Хозяева медной горы

Источник
«Запасник» Усманова: что такое Удокан и зачем его разрабатывать?
Почему в российской глубинке с советских времен не могут начать разработку «забайкальского Клондайка» и как «Вечный Удокан» переходил из рук в руки, а в итоге потерялся в недрах компаний Алишера Усманова.

 Давние сокровища

Удоканское месторождение открыто в 1949 году. Коллеги подшучивали над первоокрывательницей, геологом Елизаветой Буровой, писали советские СМИ: мол, это равносильно обнаружению недр на Луне. Дело в том, что до Удокана сложно добраться: когда строили Байкало-Амурскую магистраль, ее специально увели на север — с перспективой на богатые залежи руды. Однако освоение «медной горы» так и не началось.

Запасами в СССР гордились еще при Хрущеве — запасами, а не разработкой. Проектная документация готовилась с 1960-х годов, но до дела не доходило: более дешевая альтернатива — простые месторождения Узбекистана и Казахстана — советскую власть устраивала.

 СПРАВКА

 Удоканское месторождение — одно из самых старых месторождений на планете, древнейшее из месторождений медистых песчаников — его возраст около 2 млрд лет. По объемам меди оно занимает третье место в мире, уступая только двум — Ою-Толгою в Монголии и Pebble на Аляске. Запасы Удокана оцениваются в 20–25 млн тонн меди, а это порядка 60% российских резервов данного металла.

 Вопрос вновь возник в 1992 году, когда стране понадобилась собственная сырьевая база. Первый тендер на право разработки месторождения выиграла малоизвестная российско-американская Удоканская горная компания. К 1995 году они даже выполнили технико-экономическое обоснование разработки месторождения, но к дефолтному 1998 году компания потеряла лицензию на разработку.

Доизучением Удокана занялась Забайкальская горная компания (БГК), основателями которой выступили правительство Читинской области (в настоящее время — часть Забайкальского края. — прим. ред.),  Восточно-Сибирская и Забайкальская железные дороги, ОАО «Баминвест». Процесс дошел до металлургических испытаний образцов удоканской руды, но к реальной разработке дело так и не приблизилось.

Новый хозяин

В 2008 году об Удокане снова заговорили. На Удокан претендовали консорциум SMR Олега Дерипаски, Онэксим Михаила Прохорова, «Норникель», РЖД и Уральская горно-металлургическая компания. Позже все они сами отказались от проекта по экономическим соображениям. В итоге лицензию получил Михайловский ГОК — компания принадлежала «Металлоинвесту» Алишера Усманова. Специально для Удокана компания создала дочернее предпритие — Байкальскую горную компанию.  Для строительства инфраструктуры и разработки месторождения «Металлоинвест» пообещал создать консорциум с госкорпорацией «Ростехнологии».

На заре первого экономического кризиса лицензия обошлась в 15 млрд рублей. «Металлоинвест» пообещал направить в разработку месторождения более 100 млрд. руб. В соответствии с условиями конкурса, через семь лет ГОК должен был добывать не менее 36 млн. тонн руды (в СССР планировали еще больше — 50 млн тонн). Строительство гидрометаллургического комплекса на базе Удоканского месторождения должно было начаться в 2010 году, в 2016 году предприятие обещало выйти на проектную мощность в 474 тыс. тонн катодной меди в год.

 Победитель аукциона долго не подписывал лицензию и не оплачивал остаток взноса — 10,5 млрд рублей. Источники Russiangate в БГК поясняют: Усманов рассчитывал начать разработку Удокана с помощью госбанков. Фактически он собирался купить госактив за госденьги — как часто поступали люди, сделавшие состояние в 1990-е годы.

Денег так и нет

Китайский фонд Hopu Investments хотел выкупить 10% в 2014 году, выбрав для инвестирования объект «Норникеля». План не удался. В 2017 году БГК объявила: к разработке Удокана привлекут Русскую медную компанию (РМК) Игоря Алтушкина. РМК может получить в проекте долю в 50%.

Правительство избавило Алишера Усманова от необходимости объясняться за отсутствующую медь — осенью 2014 года Роснедра перенесли начало разработки Удоканского месторождения на 2021 год.

К теме Удокана неожиданно обратился сам Алишер Усманов. В своем видеоответе оппозиционеру Алексею Навальному он среди прочего заявил следующее:

«Единственное участие в государственном аукционе было в 2008 году на Удоканское месторождение.  Компания заплатила (за лицензию. — прим. ред.) $0,5 млрд. Такую же сумму мы потратили на техдокументацию и выйдем на разработку месторождения», — сказал миллиардер.

 Технические сложности

 Руководитель направления развития горных работ российского подразделения международной горно-геологической консалтинговой группы IMC Montan Андрей Твердов отмечает, что уже на первоначальном этапе компании придется использовать высокопроизводительную технику — она дорога и сложна в монтаже. Проблем добавляет и сама природа — монтажу будет мешать местный рельеф, а холодная зима ограничивает возможности для использования гидравлических эскалаторов.

