«Новапорт» стал миноритарным акционером сервиса Grabr, рассказал Forbes Роман Троценко (владеет 50% аэропортового холдинга). «Новапорт» инвестировал в сервис $0,5 млн, передала через представителя соосновательница Grabr Дарья Ребенок. Grabr предоставляет пользователям онлайн площадку, через которую можно заказать любой товар за границей. Путешественник, принявший заказ, купит его и доставит посылку за вознаграждение.
Сервис был запущен в начале 2016 года в США, а с апреля стал доступен для пользователей по всему миру, в том числе и в России. Какую именно долю в Grabr получил «Новапорт» ни Троценко, ни Ребенок не раскрывают. При этом участие «Новапорта» не ограничится инвестициями. По словам Троценко, его аэропортовый холдинг станет «провайдером услуг Grabr».
У «Новапорта» максимум возможностей для out-door продвижения сервиса в России, поясняет Ребенок. Она рассчитывает, что федеральная аэропортовая сеть позволит осуществить быстрый выход в регионы и охватить больше потенциальных пользователей Grabr.
Основатели Grabr — Ребенок и ее муж Артем Федяев — познакомились с Троценко в начале 2016 года, когда искали новых инвесторов. По словам Ребенок, тогда бизнесмен «взял тайм-аут, чтобы посмотреть, как Grabr будет развиваться на протяжении года». И в конце ноября Троценко решился. Но стал уже не первым миллиардером из списка Forbes, оценившим перспективы Grabr.
Инвесторы в гаспачо
Идея сервиса появилась у Ребенок и Федяева в 2015 году. Супругам, которые перебрались из Москвы в Сан-Франциско, очень не хватало гаспачо из любимого ресторана в Барселоне. «Найти человека, который готов привезти тебе что-то из страны, где он находится, можно было разве что в небольших сообществах на facebook», — вспоминает Ребенок. Супруги же решили «упростить этот процесс и сделать его надежнее».
С 2015 года основатели Grabr вкладывали в проект небольшие суммы ($10 000-15 000). Первыми крупными инвесторами стали совладелец железнодорожного оператора Globaltrans Константин Николаев и продавец антикварной мебели Григорий Бальцер. Они вложили в сервис по $0,5 млн каждый.
Весной 2016 года в проект вошли основатель группы «Русагро» Вадим Мошкович и владелец «Р‑Фарм» Алексей Репик. По словам Ребенок, познакомиться с новыми инвесторами помог Константин Николаев. В обмен на $2,5 млн инвестиций Мошкович и Репик получили долю в компании. Ребенок не уточняет, ни сколько вложил каждый инвестор, ни размер их долей в Grabr, ограничиваясь комментарием: «Для проектов, которые работают в Силиконовой долине, считается нормальным, когда с приходом новых инвесторов в проект доли основателей и предыдущих инвесторов размываются поровну».
Участником следующего раунда инвестиций стал не один «Новапорт». Среди других инвесторов американские фонды Founders Fund и Global Founders Capital и бизнес-ангел Чарльз Сонгхерт, рассказывает Ребенок. Переговоры с американскими инвесторами еще не завершены, но речь идет об инвестициях до $1,5 млн. После сделок с ними и «Новапортом» у основателей останется чуть больше 30% акций, рассказывает Ребенок.
Биосреда XXI века
На данном этапе главная цель — рост аудитории и количества транзакций, говорит Ребенок. По ее словам, инвесторы даже предлагали убрать комиссию, чтобы сконцентрироваться на привлечении клиентов.
Комиссия Grabr составляет 7% от стоимости транзакции. Дополнительные 6-10% от стоимости заказа приносят партнеры сервиса (Apple, Amazon, eBay, Nike – всего более 20 международных брендов), если товар был куплен у них. На партнерские продажи приходится более половины заказов Grabr.
По словам Ребенок, выручка сервиса по итогам 2016 года составила около $220 000. 70% обеспечили комиссии с заказов и 30% от ритейл-партнеров.
В январе 2017 года у Grabr было более 101 000 пользователей. Сумма размещенных заказов превышает $25 млн, выполненных — более $1 млн. Самыми активными заказчиками оказались бразильцы, аргентинцы, перуанцы и россияне. На последних приходится около 20% заказов. Средний чек заказов в России — $140, в мире — $250.
На первом месте по заказам новинки гаджетов, которые еще недоступны для покупки в России (дроны, Fitbit). На втором — одежда и аксессуары (например, кроссовки New Balance и Nike). На третьем — еда (вино, различные «санкционные» сыры, шоколад и хамон).
Об условиях покупки, сумме вознаграждения и сроках доставки пользователи договариваются сами, поясняет Ребенок. По международным или длинным внутренним маршрутам, как Владивосток — Москва, «доставщик» может заработать существенные деньги, отмечает Троценко: «Наши сотрудники иногда до половины стоимости билета компенсируют доходами от Grabr».
Троценко утверждает, что Grabr ни много ни мало «технологическая биосреда XXI века». По его словам, «много пар познакомились и даже женились, привезя что-то через Grabr»: «Будущее наступает прямо на наших глазах — это очень интересно».