Налоговая беспечность обернулась для группы «Черкизово» уголовным делом

Источник
МВД возбудило уголовное дело по факту неправильного взимания налогов с выплачиваемых дивидендов.
Руководство крупного агрохолдинга подозревается в использовании незаконных офшорных схем для выплаты дивидендов и занижении налоговой ставки, сообщило МВД России. Ущерб государству оценивается примерно в 300 млн руб. Название компании МВД не сообщило. Речь идет о группе «Черкизово», сообщил ТАСС со ссылкой на источник. Это подтвердил «Ведомостям» сотрудник правоохранительных органов.

«Черкизово» – один из крупнейших в России производителей мяса: в 2016 г. группа занимала 2-е место по производству птицы с долей рынка 10% и 3-е – по производству свинины с долей 5%, гласят данные отраслевых союзов. Компанию контролирует семья ее основателя Игоря Бабаева с долей выше 80% через кипрскую MB Capital Europe Ltd.

Полицейские установили, что «злоумышленники применяли незаконные офшорные схемы при выплате дивидендов кипрскому владельцу акций агрохолдинга, являющемуся технической транзитной компанией, с целью незаконного занижения налоговой ставки с 15 до 5%», сообщило МВД. Возбуждено уголовное дело по признакам неисполнения обязанностей налогового агента в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199.1 УК РФ). В деле есть 39-летний подозреваемый, отпущенный под подписку о невыезде. Его имя МВД не называет. Генеральному директору группы «Черкизово» – сыну Бабаева Сергею Михайлову как раз 39 лет (родился 26 июля 1978 г.).

По мнению налоговой, «Черкизово» не имело права использовать соглашение об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром, согласно которому ставка налога при выплате дивидендов составляет 5%, поясняет человек, близкий к «Черкизово».

По соглашению иностранная компания платит 5% вместо 15%, уплачиваемых в России, говорит и партнер Taxology Алексей Артюх. Но получить льготу может лишь компания с фактическим правом на получение дохода. Причем эта норма действует более 20 лет. По факту большинство компаний такого права не имеют: деятельности они не ведут, активами, помимо акций российских компаний, не обладают. Но часто российские бизнесмены регистрируют такие компании только для того, чтобы воспользоваться пониженной ставкой, говорит Артюх. С 2015 г. подход к применению этих льгот несколько изменился: налоговые органы России стали внимательнее следить за их применением.

В Налоговом кодексе и налоговой практике определены признаки компаний, не имеющих прав на льготы: это компании, выступающие, по сути, посредником по передаче средств другому лицу. После этого налоговики стали доначислять компаниям недоплаченные суммы налогов. Например, в 2016 г. Арбитражный суд признал законным взыскание с «Северстали» 1 млрд руб., напоминает Артюх.

Таких дел все больше, говорит руководитель налоговой практики ЕПАМ Сергей Калинин. Уже наработана практика сбора доказательства того, что компания не является фактическим получателем дохода. И если выясняется, что это пустышка без офиса, персонала, а весь ее доход – это дивиденды, проценты и роялти, полученные от российской операционной компании, то в применении пониженной ставки будет отказано и взыскивается недоимка, рассказывает он. Поэтому и сами компании уже не рискуют претендовать на льготы, когда невозможно подтвердить право на доход, а некоторые выводят своих акционеров из офшора, говорит он.

«Между фискальными органами и руководством компании возникли технические разногласия», – сообщило «Черкизово». Практика применения налоговых ставок изменилась, но компания узнала об этом несвоевременно, также на это не обратили внимания руководство и аудиторы компании. Но как только «Черкизово» узнало о новых требованиях, то сразу оплатило начисленные налоги и пени, сообщила компания. Представитель ее аудитора – Deloitte отказался от комментариев.

В дальнейшем контролирующий акционер «Черкизово» намерен перейти в российскую юрисдикцию, уверяет близкий к компании человек. Бизнес компании в России, а вопрос офшорного владения – историческое наследие.
Персоны Компании
Руководство «Черкизово» стало фигурантом дела об уклонении от налогов
Ущерб государству, нанесенный компанией Игоря Бабаева, оценивается в 300 млн рублей.
Из "Райффайзен Банка" изгнали Джека Лондона
В "Райффайзен Банке" на Мойке полиция увидела вывод на Кипр 100 млн рублей.
Следователи по делу Шакро и Максименко дошли до Скоча
Денис Никандров стал путеводной нитью Ариадны в этом деле, дав показания на своих подельников.
Дни закрытых дверей: как «КАИ-Композит» поссорил Гильмутдинова с Гомзиным
Витрина татарстанского хай-тека за 300 млн рублей полгода простаивает — ОКБ им. Симонова не пускает каистов к их станкам.
Что общего у Михася и АФК "Система"
Зачем авторитетный московский предприниматель Сергей Михайлов принялся судиться с "проходимцем" Алексеем Навальным?
Канадские заводы компании Абрамовича собрались устроить забастовку
Рабочие двух канадских заводов Evraz не смогли договориться с руководством компании о повышении зарплаты и запланировали забастовку на начало сентября. Но компания все же пойдет на уступки, считает эксперт.
Как компании обходят санкции
История с турбинами Siemens в Крыму демонстрирует слабость санкций и изобретательность бизнеса.
Сергей Михайлов остался без опровержения
Суд не удовлетворил иск предпринимателя к Алексею Навальному.
Клиенты банков нервничают после краха «Югры»
Чтобы успокоить их, основной владелец «Открытия холдинга» Вадим Беляев возвращается к оперативному управлению.
Извините, подвиньтесь
В рейтинге российских миллиардеров Алексей Мордашов обошел Леонида Михельсона, на пятки наступает Владимир Лисин.
Алексей Мордашов стал самым богатым человеком России по версии Forbes
Акции «Новатэка» падают, сокращая состояние Леонида Михельсона каждый день.
«Северсталь» добудет руду у Виталия Черномырдина
Она стала крупным кредитором компании сына бывшего премьер-министра.
Гендиректор «Силовых машин» задержан из-за разглашения гостайны
Роман Филиппов, генеральный директор «Силовых машин», задержан в Петербурге сотрудниками Федеральной службы безопасности. Дата и обстоятельства задержания пока не уточняются.
Моя цифровая оборона
Как российское государство готовится защищаться на кибервойне.
В «Черкизово» становится теснее
Семья Игоря Бабаева выкупает долю Prosperity за 12 млрд рублей.
Дети на стройке: как Борис Минц встраивает наследников в бизнес
Борис Минц и сыновья превратили семейную компанию в крупнейшего в стране владельца первоклассных офисов.
Предвестник финансового шока: что ждет глобальные рынки во второй половине года?
Первое полугодие 2017 года оказалось для российского фондового рынка худшим с 1998 года; американский рынок еще растет, но грозит рухнуть, если Трамп так и не выполнит предвыборные обещания.