В понедельник, 26 апреля, следователи СК возбудили уголовное дело в отношении Николая Кондрата. Сын бывшего заместителя генпрокурора России Ивана Кондрата и судьи Московского арбитражного суда Елены Кондрат обвиняется в организации двух убийств, которые лишь случайно не были доведены до трагического финала. О подробностях произошедшего «Известиям» сообщили оперативники уголовного розыска. Это не первое преступление, в совершении которого подозревается 20-летний Николай Кондрат. 21 декабря 2020 года он был задержан правоохранителями по делу об убийстве его водителя. Молодому человеку грозит серьезный срок — вплоть до пожизненного заключения, поясняют юристы. По данным источника в правоохранительных органах, высокопоставленные родители пытаются замять дело Николая, используя связи — они неоднократно обращались в Генпрокуратуру РФ с просьбой провести надзорные проверки, но оснований для прекращения дела прокуроры не нашли.
Игра в мафию
По версии следствия, первое убийство Николай Кондрат запланировал в сентябре прошлого года. Мишенью оказалась молодая предпринимательница Татьяна Петрова (по этическим соображениям имя изменено), чей бизнес был связан с госзакупками для муниципальных и государственных нужд. Дела шли успешно, девушка выигрывала львиную долю подрядов на организацию питания во время городских мероприятий, что мешало получать аналогичные тендеры возлюбленной Николая Марии Шаламовой — она занималась тем же бизнесом.
Согласно данным базы СПАРК, за пять лет предпринимательской деятельности Татьяна выиграла 94 контракта на 46 млн рублей, заказчики — органы муниципальной власти разных районов Москвы.
Николай решил помочь подруге справиться с конкуренткой, рассказал «Известиям» источник в правоохранительных органах. Способ он выбрал радикальный — убийство.
Вторым человеком, убийство которого, по версии следствия, заказал Николай Кондрат, стал Михаил Иванов (по этическим соображениям имя изменено), владелец офисного центра в Москве, у которого Николай арендовал помещение.
— На самом деле никакого бизнеса у парня не было. Он, похоже, воображал себя мафиози — был уверен, что в этой жизни ему все позволено и ему за это ничего не будет. Благодаря высокому статусу родителей чувствовал свою абсолютную безнаказанность, — допустил собеседник «Известий».
Следствие считает, что решение убить Михаила было принято также из корыстных мотивов — чтобы завладеть офисным центром.
— Парню, видимо, надоело платить аренду за свой офис, и он решил завладеть помещением целиком. Для этого придумал владельца убить, а сделку купли-продажи совершить через подставного человека, но по документам владельца, предварительно загримировав его так, чтобы он был похож на Иванова, — уточнил источник.
Исполнителем обоих убийств был выбран Никита Мацнев, близкий знакомый Николая. По данным «Известий», мужчина 1996 года рождения ранее не был судим, но имел кредитные долги. Для слежки за обеими жертвами, утверждает источник редакции, Николай Кондрат лично купил специальные трекеры и передал их Мацневу, чтобы тот установил аппаратуру на машины Петровой и Иванова. Орудием убийства был выбран нож, жертв необходимо было подкараулить около дома и инсценировать разбойное нападение.
Как установило следствие, чтобы замести следы, покупать нож для убийства Татьяны Мацнев поехал в Рязань. К счастью, исполнить задуманное не удалось — его задержали по подозрению в организации еще одного убийства. Увы, доведенного до конца.
Чисто московское убийство
2 октября 2020 года автомобиль «Тойота Камри» Николая Кондрата остановили на Кутузовском проспекте сотрудники ДПС. За рулем был его водитель Кирилл Игитханян. Он предъявил полицейским удостоверение следователя и специальный талон-«непроверяшку», позволяющий владельцу такого документа избегать проверок на дорогах.
Удостоверение и талон вызвали у полицейских сомнения в подлинности, на этом основании Кирилла Игитханяна задержали и доставили в Дорогомиловский ОВД.
Николая Кондрата задержание водителя с «липовым» удостоверением обеспокоило. Чтобы водитель не рассказал об этом родителям, парень решил от него избавиться, утверждает источник «Известий» в правоохранительных органах. Исполнить задуманное он поручил тому же Никите Мацневу, пообещав «щедрый» гонорар — 80 тыс. рублей.
По версии следствия, через водителя такси Николай Кондрат передал Никите Мацневу охотничий нож и написал Кириллу сообщение, назначив встречу в глухом месте — в овраге в Луховицком районе Московской области — якобы с целью обсудить произошедшее. Никита Мацнев привлек к делу своего знакомого Геннадия Воскресенского. Вдвоем они встретили ничего не подозревавшего водителя в назначенном месте на следующий день после инцидента с задержанием, 3 октября. В ходе встречи завязалась драка, мужчина получил несколько ножевых ранений, от которых умер.
21 декабря 2020 года Николай Кондрат был задержан по подозрению в организации убийства Кирилла Игитханяна. Выйти на предполагаемого исполнителя и заказчика следователям удалось благодаря биллингу телефонных разговоров убитого, а также программе, позволяющей отследить передвижения человека по мобильному телефону. Биллинг вывел следователей на Никиту Мацнева, который был арестован вместе со вторым исполнителем Геннадием Воскресенским. Под угрозой пожизненного срока, утверждает источник «Известий», Мацнев решил облегчить свою участь чистосердечным признанием и показаниями на заказчика убийства. А также рассказал о незавершенных убийствах Татьяны Петровой и Михаила Иванова, которые не успел довести до конца из-за ареста.
