Forbes удалось выяснить имена некоторых VIP-вкладчиков Внешпромбанка (ВПБ), в который ЦБ назначил временную администрацию. Как рассказал Forbes источник, близкий к ЦБ, и подтвердил клиент, державший средства в банке, среди вкладчиков ВПБ значатся жена министра обороны Сергея Шойгу Ирина, супруга вице-премьера Дмитрия Козака Наталья Квачева и зять главы «Транснефти« Николая Токарева Андрей Болотов. Кроме того, деньги в банки держали члены семьи руководителя Олимпийского комитета России (ОКР) Александра Жукова (его сын Петр работал во Внешпромбанке), родственники посла России на Украине Михаила Зурабова и члена совета директоров «Транснефти» Артура Чилингарова.
Представители Дмитрия Козака и Минобороны отказались от комментариев Forbes. С представителями остальных вкладчиков ВПБ связаться в среду не удалось. О том, что среди вкладчиков Внешпромбанка есть жена Дмитрия Козака, сообщил РБК.
Ирина Шойгу начинала карьеру в консалтинге, затем занялась туристическим бизнесом. В 2002 году она стала президентом турфирмы «Экспо-Эм», среди клиентов которой было и Министерство по чрезвычайным ситуациям, возглавляемое в то время Сергеем Шойгу. С 2009 года работает деканом Высшей школы спортивной индустрии. Доход Ирина Шойгу за 2014 год составлял 4,8 млн рублей.
По словам одного из источников Forbes, в ходе проверки Внешпромбанка выяснилось, что на некоторых вкладчиков без их ведома оформлялись кредиты. «На одного из состоятельных клиентов оказался оформлен кредит на 120 млн рублей, который был оформлен без его ведома», – говорит источник близкий к ЦБ.
VIP-клиенты и другие контрагенты банка рассказывают, что основные решения в банке принимала его президент Лариса Маркус и они ей верили до последнего.
Один из VIP-вкладчиков считает, что обманывать таких клиентов было бы сумасшествием. «Вкладчики будут пытаться любыми способами заставить Маркус вернуть средства на баланс. Но надежды на то, что банк сохранит лицензию, мало, и решение о санации может принять один человек, и он работает не в ЦБ», — говорит источник среди VIP-вкладчиков.
Среди клиентов Внешпромбанка помимо родственников известных госслужащих были и крупные российские компании, которые держали на счетах в банке более 35 млрд рублей. Это «Роснефтегаз», «Роснефть
», «Транснефть», структуры НМТП , сообщали «Ведомости», а источники РБК утверждают, что в банке держал деньги и ОКР. Собеседники Forbes подтверждают это.
Полиция в субботу, 19 декабря, задержала Ларису Маркус, а уже через три дня Тверской суд Москвы до 18 февраля отправил ее под арест по делу о мошенничестве в особо крупном размере. Ей грозит наказание до 10 лет лишения свободы. Защита просила закрыть судебное заседание из-за того, что в материалах дела есть личные данные подзащитной, но судья ходатайство отклонила. Следователь, в свою очередь, попросил заключить подозреваемую под стражу, мотивируя это тем, что Маркус может скрыться или помешать расследованию уголовного дела.
По данным ЦБ, у Внешпромбанка 19 акционеров, из которых 18 имеют доли менее 10%. Маркус является акционером с долей 7,4%. Она давняя знакомая Артура Чилингарова, сын которого Николай более 15 лет работал во Внешпромбанке и был гендиректором «Внешпроминвестиций». Также ранее Николай владел компаниями, которые до сих пор остаются акционерами банка, — «Гилеан» и «Фирма XXI век» (у них в сумме 9,5%). Среди акционеров банка с долей 8,2% значится Александр Зурабов, брат Михаила Зурабова. Основные же акционеры банка – малоизвестные иностранцы, которые владеют кипрскими и британскими компаниями. Крупнейшие из них — Enterprise Emerging Markets Fund, который через ФК «Приоритет» владеет 13,89% банка.
В среду, 23 декабря, на совещании в ЦБ обсуждалась ситуация в банке, рассказывает источник, знакомый с ситуацией. По его словам, не факт, что будет принято решение о санировании банка, так как дыра в балансе огромная – около 183 млрд рублей. Активы Внешпромбанка, по данным рейтинга «Интерфакс» на 1 октября, составляли 283 млрд рублей (банк входил в топ-40 по этому показателю).
Представитель ЦБ от комментариев отказался.