НИПИГАЗ удобрил Тимченко и Шамалова дивидендами

Источник
Бывший советский институт газопереработки НИПИГАЗ за последние годы стал одной из крупнейших инжиниринговых компаний России с выручкой 242 миллиардов рублей.
В 2016 году среди акционеров появились Геннадий Тимченко и Кирилл Шамалов, с тех пор крупные подряды группы «Газпром», «Новатэка» и «Сибура», по оценке Forbes, принесли им минимум 5 млрд рублей дивидендов.

«Предложили первую работу за мою жизнь. Сказали, что есть две вакансии: в Омске и в городе Свободный Амурской области, выбирайте. И я просто без раздумий сказала: я еду в Свободный! Люблю исследовать то, что далеко за пределами моей Республики Башкортостан», — говорит на камеру миловидная девушка в униформе бирюзовых цветов. Это один из множества роликов на YouTube-канале компании НИПИГАЗ, рассказывающих о буднях ее сотрудников и масштабных стройках, на которых они работают. Рядом с городом Свободный «Газпром» строит гигантский Амурский газоперерабатывающий завод мощностью 42 млрд м3 в год, НИПИГАЗ выступает генподрядчиком.

Известный преимущественно на узком ижиниринговом рынке НИПИГАЗ в 2020 году заработал 242 млрд рублей выручки. Для сравнения, «Мосинжстрой», который осваивает гигантские бюджеты московского метро, заработал 234 млрд рублей. Если бы в 2020 году НИПИГАЗ не входил в структуру «Сибура», в последнем рейтинге крупнейших частных компаний России Forbes он мог бы занять 41-е место.

В конце прошлого года «Сибур» перед поглощением татарстанской группы ТАИФ выплатил своим акционерам щедрые дивиденды — в том числе акциями НИПИГАЗа. Более 50% акций компании, по оценке Forbes, контролируют миллиардеры Геннадий Тимченко, Леонид Михельсон и Кирилл Шамалов. Тимченко и Шамалов стали акционерами НИПИГАЗа еще в 2016 году, с тех пор компания превратилась из скромной «дочки» «Сибура» в крупнейшего частного подрядчика в России и выплатила им по меньшей мере 5 млрд рублей дивидендов. Как устроен этот бизнес?

Появление гиганта

НИПИГАЗ расшифровывается как Научно-исследовательский и проектный институт по переработке газа. Такое название с приставкой «всесоюзный» в 1972 году получил  расположенный в Краснодаре филиал «ЮжНИИгипрогаза» — этот институт отвечал за развитие газовых месторождений СССР и строительство первых газопроводов. В том же 1972 году НИПИГАЗ перешел в ведение Министерства нефтяной промышленности, став ключевым советским институтом в сфере переработки попутного нефтяного газа. Сотрудники института проектировали газоперерабатывающие заводы (ГПЗ) сначала в Западной Сибири, а затем и в других частях Советского Союза.

В 1995 году российское правительство учредило Сибирско-Уральскую нефтегазохимическую компанию («Сибур»). Одним из первых ее активов, помимо заводов в Перми и Сибири, стал именно НИПИГАЗ. При активном участии бизнесмена Якова Голдовского «Сибур» начал обрастать оставшимися фактически бесхозными после развала СССР нефтехимическими активами. В начале 2000-х Голдовский, став фигурантом уголовного дела, был вынужден продать «Сибур» «Газпрому».

В 2010-2011 годах крупнейшими акционерами «Сибура» стали Леонид Михельсон и Геннадий Тимченко. К этому моменту НИПИГАЗ как проектировщик успел поработать над крупными проектами, например, газопроводом «Голубой поток» и заводом «Сахалин 2». Правда, в 2011 году выручка института составляла всего 3,4 млрд рублей — проектные компании зарабатывают меньше, чем генподрядчики.

Михельсон и Тимченко уже были партнерами в независимом производителе газа «Новатэке», который планировал строить на севере Ямала мегазавод про производству сжиженного природного газа. Проектную документацию для завода «Ямал СПГ» мощностью 15 млн т сжиженного газа в год и стоимостью $27 млрд стал разрабатывать НИПИГАЗ. Амбициозные проекты были и у «Сибура»: в 2015 году компания начала строительство под Тобольском завода «Запсибнефтехим» мощностью 2 млн т полимеров.

Как рассказывал в одном из интервью глава «Сибура» Дмитрий Конов, работа на этом и других проектах компании заставила НИПИГАЗ, чьи компетенции исторически ограничивались проектированием, расширить штат за счет специалистов по управлению инвестпроектами. НИПИГАЗ начал трансформироваться в EPC-подрядчика. EPC-контракты (Engineering, procurement, construction) предполагают управление проектом на всех стадиях: от подготовки проектной документации и поставки материалов до строительства и запуска.