Кроме свидетельских показаний Никиты Мацнева, заключившего сделку со следствием, причастность Николая Кондрата к преступлениям подтверждают и другие собранные доказательства, сообщили «Известиям» оперативники уголовного розыска. Это те самые трекеры, биллинги разговоров, показания водителя такси, записи с камер видеонаблюдения, смс-переписка, изъятая с личного компьютера программа слежения и другое.
Отцы и дети
Михаил Иванов заявил «Известиям», что ничего не знает об уголовном деле в отношении Николая Кондрата. С человеком с таким именем он не знаком, первый раз о нем услышал от СМИ, которые проявляют к нему повышенный интерес, отшутился он. Другая предполагаемая жертва, Татьяна Петрова, сказала, что подробности уголовного дела раскрывать не может до окончания следствия.
— Как я себя чувствую? А как может чувствовать себя человек, которого хотели убить? Для меня это все шок, — сказала она.
При проведенном после задержания обыске в квартире сына Елены и Ивана Кондрат силовики нашли $200 тыс. наличными, еще 100 тыс. были обнаружены в его машине, утверждает источник редакции. По его словам, объяснить происхождение этих денег Николай Кондрат не смог.
Уголовное дело по покушениям на жизни двух человек было возбуждено 26 апреля по ч. 1 ст. 30 и ч. 2 ст. 105 УК РФ — «Умышленное убийство группой лиц по предварительному сговору». Николай Кондрат отказался давать показания по делу. Но позже заявил о якобы совершенном в отношении него оговоре.
На следствие уже неоднократно оказывались попытки давления, отметил источник «Известий». Высокопоставленные родители Николая пытались перевести его из СИЗО под домашний арест. Они также не раз обращались в Генпрокуратуру РФ с просьбой провести надзорные проверки. Дело изымалось у следователей, но Генпрокуратура не нашла ни одного основания для его прекращения.
О родителях подозреваемого известно следующее. Мать, Елена Кондрат — судья московского арбитража, доцент кафедры административного и финансового права МГИМО, автор более 40 научных работ в области финансового права, финансового контроля и финансовой безопасности государства. В арбитражном суде в ее производстве находятся многомиллионные дела о банкротстве физических и юридических лиц, а также гражданские споры. Отец Николая Иван Кондрат — экс-заместитель бывших генпрокуроров России Владимира Устинова и Юрия Чайки, экс-замминистра юстиции РФ, доцент кафедры уголовного права МГИМО. В сферу его научных интересов входит, в частности, российский и международный опыт противодействия коррупции, сообщает официальный сайт вуза. А одна из последних публикаций от 2018 года посвящена проблемам потерпевших в уголовном судопроизводстве.
Иллюзия вседозволенности
Оказать влияние на ход дела, используя связи времен работы в Генпрокуратуре, не удастся, уверен адвокат, кандидат юридических наук, полковник милиции в отставке Евгений Черноусов.
— С приходом нового прокурора ситуация изменилась. Знаю не понаслышке. Я один из следователей по громкому делу 1959 года по перевалу Дятлова, как адвокат защищаю троих родственников. С вступлением Игоря Краснова в новую должность у нас и по этому резонансному делу пошли изменения к лучшему. Есть и другие примеры. Я вижу, что новый прокурор взялся по-настоящему за свои обязанности, это видно по его действиям, он никогда не возьмет никакие взятки ни от кого, у него другой настрой и другие приоритеты. Я думаю, что это отразилось и на деле Николая Кондрата. Что прокуратура пойдет на поводу у кого-либо, нарушая закон, этого сейчас не может быть, — считает адвокат.
Когда-то на некоторые решения прокуратуры действительно можно было повлиять, используя личные связи, отметил профессор Государственного университета управления, член общественного совета при МВД Владимир Волох.
— Я полагаю, это и послужило поводом для того, чтобы произвести тщательный подбор кадров в Генпрокуратуре и в органах на местах. Их сегодняшний состав соответствует требованиям времени. Прогресс, безусловно, есть. Люди могут хотеть использовать связи, но, чтобы прокурор вынес какое-то представление, должно существовать солидное правовое поле. «По звонку» такие вопросы сейчас не решаются. В настоящее время связи минимизированы и в основном действует принцип соблюдения законодательства, — полагает эксперт.
У детей из элитных семей нередко формируется синдром вседозволенности, это распространенная проблема, считает психолог-психиатр Марк Сандомирский. У ребенка, которому никогда ни в чем не отказывали, может появиться стойкое убеждение, что он лучше других и имеет моральное право этих других унижать, использовать и подавлять. И даже совершать в их отношении преступления, говорит эксперт.
— В этом могут принимать участие и элементы семейного сценария, если подросток наблюдал такое поведение в семье. Он привык, что такое отношение к людям — норма. И, вырастая, реализует это отношение в собственных поступках, — объяснил Марк Сандомирский.
Повлиять может и существующий в обществе культ успеха любой ценой, считает эксперт. Многие молодые люди теряют чувство реальности, а высокий статус родителей им в этом помогает, создавая иллюзию безнаказанности.