Экспорт занимает 51,1% в выручке концерна «Калашников», хотя по итогам 2017 года доля составляла 55,6%. В абсолютном выражении выручка от экспорта военной и гражданской продукции снизилась на 172 млн руб. в сравнении с прошлым годом. «Калашников» не испытывает значительного влияния санкций и пытается в этих условиях выйти на новые рынки сбыта. Кроме того, на предприятии ведется импортозащение электронной продукции. Эксперты считают, что предприятие может увеличить продажи своей продукции.
Доля экспорта в выручке концерна «Калашников» по итогам первого полугодия составляет 51,1%, говорится в ежеквартальном отчете предприятия. Экспорт является определяющим источником доходов компании. «По итогам 2017 года доля экспорта составляла 55,6% выручки, при этом в абсолютном выражении выручка от экспорта военной и гражданской продукции снизилась на 172 млн руб. относительно результатов за 2017 года»,— говорится в документе.
В концерне подчеркивают, что на рынок оружия влияет внешнеполитическая обстановка. В различных странах к власти приходят силы, которые могут быть настроены как агрессивно, так и дружественно к тому или иному поставщику. Из-за экономических кризисов, падений цен на нефть стала пользоваться большим спросом менее дорогая техника. Концерн признает, что в таких условиях позиции предприятия улучшаются, так как его продукция дешевле зарубежных аналогов. «Новые возможности для российского военного экспорта открывает борьба с терроризмом в целом и военные операции в разных странах мира»,— сказано в отчете.
Влияние наложенных США санкций на концерн по-прежнему не оказывают существенного влияния, утверждает «Калашников». Напомним, предприятие включено в список лиц, с которыми американским партнерам запрещено вести бизнес. Однако это привело к существенному сокращению поставок гражданской стрелковой продукции. Кроме этого, в отношении концерна действуют санкции, связанные с блокированием имущества и долей имущества на территории США, и запретом всем физическим и юридическим лицам США предоставлять, экспортировать или реэкспортировать, напрямую или не напрямую, средства, товары, услуги российским организациям.
В связи с санкциями «Калашников» ведет импортозамещение электронной компонентной базы на российские аналоги, выстраивает новую сеть дистрибуции на зарубежных рынках и пытается выйти на рынки Южной Америки, Азии и Океании.
Что касается возможных колебаний валютного курса, то в концерне отмечают, что не имеют кредитов в иностранной валюте. Критическим уровнем инфляции называется 30%. При такой инфляции «Калашников» примет меры по сокращению дебиторской задолженности и по заключению долгосрочных контрактов.
«В первую очередь за счет рынков сбыта. Концерн "Калашников" не работает с западной Европой или Америкой. На все другие страны мира санкции не распространяются. Главными рынками сбыта, кроме России, для концерна являются бывшие страны СНГ, Латинская Америка, Африка, Азия и арабские страны. География сбыта, как мы видим, обширна, и она не была затронута санкциями. Следовательно, нет повода ожидать спада в продажах. Наоборот, на фоне обострения геополитической ситуации можно ожидать рост продаж. Впрочем, это в первую очередь будет зависеть от запуска новых моделей. Рынок стрелкового оружия крайне конкурентный и инновации играют тут важную роль»,— считает генеральный директор исследовательской компании MAR CONSULT Дмитрий Шиманов.
«Западные санкции в отношении АО «Концерн «Калашников» означали, в первую очередь, запрет на поставки гражданской стрелковой продукции, то есть спортивного и охотничьего оружия, в США и ряд стран Европы. В результате предприятие потеряло крупнейший в мире рынок гражданского стрелкового оружия (ГСО) — США. Впрочем, компания сумела переориентироваться на другие направления экспорта ГСО, в частности, на страны СНГ, Азии, ЮАР, что нивелировало негативный эффект от санкций, компания смогла заместить те объемы, которые до введения санкций поставлялись на американский рынок. Между тем, доступ для иностранной продукции на российский рынок ограничен по причине ответных санкций России по отношению к ряду западных стран, что также способствует сохранению лидирующих позиций предприятия на внутреннем рынке гражданского стрелкового оружия»,— считает аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.