни пытались кавказские вояжеры «покорить Крым», заканчивались их наскоки одинаково плохо для них самих. Знаешь прикуп – «ехай» в Сочи! – по-свойски советовали крымские «игровые» заезжим коллегам с Кавказа в застойные годы, едва завидев гастролеров на своей территории. И те убирались восвояси, всякий раз ощущая, как их горский напор и дерзость ломаются о суровую круговую поруку крымчан, словно булатный клинок о грубый булыжник.
Ничего не изменилось и в лихие 90-е: как ни пытались кавказцы закрепиться на полуострове, не находилось у них аргументов супротив местных ОПГ. Ну еще бы, ведь даже в российской столице о крымских «башмаках» и «Сэйлеме» до сих пор ходит легенд не меньше, чем о местных «ореховских» или «солнцевских». Суровы были на расправу симферопольские и севастопольские братки, даже своим крымско-татарским коллегам – практически землякам – не позволили как следует развернуться. А однажды, сильно по случаю осерчав, истребили их «Имдат» до самого распоследнего «шныря». Между прочим, именно благодаря бандитам в конце 90-х – начале нулевых ичкерийские боевики прекратили свои вояжи в Крым на лечение, куда их всячески зазывали единоверцы из местных. Произошло это так: как-то раз крымские бандюки показали «курировавшему» полуостров Мовлади Удугову, зазевавшемуся где-то в одиночестве, «расстрел барана» – местную забаву, в ходе которой живое за пару минут превращается в мертвое. Точнее – в фарш. И все – больше Удугов в Крыму никогда не бывал.
Однако три года назад так вышло, что в ходе «крымской весны» чеченцы крымчанам весьма и весьма подсобили. И вероятно, рассчитывали – по кавказским традициям – на ответную любезность при перераспределении добра и потоков. Наивные… Уже в марте 2014-го киевское издание «Цензор» констатировало: мол, не дадут развернуться Руслану Байсарову, который якобы «отжимал» у украинских бизнесменов четвертину от крымских активов в обмен на сохранение остальной их части. Как пить дать, местные все отберут и поделят сами, и то, что Байсарова, и то, что украинское. Так, в общем-то, все в итоге и вышло. И Байсаров наотрез отказался и от своих притязаний, и от своих же обещаний наводнить Крым инвестициями.
Берите, что нам негоже
Поначалу Рамзан Кадыров, говорят, очень обижался за своих соплеменников. В итоге был достигнут компромисс – кое-что из крымского бизнеса чеченцам отдадут, но только то, что захотят отдать. Вот завод «Южный Севастополь» как раз и был таким кусочком, не слишком-то лакомым. От пуза не наешься, конечно, но сыт будешь. До майдана завод числился за «любимым другом» президента Виктора Ющенко экс-главой Нацбанка Владимиром Стельмахом, но летом 2014-го на предприятие наведались широкоплечие ребята. И руководству – гендиректору Николаю Антипенко, его заму Игорю Чистякову и главбуху Любови Гордиенко – решительно указали на дверь. Далее последовала безуспешная попытка украинских хозяев отбить предприятие при помощи регистрации в России «завода-двойника». А затем севастопольцам стало известно о новых хозяевах. Но местные, как уже было сказано, ничего не имели против. Как разъяснил бывший руководитель судоремонта Константин Фалков, «оборот завода около миллиона долларов в месяц, а, к примеру, оборот зернового терминала по соседству – миллион в день».
Но шло время, аппетиты местных росли, а санкции Запада делали жирным даже ранее казавшееся неказистым. К тому же новые собственники не церемонились с выполнением своих денежных обязательств и задолжали городской казне порядка 30 миллионов. Не долларов – рублей. Не то чтобы это много, но бесит, если знаешь, каков у якобы безденежного неплательщика реальный «навар». И в начале августа глава департамента экономики севастопольского правительства Элимдар Ахтемов обратился к руководству завода по-хорошему: погасите долги и пени, чтобы городскому руководству не пришлось останавливать завод и заботиться о его сотрудниках, которым, по слухам, задерживают зарплаты. По крымским меркам это предел человеческой вежливости. Но чеченские собственники не оценили хорошего к ним отношения и позвали московских «решал». Которые, судя по всему, не придумали ничего лучше, чем захватить с собой в Крым юную дочку пресс-секретаря президента Елизавету Пескову.
