«Норникель» подготовился к эпохе низких цен на металлы еще весной 2016 г., изменив дивидендную политику. Теперь выплаты зависят от долговой нагрузки. Компания отдает акционерам 60% EBITDA, если соотношение чистого долга и EBITDA меньше 1,8. Если превышает, то начинает плавно снижаться и достигает 30%, если показатель равен или выше 2,2. Коэффициент выплат рассчитывается исходя из долговой нагрузки на 31 декабря каждого года. При этом выплаты в любом случае должны быть не менее $1 млрд.
К концу 2017 г. долговая нагрузка «Норникеля» может превысить 1,8 EBITDA, если цена металлов и курс рубля останутся на уровне 1 августа, говорится в презентации компании. На конец июня этот показатель был равен 1,5.
Никель и медь начали стремительно дешеветь в конце 2015 г. С 2013 г. «Норникель» платил в виде дивидендов половину EBITDA, но в прошлом году решил привязать выплаты к уровню долга. «Кризис на сырьевых рынках не кратковременная тенденция – это новая реальность», – объяснял тогдашний первый вице-президент «Норникеля» Павел Федоров.
«Доля EBITDA, выплачиваемая в качестве дивидендов, снижается при достижении порога 1,8. Однако окончательное решение по размеру дивидендов остается за акционерами компании», – приводит «Норникель» слова старшего вице-президента компании Сергея Малышева. Впрочем, крупные акционеры «Норникеля» рассчитывают на выплаты именно по дивидендной политике, сказали «Ведомостям» два источника, близких к разным акционерам компании.
«Норникель» слишком консервативен в своих оценках, считает аналитик БКС Кирилл Чуйко. Вероятность того, что долговая нагрузка компании превысит 1,8 EBITDA, невысокая. В первом полугодии EBITDA «Норникеля» снизилась на 3% в сравнении с прошлым годом до $1,74 млрд. Несмотря на рост цен на металл в первом полугодии из-за укрепления рубля, «Норникель» недосчитался $357 млн EBITDA, а в связи с увеличением социальных расходов – $352 млн, следует из презентации. В I квартале «Норникель» предупреждал, что может не выполнить производственный план из-за неблагоприятных метеорологических условий (компании пришлось приостанавливать плавильные мощности в Норильске, чтобы не увеличивать концентрацию вредных веществ в воздухе) и завершения программы реконфигурации производства (никель теперь выплавляется в Кольской ГМК и Norilsk Nickel Harjavalta, медь – в Заполярном филиале). Первый вице-президент – операционный директор «Норникеля» Сергей Дяченко отмечает, что риск не выполнить план остается, хотя компания делает все возможное, чтобы этого не допустить. Даже если к концу года долговая нагрузка превысит пороговое значение, выплаты «Норникеля» снизятся не слишком сильно – на 5–10%, оценивает Чуйко.