В 2015 году НИПИГАЗ стал генеральным подрядчиком Амурского газоперерабатывающего завода «Газпрома» мощностью 42 млрд м3. Объем инвестиций —  около 1 трлн рублей (порядка $13 млрд). Конов рассказывал, что сумма контракта по этому проекту состояла из двух частей. Первая включала расходы на услуги международных инжиниринговых компаний, доставку оборудование и найм строительных компаний. Вторая — вознаграждение самого НИПИГАЗа.

В самом НИПИГАЗе именно 2015 год обозначают как начало большой трансформации, когда компания начала развивать направление по управлению проектами: «Оно объединяет в себе ответственность за большое количество процессов уже на стадии реализации проекта — в том числе контроль поставок, логистики, самого строительства и интерфейсов. И вместе с тем подразумевает принятие на себя рисков за эту реализацию, в том числе и финансовых».

В 2016 году «Сибур» продал своим акционерам 50% НИПИГАЗа. Большую часть этого пакета выкупили Геннадий Тимченко и зампред правления «Сибура» Кирилл Шамалов, который на тот момент был вторым после Михельсона акционером нефтехимической компании с пакетом около 21% акций. Тимченко получил около 18% в НИПИГАЗе, Шамалов — около 10%. Эти цифры в разное время подтверждали Forbes знакомые обоих бизнесменов. Сумма сделки не раскрывалась. По оценке, сделанной исходя из балансовой стоимости компании, которую приводил «Комерсантъ», она могла составить 1-1,5 млрд рублей. 

Миллиарды на химии

Продажу половины НИПИГАЗа в 2016 году Конов объяснял желанием части акционеров «участвовать в бизнесе НИПИГАЗа напрямую, чтобы не привносить в деятельность «Сибура» риски инжинирингового бизнеса». Пока совладельцы компании могут быть довольны. С 2016 года выручка НИПИГАЗа выросла более чем в 10 раз, до 242 млрд рублей в 2020 году. По этому показателю НИПИГАЗ занимает второе место среди российских инжиниринговых компаний. Выше выручка в 2020 году была только у «Газпромстроя», единого подрядчика «Газпрома». Принадлежащий московскому правительству «Мосинжстрой» заработал 234 млрд рублей, «Атомстройэкспорт», входящий в группу «Росатом», — 224 млрд рублей. Ближайший частный конкурент — группа «1520» с выручкой 162 млрд рублей в 2020 году, она строит инфраструктуру для РЖД. Правда, в отличие от всех этих компаний, у НИПИГАЗа нет собственных строительных мощностей. Для работ он привлекает подрядчиков. Всего в компании работает 4500 человек.

В примечании к отчетности НИПИГАЗа за 2020 год говорится, что, помимо Амурского ГПЗ, НИПИГАЗ является EPC-подрядчиком объектов общезаводского хозяйства Амурского газохимического комплекса «Сибура» и Sinopec на 2,7 млн т полимеров, управляет строительством еще одного ямальского завода «Новатэка» «Арктик СПГ 2» мощностью 19,8 млн т и модернизацией Московского и Омского НПЗ «Газпром-нефти». В самом НИПИГАЗе сообщили Forbes, что в портфеле компании более 30 контрактов, но не раскрыли бэклог (стоимость контрактов, которые предстоит завершить в будущем).

Осенью 2021 года «Сибур» поглотил татарстанскую группу ТАИФ, после объединения стоимость компании составила $27 млрд. Накануне сделки компания выплатила своим акционерам рекордные дивиденды на 110 млрд рублей. Кроме того, в виде дивидендов «Сибур» распределил среди совладельцев оставшийся у него пакет акций НИПИГАЗа. В результате доля Тимченко в НИПИГАЗе, по оценке Forbes, должна была вырасти до 27%, Шамалова — до 12%, Леонид Михельсон стал вторым по размеру пакета (18%) акционером инжиниринговой компании. Покупал ли он акции компании в 2016 году, неизвестно, НИПИГАЗ структуру акционеров не раскрыл. Из девяти мест в совете директоров НИПИГАЗа два занимают представители компании «Ладога менеджмент», которая управляет активами Кирилла Шамалова, еще по одному месту у менеджеров Volga Group Тимченко и  «Новатэка».

