"Норникель" сел в лужу в Ботсване

Источник
Чем закончилась экспансия в Африку для «Норильского никеля» и его гендиректора Владимира Потанина.
Корпорация «Норильский никель» готова идти до конца, и обанкротить ни много ни мало, а целое африканское государство. Несмотря на то, что на стороне Ботсваны активно играет Международный валютный фонд, представители которого требуют последовательной приватизации всех сырьевых активов страны. Это требование противоречит предварительным соглашениям «Норильского никеля» с правительством Ботсваны о выкупе своей доли в компании.

В настоящее время в Лондонском суде рассматривается иск на 277 млн долларов, который «Норильский никель» подал против правительства Ботсваны и компании BCL. Таким образом завершается громкая колониальная авантюра гендиректора «Норникеля» Владимира Потанина.

Она началась в 2007 году в результате покупки за $6,4 млрд канадской корпорации LionOre Mining International - крупного производителя никеля с предприятиями и шахтами в Западной Австралии, Ботсване и Южной Африке. Этой сделке предшествовала настоящая схватка «Норильского никеля» с Xstrata - международной горнопромышленной корпорацией, которая также пыталась купить LionOre. Время для приобретения LionOre Mining было выбрано крайне неудачно - на пике сырьевого бума, следы которого испарились уже через год после покупки. В результате австралийский рудник Black Swan пришлось законсервировать, а затем продать.

В Ботсване, где у «Норильского никеля» оказались 85% компании Tati Nickel (остальные 15% уже тогда принадлежали государству) ситуация развернулась по африканскому сценарию. Несмотря на то, что Transparency International долгое время представляла страну в качестве образцовой на континенте, а ее рейтинг превышал показатели Южной Африки, Испании и Италии, «Норникель» встретил здесь достойных конкурентов.

И на рубеже 2013-2014 годов Владимир Потанин засобирался «на выход», начав переговоры с правительством Ботсваны о продаже мажоритарной доли. На роль покупателя была подобрана местная корпорация BCL (Bamangwato Concession Limited), полностью принадлежащая государству. Она пообещала заплатить «Норильскому никелю» 337 млн долларов США, после чего получила контроль над активом. Только вот деньги «Норильскому никелю» не пришли, вместо этого в октябре 2016 года правительство Ботсваны начало ликвидацию BCL. «Норникель» подождал еще немного, но воевать на чужой земле не решился и отправился в ноябре 2016 года в Лондонский суд с иском на 277.2 млн долларов США («Норникелю» пришлось снизить цену продажи из-за падения цен на металл). Все это время Владимир Потанин не терял надежду найти хоть какого-то покупателя на свои африканские активы, которые еще десять лет назад казались настоящим Эльдорадо, а теперь превратились в такой же настоящий неликвид.

В конце-концов предложением Потанина заинтересовался консорциум инвесторов из Дубая Emirates Investment House. Как и полагается в таких ситуациях, его представляли подразделением инвестиционной империи Emirates Huhs Group, которая приобретает ботсванский актив в интересах семьи эмира Дубая, а ней, в свою очередь, близок председатель совета директоров холдинга Абдулла Мангуш.

Сомнения в финансовых возможностях шейхов из Дубая вызвали их намерения не выложить деньги за актив, а лишь начать их поиск - в случае положительного решения. Но настоящий удар по предполагаемой сделке нанес недавний меморандум МВФ, в котором та была названа нетранспарентной и вызывающей вопросы к покупателям из-за их способности оплатить актив.

«Норильский никель» в этой истории стал выглядеть не только пострадавшим, но и униженным. Более того, представители МВФ в споре Ботсваны российской компанией в принципе выступают не на стороне «Норильского никеля», так как решение Лондонского суда может просто обанкротить целую страну в Африке. После чего проблемы с никелем на ее территории могут оказаться мелкой технической неувязкой. А «Норильскому никелю» придется вести переговоры не с одним, а сразу несколькими правительствами.
Персоны Компании
Центральный банк России обеспокоен валютными долгами компаний
Регулятор опасается чрезмерных заимствований.
Роман Абрамович и Дарья Жукова решили разойтись
Абрамович и Жукова подтвердили развод, но продолжат совместные проекты и воспитание детей.
Гуцериев и Шишханов забрались в пенсионные фонды за деньгами
Структуры миллиардеров Шишханова и Гуцериева скупают НПФ, а потом пускают накопления на свой бизнес, который опутан многомиллиардными долгами.
Атлантида клана Гуцериевых-Шишханова
Бизнес-империя Михаила Гуцериева и его племянника, Михаила Шишханова, трещит по швам. Главная проблема - груз долгов, пока остается нерешаемой.
Наигрался
Как Александр Занадворов раздал конкурентам «Седьмой континент».
Лучшие друзья девушек
Как обыски в «Алросе» связаны с дочерями экс-президентов Якутии Сарданой Поповой и Юлией Штыровой.
Извините, подвиньтесь
В рейтинге российских миллиардеров Алексей Мордашов обошел Леонида Михельсона, на пятки наступает Владимир Лисин.
«Я вмешиваюсь везде, где дела идут плохо»
Михаил Гуцериев рассказывает о семи годах возрождения бизнеса, хвалит Центробанк и Эльвиру Набиуллину и читает собственные стихи.
Не дался
Владимир Потанин через суд «спас» от бывшей жены 850 миллиардов рублей.
Техносила осталась без денег
Федеральная сеть магазинов бытовой техники и электроники «Техносила» может прекратить свое существование. Владеющий ею клан Гуцериевых-Шишханова уже отказался платить поставщикам своевременно.
Владимир Потанин отстоял миллиарды в суде
Суд отклонил иск бывшей супруги бизнесмена на 850 млрд рублей.
Владимир Литвиненко: долгий путь в миллиардеры
Как руководитель предвыборного штаба Владимира Путина стал первым в РФ ректором-миллиардером.
Из последних «Техносил»
Интернет-магазин ритейлера решено закрыть.
Семья Гуцериева не заработала на перепродаже акций «М.видео»
Вероятно новым владельцам торговой сети срочно понадобилось возвращать банковский кредит.
Семья Гуцериева выручила 17,95 млрд рублей от продажи доли в «М.Видео»
Акции проданы с 6-процентной скидкой к рынку.
Семья Гуцериева продает долю в «М.видео»
Зарубежным инвесторам будет предложено 24,66% акций компании стоимостью около 19 млрд рублей.
Владимир Якунин попытался скрыть свои активы от Алексея Навального
Семья бывшего главы РЖД Владимира Якунина наняла британскую компанию GPW+ для сокрытия своих активов от возможных расследований Алексея Навального. В окружении Якунина это опровергают.
Банкротных дел мастер Гуцериев
Бизнесмен ликвидирует стратегическое предприятие "Уфалейникель" на Урале.