В компании «Новотранс», принадлежащей Константину Гончарову, идет доследственная проверка с прицелом на отмывание денег и выводу их за рубеж. Речь идет о крупных суммах порядка 10 млрд долларов.
Если такое вдруг подтвердится, то одному из крупнейших железнодорожных операторов грозят крупные неприятности, а сами владельцы могут оказаться в СИЗО. Более того, скандал с «Новотраснсом» может нанести удар по ключевой портовой инфраструктуре страны.
Следователи не исключают, что «Новотранс» использует в выводе денег через одну из распространенных схем, так называемую «фиктивные перевозки нефтепродуктов. Упрощенно ее можно описать так: компания-перевозчик в сговоре с компанией-поставщиком оформляет фиктивную перевозку товара, например, за рубеж. Перевозка оформляется через офшорное подразделение компании-перевозчика. Деньги идут прямиком на счета этой компании, перевозка товара в реальности не происходит, закрывается фиктивными актами. В итоге деньги делятся между заказчиком и перевозчиком и оседают в офшорах.
Известно, что такую схему на протяжении многих лет использовала созданная еще во времена МПС и затем продолжавшая работу при прежнем руководстве РЖД компания –перевозчик «Transrail», включавшая свыше 150 фирм в 12 странах мира. При этом все швейцарские «Трансрейлы» были зарегистрированы по одному и тому же юридическому адресу. Одновременно в деятельности компаний группы " Трансрейл " использовался ряд трастов. В Лихтенштейне - "SimkaTrust", "SunarTrust" и др., в Люксембурге - "FinanceTrustHolding" и др., на Каймановых островах - "TransportHolding".
Именно эта компания в 2006 году под названием «Transrail-car» вошла в состав созданной в 2004 году компании «Новотранс». При этом на 2019 г. учредителем ООО «Трансрейл Кар» числится ООО «АРГО», генеральным директором с 2013 по 2015 г. был сам владелец «Новотранса» Константин Гончаров.
Следственные действия в «Новотрансе» с дальнейшим развитием могут иметь серьезные последствия для компании и рынка перевозок. Ведь «Новотранс» является крупным оператором грузового железнодорожного подвижного состава России и стран СНГ с собственным паркомв 25 000 универсальных полувагонов, за которые, по слухам, уже началась борьба других участников рынка на волне информации о проверках в отношении компании.
При этом «Новотранс» с осени 2018 года является владельцем ОАО «Транспортно-логистический комплекс», которому принадлежит терминал «Юг-2» в порту Усть-Луга и оператор комплекса - стивидорная компания АО «Морской торговый порт Усть-Луга». А компания ООО «Новотранс-актив» реализует крупный инвестиционный проект в порту Усть-Луга по созданию портовой инфраструктуры в рамках развития четвертой, пятой и шестой очереди порта. Гончаров делает ставку на то, что новый терминалстанет ключевым для развития железнодорожной инфраструктуры Северо-Западного региона, центральной части России и Сибири.Напомним, что порт Усть-Луга является важным стратегическим объектом с точки зрения увеличения российского экспорта, любые проблемы с выполнением инвестпроектов – это скандал в масштабах страны.
Кроме того, «Новотранс» в лице собственной компании «СК «Новотранс» является генеральным агентом ФГУП «Росморпорт» по обслуживанию и развитию единственного паромного комплекса, который обеспечивает грузовое морское сообщение между Ленинградской и Калининградской областями (порт Усть-Луга – порт Балтийск). Комплекс имеет стратегически важное для страны значение, поскольку только благодаря ему происходит доставка грузов в Калининградскую область и обратно без пересечения границ других государств.
Таким образом, развивающийся скандал с «Новотрансом» Константина Гончарова может иметь серьезные последствия для российской экономики. В очередной раз встает вопрос о том, как структуры, замешанные в сомнительных операциях, могли завладеть российскими стратегическими активами. Возможно, на него ответит следствие.