Для этой сделки стоимость НИПИГАЗа была оценена в 26,8 млрд рублей. Эта сумма соответствует величине нераспределенной чистой прибыли компании. Есть и альтернативные оценки: в прошлом году эксперты «НЭО-Центра» для Forbes методом дисконтирования денежных потоков оценивали стоимость 100% НИПИГАЗа в 60-70 млрд рублей.

НИПИГАЗ и сам выплачивает внушительные дивиденды в размере 30-50% чистой прибыли в последние три года. Оставшаяся часть прибыли, объяснял Конов, резервируется под возможные риски, например штрафы за невыполнение контрактов. В 2016-2020 годах дивиденды компании составили 17,5 млрд рублей, Тимченко и Шамалов, по расчетам Forbes, получили из этой суммы не меньше 5 млрд рублей.

В подрядном бизнесе даже наличие влиятельных акционеров не всегда является залогом того, что все пойдет гладко. На сайте HeadHunter можно ознакомиться с описанием вроде бы успешного кейса — в конце 2020 года НИПИГАЗ за два месяца собрал с нуля команду для инжинирингового центра в Санкт-Петербурге. Филиал понадобился для участия в новом крупном проекте — в 2020 году НИПИГАЗ заключил с «РусХимАльянсом» (совместное предприятие «РусГазДобычи» бывшего партнера братьев Ротенбергов Артема Оболенского и «Газпрома») EPC-контракт на строительство под Усть-Лугой завода по производству СПГ мощностью 45 млрд м3. Но весной 2021 года работы прекратились. В НИПИГАЗе объясняли это расхождением в оценке рисков и тем, что заказчик не определился со схемой финансирования проекта. Источник, близкий к «РусГазДобыче» Оболенского, говорил РБК, что НИПИГАЗ якобы завышал стоимость работ и нарушал установленные сроки по проекту. По данным НИПИГАЗа, выручка компании в 2021 году сократилась до 188,5 млрд рублей. 
Персоны Компании
Телеграм-канал Банкста: сообщения от 07.02.2022
Сообщения канала за 07 февраля 2022 года.
Телеграм-канал The Moscow Post: сообщения от 07.02.2022
Сообщения канала за 07 февраля 2022 года.
Телеграм-канал Компромат 2.0.: сообщения от 06.02.2022
Сообщения канала за 06 февраля 2022 года.
Телеграм-канал Горчица: сообщения от 05.02.2022
Сообщения канала за 05 февраля 2022 года.
Телеграм-канал Компромат ГРУПП: сообщения от 04.02.2022
Сообщения канала за 04 февраля 2022 года.
Телеграм-канал ВЧК ОГПУ: сообщения от 04.02.2022
Сообщения канала за 04 февраля 2022 года.
Кто хранит золото Тимченко
Афилированного с Тимченко бизнесмена подозревают в мнимых банкротствах и сделках с драгметаллами.
«Я тебя посажу очень скоро»
С десяток пуль изрешетили черный «Мерседес S500», двигавшийся в сторону Петербурга. Шенгелия был крайне колоритным персонажем бандитского Петербурга, знал многие тайны этого города
Что спрятали от «Маяка» на Урале
Компании «Росатома» требования на сотни миллионов не доказали. «Элерон» сообщил об остром дефиците кадров для строительства в Озерске.
Телеграм-канал Компромат 2.0.: сообщения от 03.02.2022
Сообщения канала за 03 февраля 2022 года.
Телеграм-канал Горчица: сообщения от 03.02.2022
Сообщения канала за 03 февраля 2022 года.
Телеграм-канал The Moscow Post: сообщения от 03.02.2022
Сообщения канала за 03 февраля 2022 года.
Телеграм-канал Компромат ГРУПП: сообщения от 03.02.2022
Сообщения канала за 03 февраля 2022 года.
Суд опять не отпустил Зиявудина Магомедова домой
Заболевшему совладельцу группы компаний «Сумма» Зиявудину Магомедову продлили арест в его отсутствие.
Донстрой коррумпировал правоохранителей
Застройщик регулярно делает транши для экс-сотрудников ДЭБ МВД во главе с Андреем Хоревым за подключение к теплу.
Из газопровода выжимают дивиденды
«Газпром» подал в суд на польский PGNiG.
Сын Тимченко и дочь Хана - чьих детей могут отчислить из зарубежных вузов
Санкции против России нанесут удар по «ближайшему окружению» президента Владимира Путина и их семьям. Попадание в черный список отрежет доступ к элитным западным университетам.
Токарев плюс Рейльян. Шальные дела и схемы арестованных экс-чиновников
Владимир Токарев уже наладил основные денежные потоки в собственных интересах и в интересах собственных же покровителей, которые направляли его с момента первых проверок по уголовным делам