Чуть меньше года прошло с тех пор, как Центробанк отозвал у «Внешпромбанка» лицензию на осуществление банковских операций. Совладелец банка Георгий Беджамов счастливо скрылся в Монако, президент, Лариса Маркус, – без пяти минут на скамье подсудимых. Сумма недостачи, изначально озвученная как 700 миллионов рублей, после уточнения данных выросла до 6,3 миллиарда.
Сестра за брата отвечает?
Предварительное следствие по делу окончено, документы вот-вот будут переданы в прокуратуру. Возможно, именно близость суда повлияла на обвиняемую в растрате Ларису Маркус. Как сообщают источники, близкие к следствию, женщина признала свою вину и готова пойти на сделку со следствием ради смягчения приговора. Секретарь кредитного комитета «Внешпромбанка» Екатерина Глушакова, в отличие от начальницы, вину не признает. По словам ее адвоката, Олега Старкова, Глушакова не имела преступных намерений и просто выполняла указания вышестоящих лиц, в первую очередь, – Ларисы Маркус. Ее брат Георгий Беджамов, совладелец финансового учреждения и по совместительству президент Федерации бобслея России, также мог бы понести ответственность. Но он, в отличие от менее удачливой напарницы, успел выехать за границу.
В середине марта Беджамов был объявлен в международный розыск и даже, спустя месяц, задержан. Однако власти княжества Монако, где Беджамов сейчас обосновался, 30 сентября отказались выдать его по запросу Генеральной прокуратуры РФ.
Пациент на 100% мертв
Схема хищений, как полагает следствие, основывалась на оформлении фальшивых документов на снятие денег с клиентских счетов, а также для получения кредитов. Таким образом обналичено было 389 миллионов рублей, 1 миллион 25 тысяч евро, 4,5 миллиона долларов. В пересчете на рубли это примерно 750 миллионов. Но это не все, что было украдено. Введенная во «Внешпромбанке» временная администрация выявила хищение 6,3 миллиарда рублей. Вообще же аудит, который совместно провели Банк России и Агентство по страхованию вкладов, показал, что обязательства банка превышали его имеющиеся активы на 187,4 миллиарда рублей, а отчетность, которую банкиры предоставляли Центробанку,
«не содержала достоверной информации о качестве и величине активов и обязательств банка».
В документах, которые банк предоставлял регулятору, значились совсем другие цифры: активы на 1 января 2016 года якобы составляли 236,55 миллиарда рублей, обязательства – 221,12 миллиарда рублей. Масштабы финансовой катастрофы оказались таковы, что Центробанк принял решение отозвать лицензию у «Внешпромбанка», т.к. никакая санация его оживить уже не смогла бы. При том, что в хорошие времена «Внешпром» занимал 40-е место в банковской системе РФ.
Наследство патриарха
Пристальное внимание к хищениям во «Внешпроме» вызвано еще и тем, что вкладчики, пострадавшие от действий Беджамова и Маркус, далеко не рядовые граждане РФ. Если бы не банковская тайна, список ВИП-персон, потерявших свои сбережения в результате банковских махинаций, также был бы любопытен читателю. Некоторые данные, впрочем, уже обнародованы. В частности, как выяснилось, во «Внешпромбанке» застряли средства, принадлежавшие патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II, в размере 300 миллионов рублей. Завещание патриарха, составленное еще в 1976 году, оговаривает, что его наследницей является уроженка Ярославской области Александра Смирнова – игуменья расположенного в Эстонии подворья Пюхтицкого Свято-Успенского ставропигиального женского монастыря Филарета.
По состоянию на 2009-й год наследство патриарха составляли два долларовых счета, счет в евро и счет в рублях, основная сумма хранилась в долларах. Арбитражный суд Москвы удовлетворил ходатайство Александры Смирновой о включении в реестр требований кредиторов, однако «урезал» сумму требований: с 305,6 миллиона рублей до 297,5.
В числе других пострадавших СМИ называют также бывшего вице-спикера Госдумы РФ Александра Жукова, жену зампреда правительства Дмитрия Рогозина и жену министра обороны Светлана Сорокина и Юрий Николаев, бывший губернатор Тульской области Владимир Груздев, сын бывшего руководителя Администрации президента
Сергея Иванова, жена вице-премьера Дмитрия Козака Наталья Квачева, зять главы «Транснефти» Николая Токарева Андрей Болотов и др.
Хранили во «Внешпромбанке» свои средства также крупные компании и даже госструктуры – «Транснефть» (потерявшая 9 миллиардов), Олимпийский комитет (8,5 миллиарда), структуры Русской Православной Церкви (1,5 миллиарда) и др. Напомним, что государство гарантирует вкладчикам финансовых учреждений в случае банкротства возврат (через Агентство по страхованию вкладов) суммы, не превышающей установленный предел – 1,4 миллиона рублей.
Справка
«Внешпромбанк» был зарегистрирован в 1995 году с уставным капиталом в 6 млн рублей. В конце 2000 года получил лицензию на работу с драгоценными металлами, а в середине 2001 года – генеральную лицензию на осуществление банковских операций, в октябре 2004 года стал участником системы страхования вкладов (ССВ). В 2006 году произошло изменение структуры владельцев, из которой окончательно вышло государство.