  Помимо прочего, Забайкалье отличается сейсмической активностью. Решить предстоит вопрос и с энергоснабжением. Эксперт отмечает, что месторождение уникально по своему строению, и отработанной технологии промышленного извлечения меди из подобного сырья не существует. В «Металлоинвесте» разработку месторождения оценили в 20 тыс. рабочих рук. С одной стороны, это плюс для страдающего от безработицы Забайкалья. Отсутствие инфраструктуры создает другую проблему — туда не хотят ехать. А в населенных пунктах Каларского района, где расположено месторождение, проживает всего 9,6 тыс. человек. Нужны инженеры и другие технические специалисты, с которыми проблема не только в Чите, но и в России в целом, отмечает Андрей Твердов.

 Фактически Удокан не трогается с места. Время от времени власти региона подписывают документы о сотрудничестве госинститутов с разработчиком, но в реальности ничего не меняется. В апреле 2016 года Генеральный директор Байкальской горной компании Юрий Рябов сообщил, что в ближайшее время начнется этап разработки проектной документации. Этот этап Удокан проходил уже несколько раз.

Возможно, дело вовсе не в технических сложностях. С учетом объемов залежей еще с 1990-х годов есть опасения, что разработка месторождения обрушит цены на рынке — не только нивелирует вложения, но и создаст проблемы на государственном уровне.

Но пока эта проблема не страшна: ключи от самого крупного месторождения в руках доверенного лица правительства — Алишера Усманова. И если кому-то вздумается разрабатывать Удокан — это будет политическое решение.
Персоны Компании
Запуск электростанций может сорвать «Квадра»
После завершения всех строек «Онэксим» Михаила Прохорова собирается продать энергокомпанию.
Российская элита под законодательным колпаком
Американские санкции против России выходят на качественно новый уровень. Президент не сможет отменить их без согласия Конгресса.
Фигуранта «дела Захарченко» спросили о хищении на 1 млрд
Борис Ушерович не реагирует на вызовы на допрос по громкому расследованию, однако правоохранителям удалось побеседовать с ним о дворце спорта «Сокольники».
Владимир Якунин попытался скрыть свои активы от Алексея Навального
Семья бывшего главы РЖД Владимира Якунина наняла британскую компанию GPW+ для сокрытия своих активов от возможных расследований Алексея Навального. В окружении Якунина это опровергают.
Банкротных дел мастер Гуцериев
Бизнесмен ликвидирует стратегическое предприятие "Уфалейникель" на Урале.
Турбины докрутились до Брюсселя
За поставки в Крым ответят в Минэнерго и двух «Технопромэкспортах».
Афипский НПЗ возможно будет продан Владимиром Коганом
В одиночку он не справляется с модернизацией завода.
Таможня отдает добро: подпольному часовщику вернут ценности на 5 млрд рублей
Крупнейший игрок российского серого рынка luxury Сергей Сафоничев через суд добился возврата изъятых таможней ценностей на сумму в несколько миллиардов рублей. Как ему это удалось — в расследовании РБК.
Обзор 17 - 23 июля: а судьи кто?
Из прошлой недели, богатой на события, мы решили выбрать в первую очередь роскошную свадьбу дочки краснодарской судьи, которая наделала так много шума.
Генпрокуратура засомневалась в беспристрастности петербургских судов
Верховный суд рассмотрит ее ходатайство о переносе рассмотрения громкого дела в Карелию.
Siemens ограничит поставки турбин в Россию
Это слабо отразится на бизнесе компании, почти все оборудование для строительства новых станций уже куплено.
«Северсталь» добудет руду у Виталия Черномырдина
Она стала крупным кредитором компании сына бывшего премьер-министра.
Сергей Чемезов нацелился на "Силовые машины", а ФСБ - на МЧС РФ
На прошлой неделе в РФ одной из самых горячих тем стала проблема турбин компании Siemens, которые втихую пытались поставить в Крым. Вторая по важности тема - обыски ФСБ в МЧС РФ. Считается, что ФСБ пытается поставить эту структуру под свой контроль.
Из капитала «Норникеля» вышел «Металлоинвест»
Пакет в 1,79% акций продан за $400 млн.
Немецкие СМИ вину за скандал с турбинами в Крыму свалили на Владимира Путина
Журналисты узнали об обещании Путина якобы не использовать турбины Siemens в Крыму.
«Металлоинвест» потерял 200 млн долларов на акциях «Норникеля» в пользу Алишера Усманова
В 2011 году холдинг выкупил почти 5% акций у Усманова, Скоча и Анисимова, а потом продал их дешевле.
Очень точечные санкции
Siemens пока почти не ограничивает свое сотрудничество с Россией.
Печать низкого сезона
Медиахолдинг РБК приостановит выпуск газеты в августе.