Не отдадите завод – хуже будет!
Кстати, занятное совпадение. Рассказывают, что, якобы отжимая у беглых украинских собственников их крымские активы, Байсаров одновременно сулил искупать полуостров в деньгах. Обещал инвестиции – целых 12 млрд долларов. А когда его проводили из Крыма под бурные аплодисменты, наотрез отказался посредничать – мол, не видать вам этих миллиардов. Прошло каких-то три года, и теперь соловьем заливается президент Ассоциации предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма «Аванти» Рахман Янсуков. Только мы, «Аванти», приведем в Крым солидных инвесторов. Не запел бы теперь по-другому – ведь похоже, что фокус с дочкой-то у него не выгорел. К слову, в Чечне Янсуков слывет успешным лоббистом, который вроде как и пальцем не пошевельнет меньше чем за полмиллиона. Любопытно, как скажется на его репутации очевидный крымский провал?
В общем, со дня на день севастопольское предприятие могут выставить на торги за долги, и тогда прежним владельцам придется пройти в общую очередь участников аукциона. Чиновники уже начали процедуру расторжения договора аренды имущественного комплекса, на базе которого работает завод. Собственно, по аналогичной схеме чеченцы, по-видимому, и сами «отжали» завод у киевлян три года назад. Бумажку с названием можете при себе оставить, а имущество придется вернуть. Ну, не строить же в самом деле Рахмутдину Дадаеву комплекс-дублер на паях с «Аванти» или приятелем Янсукова Умаром Джабраиловым, когда-то весьма авторитетным, а нынче – упоительно законопослушным. Между тем Ахтемов объяснил все предельно ясно: городское правительство действует законно, на основании двух решений арбитражных судов. Известно ли, кто претендует на собственность? Пожалуй. Этих двух предпринимателей хорошо знают крымские силовики со стажем – в 90-х доводилось одним убегать, а другим – догонять.
В такие минуты ждешь откровений от известных политиков с репутацией непогрешимых – вот как Алексей Чалый. Он бы многое мог поведать о том, как Дадаев и его партнер стали собственниками судостроительного предприятия и на каких условиях. Но Чалый делает вид, что не узнает знакомые лица. Между тем Константин Фалков готов на многие обстоятельства пролить свет как живой очевидец событий – если у него, разумеется, поинтересуются те, кому это может быть интересно в силу их профессиональных особенностей.
КСТАТИ
В этой истории есть еще одно занятное обстоятельство. Помните, мы упомянули о том, что доходы судоремонтного предприятия несопоставимы с прибылью, которую получают владельцы зерновых терминалов по соседству? Миллион в месяц против миллиона в день? Так вот, правоохранительные органы дознались про то, что завод был, по сути, перепрофилирован под зерновую перевалочную базу – якобы решением владельцев. Прочие доходы они получают, сдавая в аренду заводские цеха. А как же ремонт плавсостава? А кто им будет заниматься, если работать на предприятии осталась горстка энтузиастов – полторы сотни корабелов?
Что будет дальше? Кассация в арбитраже, ее назначили на 11 сентября. Судя по тому, сколь неохотно нынешний гендиректор завода Евгений Грицанов общается с журналистами, нынешние владельцы разумно настраиваются на проигрыш. Ведь уже «засвечены» имена новых владельцев – и они совершенно очевидно не из Чечни. Не сработал фокус у «Аванти». Грицанов, кстати, почему-то все время упоминает о том, что оставшихся рабочих ему придется уволить – это, мягко говоря, манипуляция. Антипенко, его предшественник, в свое время прибегал к точно такому же приему.